Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ... |
Множественность миров фантастики
Фантастика... Имена писателей, названий романов, рассказов - поток. В этом потоке, иной раз захлестывающем читателя, явления разные: по мастерству, по направлению, по идеям. Что же объединяет их в одном русле (или в двух: science fiction и fantasy, или больше?), кроме читательского интереса?
|
Сначала казалось, что в центре - человек и поражающая воображение техника. Иногда - несущая добро и надежду (Жюль Верн "Двадцать тысяч лье под водой"), иногда - порабощающая (Алексей Толстой "Гиперболоид инженера Гарина"), но всегда замечательное творение разума, дающее большие возможности человеку.
Однако все же очевидно: технических чудес, нередко детально выписанных, для художественного произведения мало. Главное все же - герой в заданных обстоятельствах и времени, обязательно целиком или отдельными сторонами выпадающих из рамок обыденной повседневности. Тотчас же мир перестает быть однородным, целостным, но зато, если так можно выразиться, с огромной валентностью.
На Земле "находятся" аномальные места: "Затерянный мир" Жюля Верна, "Земля Санникова" Владимира Обручева. К этой теме тесно примыкает тема прошлого - такого, от которого осталось очень мало достоверного (обломки и легенды): Древняя Греция, Индия, Египет, инки и майя и, конечно же, Атлантида.
Огромная литература о будущем и звездных мирах: Фрэнсис Карсак "Горы судьбы" и "Львы Эльдорадо", Айзек Азимов - цикл романов "Академия" ("Фонд"), Гарри Гаррисон - романы о Мире Смерти "Неукротимая планета", Артур Кларк "Космическая одиссея 2001 года", Станислав Лем "Рассказы о пилоте Пирксе", Аркадий и Борис Стругацкие "Путь на Амальтею", "Стажеры", "Волны гасят ветер", Сергей Павлов "Лунная радуга".
И все же - тесно писателям в мирах как бы реальных, только далеких по времени и расстояниям. Из сказки и мифов вырастает Средиземье Дж. Р. Р. Толкиена, с эльфами, гномами, троллями, гоблинами, драконами, магами. Идея собственного мира оказалась чрезвычайно плодотворной. Сильные благородные герои, в совершенстве владеющие мечами, штагами, рапирами, прекрасные женщины, магия.
Фантастические миры стали фантастически множиться. Иногда это мир отдельный, чаще Земля и иные миры связаны: как рядом лежащие и соприкасающиеся страницы книги (К. Саймак "Все живое┘"); как ветвящиеся миры, расходящиеся в кризисных точках времени (А. Нортон "Операция "Поиск по времени", К. Саймак "Паломничество в волшебство"); как тени одного истинного мира (Р. Желязны "Девять Принцев Амбера"); связанные воротами (Р. Хайнлайн "Дорога доблести") или людьми, которые могут двигаться от мира к миру (Н. Перумов "Алмазный меч, деревянный меч"); как миры, возможности, времена, стянутые в единую точку (почти солипсизм у Ричарда Баха в романе "Единственная"). Рассмотрим некоторые из них.
Основная тема Клиффорда Саймака - контакт с пришельцами: "Все живое...", "Почти как люди", "Кто там, в толще скал?". Особое место занимает роман "Заповедник гоблинов". Действие происходит в будущем, где земляне свободно путешествуют среди звезд и во времени, изучают "маленький народец": гоблинов, троллей, баньши, есть духи, магия, дракон. Вообще же все произведения К. Саймака окрашены мягким юмором, удивительно доброй и светлой верой в обыкновенного хорошего человека.
Урсула Ле Гуин. Мир далекой планеты ("Планета изгнания"), на которой 600 лет живет небольшая колония землян среди местных высокоразумных существ. В преддверии очень долгой зимы люди и одно из племен впервые объединяются перед наступлением все сметающих на своем пути кочевников. О любви человека Джекоба Агата, руководителя Космопора, и местной девушки Ролери, дочери вождя, рожденной в бесплодное время и потому одинокой. Действие романа "Город иллюзий" разворачивается в далеком будущем на Земле, захваченной пришельцами откуда-то из дальнего космоса - шингами. Главный герой - человек, которому шинги стерли память. Его цель - найти себя настоящего. Именно он оказывается последней надеждой человечества, потому что он прилетел с планеты Верель, о которой захватчики ничего не знали; он - дальний потомок Джекоба Агата.
Трилогия о Земноморье: "Волшебник Земноморья", "Гробницы Атуана", "На последнем берегу". Придуманный, ни с каким другим не связанный мир. История Геда - самоучки из глухой деревушки, ставшего величайшим волшебником всего Земноморья. Главная тема - взросление, обретение молодым человеком себя.
