На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. |
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.
Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.
Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
Вероятностное
образование:
это "попытка образования, которое ни на что не походит.
И не подходит ни под одну схему, которую можно придумать заранее.
Пространство жизни, пространство философии, пространство понимания.
Сорок учащихся, растущих вместе с лабораторией (вот уже десять лет).
И множество разных людей, заглядывающих в гости, и иногда - остающихся насовсем.
Иногда это - педагоги, иногда - студенты, иногда - вообще непонятно кто. Но всегда - люди, которые находят в этом пространстве часть себя.
Кажется - в Екатеринбурге."
|
Избыточность как минимальное условие вероятности
Организация культурно-информационной среды (КИС) в школе Вероятностного образования
С точки зрения вероятностного образования та совокупность предметов, книг и других информационных источников, в диалоге с которыми может строиться образовательный процесс, призвана выполнять роль авторской микромодели культуры.
Эта среда принципиально избыточна по отношению к тем или иным сознательно формулируемым обучающим задачам, она существенно превышает те или иные учебные потребности и возможности учеников и учителей.
Первая задача культурно-информационной среды - выступать моделью избыточности самой человеческой культуры, но в данном случае - это специально подобранная, организованная избыточность.
Как избыточность, так и специальная организация культурно-информационной среды необходимы для того, чтобы позволить осуществлять образование как процесс свободного путешествия ученика и учителя по пространствам этой среды, непрерывно развивающейся за счет деятельности детей и педагогов.
По сути своей это библиотека, но библиотека в широком смысле слова.
БИБЛИОТЕКА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
1 Это библиотека, включающая в себя
множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. "Смыслонесущий" характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется "шлейф" эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией.
Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной среды - важная образовательная деятельность в пространстве "Вероятностное образование" (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками).
Предметная среда "Вероятностное образование" нарастает стихийно - пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора - есть множество "авторов", привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы.
Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды - важный образовательный проект.
2 Это библиотека, включающая в себя
множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) - архивов на бумажных (учебные листы - метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях.
Прежде всего - это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса - своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив.
Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)
3 Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио-носителях - постоянно расширяющаяся модель "большой" культуры. Что из этого следует?
- Библиотека Вероятностного образопования всегда имеет авторство. В ней, конечно, присутствует элемент стихийности и коллективного авторства, и, все же, фигура Библиотекаря в ней принципиальна. Библиотекаря, формирующего библиотеку с опорой на собственное суждение и вкус.
- Библиотека формируется не как нечто единое на всю школу, а как сумма авторских библиотечных модулей - на один или несколько классов.
- Каждый модуль находится в открытом доступе.
- Библиотечное пространство каждого модуля (модель каталога), набор книг, способы их размещения в пространстве модуля - все это глубоко индивидуализовано. Каждый модуль развивается по своей траектории и имеет свой, персонализованный каталог.
- Кроме того, происходит каталогизация всей библиотеки как совокупности модулей.
- Деятельность каталогизации, упорядочения и расстановки КИС в каждом модуле - важнейшая образовательная деятельность.
- Важнейшая образовательная программа - программа исследовательских путешествий в "чужих" модулях.
- Принципиально важно, что модули носят не тематический характер.
- Педагог-организатор КИС "Вероятностное образование" (Библиотекарь ВО) формирует (в диалоге с учащимися!) свою авторскую библиотеку как структурное подразделение общешкольной, постоянно обсуждая с учащимися основания и философию отбора и расстановки книг, вовлекая учащихся в деятельность рефлексии по этому поводу.
- По мере образования новых библиотечно-образовательных модулей и открытия новых КИС-студий (КИСок) возникает необходимость и возможность построения диалога между модулями, возможность "кроссмодульных" и "трансмодульных" путешествий.
МОДЕЛЬ КАТАЛОГА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Каталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а также диалог авторских маркировочных систем.
Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС - это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.
Элементы базовой маркировки:
1. Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка
2. Месторасположение (модуль, стеллаж, полка)
3. Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? - понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно также, что это вполне исследовательский проект.
4. Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные "библиотеки в библиотеке")
5. Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного "маркерного проекта"
6. Индивидуальные аннотации - на любой элемент КИС. Диалог аннотаций.
7. Коллективные рейтинги элементов КИС
8. Экспертиза аннотаций и рейтингов
Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса.
Право экспертизы делегируется лишь представителям "взрослого" мира.
Электронный путеводитель
Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а также создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель.
Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам).
На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться "членом" множества личных виртуальных библиотек.
Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности - в открытом библиотечном доступе.
Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных "образовательных событий" для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования.
ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГА
Быть педагогом Вероятностного образования - это значит обладать высокой гибкостью и динамичностью в открытом диалогическом взаимодействии как в детском, так и в профессиональном педагогическом сообществе. Педагогу Вероятностного образования необходимо уметь организовывать свою деятельность как в урочном, так и во внеурочном пространстве.
В первом случае он ориентирован на формирование новой образовательной предметности в формальных границах урока. Во втором случае он выступает как организатор избыточной культурно-информационной среды (и соответствующей этой среде взросло-детской деятельности) в заведомо внеурочном пространстве. Причем он пытается представить эту деятельность как целостную общеобразовательную - ведь работа с неким достаточно обширным и специально формируемым культурно-информационным пространством - это и есть по сути "общее образование".
Таким образом, педагог Вероятностного образования может существовать в нескольких ипостасях:
- внутри предметно-урочного содержания, "взрывая" его течение теми или иными вероятностными ходами (и простраивая возможность вероятностного диалога со стандартным учебным содержанием)
- за пределами предметно-урочного содержания, моделируя и описывая те или иные открытые образовательные среды, создаваемые во взаимодействии и в диалоге с ребенком.
- к проектной работе по упорядочиванию хаотически расползающейся деятельности (проблема каталогизации и упорядочения образовательной деятельности вероятностного типа); к систематизирующей работе с дневниками образовательной деятельности, с меточными листами и т.д.
- к необходимости видеть в систематизации и каталогизации разрастающейся культурно-информационной среды (сначала - чужой, затем - своей) образовательный проект. Этот проект осуществляется как совместная детско-взрослая деятельность и выступает как форма образования для детей и форма педобразования (и просто образования) для взрослых;
- к парадоксализующей работе с учебниками: к технологии превращения стандартизованных учебников в вероятностные модели;
- к формированию психологического доверия к своей интуиции;
- к ценности "ошибочного" (работа на доверие к своей ошибке);
- к особой логике этапов образовательного процесса: провокация - работа с откликами - движение по вероятностной траектории - простраивание целостности post festum (рефлексия и теоретический анализ);
- а также обладать достаточной психологической защитой.-