На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. |
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.
Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.
Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
"Смайлик" на полном серьезе.
Наверняка каждого из нас посещала довольно здравая мысль - ребятам в старшем подростковом возрасте надо дать возможность участия в реальных производственных отношениях, чтобы получить опыт честного зарабатывания денег собственным трудом. Но в современном мире сделать это непросто - особой выгоды включать ребят в производственный процесс нет: с одной стороны, подросток еще ничего и делать не умеет, с другой - проблемы возраста проявляются весьма выпукло. Так что взрослому-педагогу, рискнувшему в это ввязаться, придется и самому организовывать свое предприятие, и придумывать рабочие места для ребят, и работать, и обучать, и воспитывать одновременно. Как? Вот один из таких примеров
|
8 октября 2001 года, сайт "Нетоскоп", входящий в пятерку самых влиятельных Интернет-СМИ России, публикует такую информацию (цитирую):"Запущен уникальный онлайн сервис "Ревизор". "Ревизор" предназначен для напоминания пользователю об изменениях, произошедших на любых указанных веб-страницах. ┘"Ревизор" не имеет реальных конкурентов" - говорит Петр Обухов, программист и идеолог "Ревизора" - "Существовавшие до сих пор online проверялки веб-страниц крайне не продуманы с точки зрения алгоритмов проверки". В создании "Ревизора" принимал активное участие украинский веб-дизайнер Андриан Буданцов. "Не каждый день выдается возможность поработать над службой, не имеющей аналогов в сети. Я уверен, открытие "Ревизора" приведет к появлению нового класса online-сервисов в рунете", - сообщает он".
Аналогичные публикации появились также на нескольких других Интернет-СМИ, входящих в первую двадцатку почти всех рейтингов.
Прочитав это, я, наконец, решил, что пора писать подробную статью.
Фишка в том, что авторам "Ревизора" Обухову и Буданцову в этот момент по 17 лет и они - выпускники детского клуба "Смайлик". В котором их обучали вот именно всякому вебству и воспитывали всякому трудству.
Хотя, здесь ли обучили? Пришли ли уже учеными? Были ли они и без того сами такими? Ой, как трудно в педагогике обойтись без философских вопросов. Будем стараться.
СТРУКТУРА КЛУБНОГО ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Клуб "Смайлик" внешне сильно отличается от типового детского клуба формами коммуникации и общения. Почти все дети имеют дома компьютеры и Интернет. Но, в то же время, живут в одном городе и раз в неделю проводят вместе вечер в клубной тусовке. Конечно, сверх того встречаются и между собой и с педагогом, не по расписанию, а так, по дружбе. Но главное: внутриклубный траффик электронной почты составляет в среднем 33 кБ в сутки.
Это значит, что за каждый год пребывания в клубе учащиеся прочитывали около 7 мегабайт текста, что равно по объему: 14 книгам Дмитрия Рассохина и Артемия Лебедева "Краткое руководство по HTML", или четырем книгам Мориса Баха "Архитектура Unix", или 16 книгам А.Мильвидского "Руководство по глобальной компьютерной сети Internet", или пятистам книгам Андрея Богатырева "Руководство полного идиота по программированию (на языке Си)".
А те "смайлики", кто не отпали при бунтах поколений и прожили все три клубных года, прочитали и написали соотвественно втрое больше.
Заметную часть этого траффика составляют цитаты из этих и подобных им книг, остальное - то, что пишет педагог и сами учащиеся. О чем эти письма? О приколах, анекдотах и днях рождения? Не без того. Но на 90% - о тэгах HTML, IP-адресах, функциях Java-script пингах и хостингах, точках на дюйм и секторах на трек, регистрах и разрядах, требованиях клиента и сроках выполнения заказа и, в общем, обо всем, что составляет предмет обучения. Собственно, это и есть обучение. И это не совсем и не только письма. Многоуровневая структура технического обеспечения клубного дистантного образования включает в себя:
- как минимум две телеконференции (в "Смайлике" было три, временами и четыре);
- регулярно обновляемую веб-страницу с текущими работами и графиком их выполнения;
- регулярно обновляемую веб-страницу со списком EML-адресов, ICQ и домашних телефонов всех членов клуба, а также твердую копию этой страницы, которую можно получить на клубной тусовке;
- траффик частных писем между всеми членам клуба, включая педагога;
- как минимум еженедельные очные тусовки клуба;
- хождение друг к другу в гости, в том числе к педагогу, для получения очных уроков, да и просто так.