Андре Нортон. Цикл романов о приключениях команды межзвездного корабля "Королева Солнца": "Саргассы в космосе",
"Зачумленный корабль", "Планета Вуду", "Галактический почтовый".
Цикл "Колдовской мир": отставной полковник разведки Саймон Трегарт в безвыходной ситуации попадает через некие ворота (магический камень волшебника Мерлина и короля Артура) в мир, где колдуньи и воины борются с кольдерами - совершенно чуждыми, пришедшими через другие ворота из загубленного ими мира. Дети Саймона Трегарта и колдуньи Джелиты уже борются с колдуньями Эсткарпа, попадают в зачарованные магические места.
Энн Маккефри "Всадники Перна". 11 романов о планете Перн, заселенной земными колонистами так давно, что память об этом уже превратилась почти в легенду. Жители с телепатическими способностями, связанные своей жизнью с могучими драконами, которые способны в считанные мгновения перемещаться в любое место и время, всадники спасают свой мир от смертельной опасности из космоса - споровидных Нитей, пожирающих органическую материю.
Пол Андерсон среди читателей давно приобрел репутацию "творца миров". Он искусно, с большой фантазией использует самые разные возможности жанра: это история будущего Земли после ядерной войны в романе "Зима над миром"; многотомный цикл "Истори будущего" о Торгово-Технической Лиге и Терранской империи - людях в космосе, на подробно выписанных планетах с продуманной до деталей географией и климатом, с удивительными аборигенами, с могущественными врагами; это истории о прошлом, например: в романе "Сага о Хрольфе Жердинке" события основаны на средневековых сказаниях о датском конунге, объединившем свою страну, здесь же и волшебные мечи, и колдуны, и нечисть, и доблестные герои; а в романе "Танцовщица из Атлантиды" при аварии машины времени троих людей из разных эпох забрасывает в прекрасную страну Атлантиду перед ее гибелью; иные перемещения во времени: "Коридоры времени", "Патруль времени"; это и волшебные миры с феями, эльфами, гоблинами, Обероном и Тетанией, оборотнями: "Три сердца и три льва", "Буря в летнюю ночь", "Операция Хаос".
Роджер Желязны. Это имя вызывает в памяти читателей, кроме большого количества миров параллельных, мифических, магических, волшебных - "Валет из страны Теней", "Дилвиш Проклятый", "Очарованная земля", "Этот бессмертный", "Вариант Единорога", - конечно же, прежде всего, цикл романов об Амбере - истинном мире, где все остальные миры (и Земля - любимое место некоторых принцев Амбера) - лишь его тени.
Роберт Хайнлайн изначально был сугубо научным фантастом. Его книги были иной раз просто перегружены техническими деталями. Однако затем он, по-видимому, столкнулся с тем, что его художественно выписанные прогнозы в реальной жизни не сбываются. Этот внутренний конфликт писатель разрешает двояким образом. Прежде всего, он изобретает разные хронологические параллели (точка узнавания, как правило, первые люди на Луне), например: "Кот, проходящий сквозь стены", "Уплыть за закат". Но поскольку Р. Хайнлайн именно писатель, перед ним возникает соблазн предположить, что все настоящие произведения с собственным достоверным художественным миром, если их читают и ярко воображают, осуществляются в реальности: "Число зверя"; и даже больше: люди своим воображением, научными теориями и представлениями о том, каков мир, его создают и изменяют: "Уолдо" ("Земля была плоской до тех пор, пока географы не решили все переиначить"). Тотчас появились миры, в которых возможно все; по выражению самого писателя, "магия вырвалась на свободу": "Корпорация Магия", "Дорога доблести".
Этот обзор отнюдь не претендует на полноту и подробности содержания. Многие имена замечательных писателей и их удивительные миры (Рэй Брэдбери, Роберт Шекли, Фрэнк Херберт, Филип Дж. Фармер, Тереке X. Уайт и т.д. и т.д., не говоря уж о русскоязычных авторах) остались за его рамками. Он имел целью хотя бы пунктирно обрисовать огромное многообразие фантастической литературы, дать возможность в нем хотя бы сориентироваться.
Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что этот поток фантастической литературы нередко захлестывает именно подростков. Возможно, деликатная рекомендация произведений, для них авторами и предназначенных, поможет учащимся расширить круг чтения за счет литературы, отвечающей их возрастным запросам.
5, 6, 7 классы: Кир Булычев - рассказы и повести о приключениях Алисы.