Телеконференция, называемая еще mailing-list, эхоконференция и т.п. - это конструкция, при которой каждое электронное письмо, написанное на специальный адрес конференции, автоматически рассылается всем ее подписчикам. Ответ на это письмо по умолчанию тоже посылается всем, таким образом создается своеобразная беседа. На конференцию можно подписаться или, наоборот, отписаться - перестать получать сообщения из нее. Обычно в каждой телеконференции есть "модератор" - человек, регулирующий список подписчиков и выполнение "правил конференции". Эти правила, в основном, касаются ограничений тематики.
Во всех этих формах складывается многуровневая сетевая структура общения.
1. Педагог - конференция (тусовка) - ученики. Задания на выполнение работ, отчеты об их выполнении, вопросы учеников, ответы и консультации педагога (последнее, собственно, и есть отдаленный аналог "уроков"), свободное общение на любые темы.
2. Ученики - конференция (тусовка) - ученики. Одни ученики могут сами отвечать на вопросы других, если знают. Так создается еще одна структура обучения, в которой, между прочим, учится и сам педагог. В клубной системе совершенно не зазорно учителю обратиться за "уроком" к ученикам, что и происходит.
3. Ученики - ученики
4. Ученики - педагог
Все то же самое, но не на клубных территориях (в конференции, помещении), а при хождении друг к другу в гости.
В журнале "Школьные технологии" ╧ 2 за 2000 год, в статье А.Калмыкова и Л.Хачатурова "Опыт организации виртуальных образовательных сред", описана очень похожая структура для учебного заведения. Я ни в коем случае не оспариваю приоритет А.Калмыкова и Л.Хачатурова в изобретении этой схемы. Но то, что я пришел к этому самостоятельно, служит доказательством того, что такая схема организации дистантного образования не случайна, а складывается естественно, от некоей целесообразности.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
Концепция "Смайлика" позволяет в принципе обойтись без всякого государства, создать самодостаточную структуру, состоящую из детей, семей и педагога. |
Клуб, состоящий из детей с домашними компьютерами, выбран, прежде всего, для того, чтобы избавиться от самой дорогостоящей части бюджета образования: капитальных сооружений. А для нашего ремесла - еще и от стоимости компьютерной техники и ее обслуживания. И чтобы мягко перенести расходы на образование детей в семью, потому что больше некуда. Хотя процесс деградации культуры в нашем обществе и замедлился, по сравнению с бурным послереволюционным периодом, мы все равно остаемся типичной слаборазвитой страной. И никто нам не поможет кроме нас самих. То есть всей стране-то и мы не поможем, а вот себе, своей семье - это в наших силах.
Образование - это всегда расходная часть бюджета. Только теперь уже не государства, а семьи. |
Компьютер и Интернет - дорогие игрушки. ЕСЛИ ЭТО ИГРУШКИ. Сколько десятков раз за время "Смайлика" я видел: как только родители убеждались, что ребенок учится серьезному ремеслу, а особенно когда он сам зарабатывал хоть несколько долларов, находились в семье деньги на Интернет, апгрейт, новый модем, монитор и прочее. Да, это трудно: семья отказывала себе в чем-то другом и сиюминутно-приятном и престижном. И не обязательно из духовных, а из чисто прагматических соображений. Прагматичные родители таким образом вкладывают в свое будущее: кто будет кормить их в старости? Я глубоко убежден, что у подавляющего большинства наших, даже небогатых семей ЕСТЬ ВЫБОР.
Кроме того, психологически для людей очень важна не только цель, но и форма вложения денег. Вместо того, чтобы их нести куда-то (в частную школу, на компьютерные курсы) семья покупает СВОЕМУ ребенку СВОЙ компьютер, платит за СВОЙ СЕМЕЙНЫЙ Интернет.
Через год работы с каждым клубным поколением эти проблемы исчезали: ребенок как бы сам себе зарабатывал, уж на Интернет - точно. Некоторые, особо талантливые, и на большее. Но если считать не "как бы", а точно и честно, то образование - это всегда расходная часть бюджета. Только теперь уже не государства, а семьи. Концепция "Смайлика" позволяет в принципе обойтись без всякого государства, создать самодостаточную структуру, состоящую из детей, семей и педагога.
РЕМЕСЛЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Строго говоря, это нонсенс, словочетание, не сответствующее словарным смыслам слов. Если из них исходить, то так: "Невозможно воспитать слесаря и выучиться на подлеца" (В.Ланцберг).
Но это - и сленг, и литературный прием для привлечения вашего, читатель, внимания к этой проблеме.
Ремесло - один из способов надежно заработать на кусок хлеба, а в богатых странах - и на комфортную жизнь "среднего класса". А возможности нашего ремесла вебмастера, учитывая нынешнюю глобализацию, позволяют еще и работать в богатой стране, живя в бедной.