Для пятиклассников это, прежде всего, "Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом". Легкий язык, малая форма, занимательный и добрый сюжет каждого рассказа позволяет учащимся разного уровня подготовленности принять участие в уроке внеклассного чтения, если это произведение для него выбрано. Для более старших детей - "Путешествие Алисы". Учеников можно заинтересовать задачей сравнить эту повесть с мультфильмом "Тайна Третьей планеты".
В шестом классе можно предложить "Сто лет тому вперед". Сюжет этой повести в основе кинофильма "Гостья из будущего". Если есть возможность посмотреть этот фильм, то интересной задачей был бы разговор об особенностях и изобразительно-выразительных средствах двух видов искусства.
Хотелось бы обратить также внимание на книгу "Миллион приключений". В ней четыре части, так что детям можно предложить чтение на выбор: рассказ из первой части (один или несколько), чтение любой части или весь текст - и "сильные", и "слабые" дети без ущемления или преувеличения чувства собственного достоинства прочитают столько, сколько им по силам, да и обсуждение может быть организовано более разнообразно.
Рассказ "Вокруг света за три часа" можно прочитать в два этапа. На первом уроке - предложить ученикам написать сочинение по заданному началу (закончить чтение на эпизоде, когда Алиса и Пашка находят в лесу кем-то не убранный мусор). На втором - обсудить предложенные учащимися варианты и дочитать рассказ. Таким образом, обсуждение должно стать более плодотворным, нежели сусальные рассуждения о том, что нехорошо засорять природу. Если учитель сильно ограничен во времени и может выделить только один час, то сочинения могут быть устными, но есть опасность утонуть в речевых штампах.
Такую же работу можно провести на материале рассказа Рэя Бредбери "Все лето в один день". Перед началом чтения необходимо сообщить условия: Венера, идет дождь, лишь раз в семь лет на два часа появляется солнце. Закончить чтение на словах: "Противная эта Марго, противно, что она такая бледная немочь, и такая худющая, и вечно молчит и ждет чего-то, и, наверно, улетит на Землю..." Хотя детям в рассказе по девять лет, обсудить его можно и в 7-8-9 классе, потому что тема жестокости толпы к тому, кто чем-то выделяется, актуальна для очень многих детских коллективов, отнесение событий в будущее, на Венеру позволяет говорить об этом не слишком прямолинейно, не в лоб.
7, 8, 9 классы: А. Стругацкий, Б. Стругацкий "Повесть о дружбе и недружбе"; Сергей Снегов "Люди как боги" (если учителя не смущает, что события происходят в коммунистическом будущем); Кир Булычев "Чудеса в Гусляре"; Р. Хайнлайн "Имею скафандр - могу путешествовать", "Небесный фермер",
9,10,11 классы: А. Стругацкий, Б, Стругацкий. Практически любое произведение этих авторов читать интересно и небесполезно. Если есть возможность для обсуждения на уроке или во внеурочное время, то хорошо предложить трилогию "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер". В зависимости от подготовленности и интереса учащихся, можно прочитать одну из повестей как отдельное, самостоятельное произведение, но тогда надо иметь в виду, что наиболее прозрачна идейно и по событиям повесть "Обитаемый остров"; более трудной, прежде всего в решении поставленной перед читателем моральной проблемы, а также и по эмоциональной окраске и изложению, но и как бы более высокого уровня оказывается "Жук в муравейнике"; самой сложной по восприятию является "Волны гасят ветер" и, как кажется, читателю более интересна в составе трилогии. Можно рассмотреть все три повести как объединенные героями, темой прогрессорства, главной проблемой: "Справедливость и счастье - какой ценой?" Интересным было бы сопоставление двух повестей: "Обитаемый остров" и "Трудно быть богом". Последнюю повесть, разумеется, стоит предложить учащимся и саму по себе.
С читающими и думающими одиннадцатиклассниками интересно было бы обсудить "Град обреченный" - произведение многослойное, с неоднозначными людьми, с неоднозначной проблематикой. Нельзя не упомянуть и повесть "Понедельник начинается в субботу. Повесть-сказка для научных работников младшего возраста".
Кроме того, старшеклассникам должно быть интересно прочитать Клиффорда Саймака (особенно "В долине гоблинов"), тетралогию Теренса X. Уайта "Король былого и грядущего", Генри Капнера "Профессор накрылся" и "Котел с неприятностями".
Можно рекомендовать учащимся произведения Роберта Хайнлайна прямо предназначеные подросткам: "Туннель в небе", "Марсианка Подкейн", "Небесный фермер", "Космическое семейство Стоун". Это всегда приключения, это всегда о становлении молодого человека и это всегда об ответственности за то, что вокруг тебя, за твои решения и за твое настоящее и будущее.