Это ОДИН ИЗ СПОСОБОВ, но не единственный. Зарабатывают на жизнь и ученые, деятели искусства, менеджеры, предприниматели, политики. Ну, да, среди них тоже есть "творцы" и "ремесленники". В какой-то мере, все нижесказанное и к таким относится. Но, в основном, речь идет все-таки о ремесленных профессиях.
Человек, кормящийся ремеслом, кроме чисто технологической возможности выполнения задачи, может еще вот что:
- делать то, что нужно заказчику, а не то, что правильно (нужно, истинно, качественно, высокопрофессионально и т.п.);
- делать работу в срок, оговоренный с заказчиком;
- на собственном опыте знать, что невыполнение работы в срок по уважительной причине является для заказчика уважительной причиной для отказа от оплаты.
Эти параметры принципиально отличают труд ремесленника от труда, например, научного сотрудника. Ученый ДОЛЖЕН искать Истину, действовать только правильными научными методами, в науке официально признается отрицательный результат. И вообще результат, а вовсе не продукт.
Вот сами и решайте: отличается ли воспитание ученого от воспитания ремесленника. Конечно, здесь описан только "черно-белый" вариант, без "полутонов". Однако, наука во всем мире финансируется из бюджета или через гранты, где даже юридически эти принципиальные различия учтены. С другой стороны, при самом махровом социализме сапожнику или сантехнику платят после того, как подошва пришита и труба поставлена, а не вместо того. Затяжки сроков - да, это в странах с неэффективной экономикой обычно. Но как только начинаешь общаться с заказчиками-американцами, даже с теми, кто еще пару лет назад были русскими, они уже этого не понимают. Сменили менталитет вместе с гражданством. А может и прикидываются, но за опоздавшую работу все равно не платят.
Что, слишком просто? Ну, да. Попробуйте, у вас получится. Если в этой игре Вы сможете сыграть роль окружающей жизни. А она жестока. А Вы, как, добры? |
В "Смайлике" с самого начала, с "бартера", парадигма ремесленника разыгрывалась на уровне ролевой игры. (Вообще-то любой клуб можно рассматривать как дискретную ролевую игру). Но очень жестко! Условия работы - сроки, качество - оплата. Через год такого обучения плюс воспитания можно смело брать коммерческий заказ на создание сайта от любого, даже западного заказчика: сделают.
КЛУБНОЕ РЕМЕСЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
По моему глубокому убеждению, ремесленное обучение с помощью выполнения учебных, "ненастоящих" работ низкоэффективно. Я не буду здесь ссылаться на научные труды, они по этому вопросу противоречивы. Есть и такие и этакие. Мое убеждение строится исключительно на двадцатилетнем опыте практической работы педагогом. Это - эмпирическое знание.
Вернемся, однако, к методике обучения.
Совсем без учебных заданий обойтись невозможно, есть какой-то набор знаний для новичка, который приходится преподавать классическими способами. А в дальнейшем время от времени встречаются "барьерчики". Все это мы старались свести к минимуму, а 95% обучения проходило так.
1. В телеконференции публикуется перечень РАБОТ: требования заказчиков, технические условия, сроки исполнения, оплата. В перечне находятся работы разной сложности, длительности, цены. Срок исполнения, чаще всего - неделя, реже - три дня или две недели.
2. В течение суток с момента публикации ученики в той же конференции публикуют заявки на выполнение этих работ. Они сами решают: "потянут" ли эту работу по сложности, есть ли у них сейчас свободное время или лучше пропустить - дождаться следующей серии.
3. Если на одну работу поступило несколько заявок, то педагог проводит нечто вроде конкурса. Чаще всего выигрывает тот, кто опубликовал свою заявку раньше.
4. Ученик, выполняющий работу, находится в приоритетном консультационном режиме: он может обратиться за помощью в конференцию, лично к педагогу по телефону, к другому Смайлику. Обучение новичков и консультации тоже считаются работой и вознаграждаются. Чаще всего, ответы на вопросы публикуются в конференции, чтобы их могли прочитать все. Таким образом автоматически выявляются типичные трудности, возникающие при овладении тем или иным технологическим процессом. Бывает, что вопрос ("барьер") приходится разрешать в очном режиме, обычно это делается дома либо у ученика, либо у учителя (в качестве которого может выступать другой ученик).
5. Если ученик не справляется с работой в срок, ему помогают, берут на себя часть работы, иногда дублируют. Часть зарплаты он получает только в том случае, если обратился за помощью заблаговременно, до срока выполнения работы. А если просто опоздал, то не только не получает ни цента, но и на какое-то время теряет право брать платные и бартерные работы. Пока на бесплатных не докажет, что "может".
Вот и вся, собственно, система организации образования. Что, слишком просто? Ну, да. Попробуйте, у вас получится. Без иронии: получится.
Если.
Если в этой игре Вы сможете сыграть роль окружающей жизни. А она жестока. А Вы, как, добры?
КАК НАЙТИ ЗАКАЗЫ
Чтобы не было проблем с поисками работы, следует помнить, что жизнь ремесленника, в отличие от творца, делится на две неравные части: работа и, собственно, сама жизнь. На работе делают то, что нужно заказчику (рынку, как сейчас говорят), и получают за это деньги на жизнь. В самой же жизни есть семья, отдых, досуг, в том числе и клуб. Часть времени досуга можно использовать для реализации своих творческих способностей. Но денег за это не платят, наоборот, самому нужно тратиться, например, художнику - на краски, писателю - на издание своих книг и т.п.Попытки совместить творческую самореализацию с оплатой не являются невозможными, но выходят за пределы парадигмы ремесленника, которую мы сейчас рассматриваем. С другой стороны, клуб является не только обучением, но и досугом и местом творчества. Потому и клубное время, и клубные работы делились на две категории: платные и... творческие. Иногда некоторый компромисс составляют бартерные заказы. Строго говоря, неизбежен еще какой-то минимум заданий категории "учебные".
По моему глубокому убеждению, ремесленное обучение с помощью выполнения учебных, "ненастоящих" работ низкоэффективно |
Платные заказы найти так же легко, как и трудно. Достаточно преодолеть очередной психологический барьер, других на этом пути нет. Есть гигантская незанятая ниша рынка: изготовление дешевых сайтов. Таких, как китайские товары: очень дешевых, но с достойным соотношением цена/качество. Для ремесленного обучения эти работы вполне годятся. Для того, чтобы приступить к поиску таких заказов, нужно иметь какое-то количество уже сделанных сайтов и предъявлять их потенциальным заказчикам: "А вот что я умею".
Бесплатные заказы мы и относим к категории "творческие". Строго говоря, это не совсем так. Чистое творчество - это когда Ван Гог двадцать раз рисует один букет подсолнухов, выбрасывая неудачные холсты, и даже гениальный ум художника не в состоянии помыслить, что каждый из этих черновиков будет собирать состояния на аукционах будущего. Но в пределах ремесленной парадигмы и провиницального творческого уровня, такая неточность вполне приемлема. Бесплатные заказчики и навязывают достаточно требований, чтобы отработать на них модель "внешнего", и оставляют на наше усмотрение почти все, касающееся художественного оформления и конструкции, и не настолько жестоки к срокам исполнения работы. Существуют какие-то полуестественные, но не административные ограничения. Например, если бумажная газета выходит еженедельно, то опоздание электронной версии на неделю само собой выглядит дико. А именно сроки - один из самых трудных элементов ремесленного воспитания. Даже от самых способных к обучению новичков добиться коммерческой точности сроков нам почти никогда не удавалось. А чтобы новичок стал старичком... ему нужно что-то делать. Бесплатные заказы позволяют разрывать этот замкнутый круг.
Следует заметить, что именно в этой точке находится самое слабое место всей концепции клуба. Продолжается коммерциализация общественного сознания. Люди согласны бесплатно учиться, и даже платить за обучение, если их посадить за парты и читать лекции. Но они не хотят бесплатно "работать на дядю", производить продукты и услуги, не получая оплаты. Отмазки типа "ты платишь своим трудом за свое обучение" не помогают. Расчеты и сравнения "стоимости" клуба с ценой платных курсов убеждают только "прагматическую" часть сознания, они как бы "от ума", а словосочетание "бесплатная работа" вызывает эмоциональное отвращение. Действует очередной психологический барьер. Мы четко заметили увеличение этого барьера за три года существования "Смайлика", с 1998 по 2000. И это в провинции. Даже в этот период вряд ли можно было воспользоваться этой разработкой в Москве.
Я надеюсь, что эта проблема может быть решена, есть несколько проектов. Но в этой статье я описываю только уже установленный опыт, а все, что уже было, естественно, отчасти устарело: время не стоит на месте.
С другой стороны, средства связи дешевеют, охватывают малозаселенные территории, появляется возможность удаленной работы - это следствие процесса глобализации. А изменение общественного сознания всегда происходит медленнее, чем развитие технологии. Так что русская глубинка, по-моему, может пользоваться проектом "Смайлик" еще многие годы.