Подросток в таблицах
Франсуаза Дольто √ французский психоаналитик и писатель √ не случайно появилась в последнем из наших номеров, что выходят на рубеже столетий. Название одной из ее главных книг совпадает с нашим названием √ "На стороне подростка". Ведь Дольто была тем самым взрослым, что находился на стороне французских подростков, и понимала их очень хорошо. Но главное, что она считала все те странности, так удивляющие и раздражающие обычно взрослых (и обсуждающиеся в нашем журнале) √ вовсе не странностями и выкрутасами, а закономерностями, нормой развития человека. Этому подтверждением √ приводимая таблица динамики нормального возрастного становления подростка, его правильных ... "ненормальностей".
Дольто не автор этой таблицы, она воспользовалась результатами исследования группы американских ученых для того, чтобы прокомментировать особенности развития подростков в своей книге. Характеристики, приведенные в таблице, отражают конкретное время, место, метод и угол зрения исследователей. Но устойчивым в любом честном анализе, мы думаем останется главный принцип √ обсуждение странного как нормы.
Мы хотели бы предложить нашим читателям (среди которых мало окажется людей случайных) включить в свои дискуссии вокруг вопроса "Какой он √ подросток?" и оценки ,приведенные в этой таблице.
ВЗРОСЛЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ОТ 10 ДО 16 ЛЕТ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ √ УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ √ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МОТИВИРОВАН-НОСТЬ, |
УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, |
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
|
|
10 |
Непринужденный, довольный жизнью, обычно веселое настроение. Один из наиболее счастливых периодов, страхов немного. Главные причины слез √ гнев, испуг, боязнь темноты, соревновательный дух мало проявляется |
Не слишком беспокоится о себе, думает только о настоящем, планы на будущее расплывчаты Желание обладать собственностью. Любит деятельность вне дома |
Очень связан с родителями, любящий, экспансивный, любит участвовать в семейных делах. Спорит с братьями и сестрами, у девочек сложные и напряженные отношения с одной или несколькими близкими подругами. Мальчики объединяются в группы |
11
|
Чувствителен, стремится к самоутверждению, перепады настроения, взрывы злости и агрессивности, страсть к спорам. Беспокойный и пугливый. Боится животных, темноты, высоты. Соревновательный дух и жажда мести. Частые слезы, гнев, разочарование. |
Ищет себя, все время в оппозиции, часто в конфликте с другими, не любит критики. Появляются мысли о будущем. Желание обладать собственностью. Страсть к коллекционированию. |
Тенденция сопротивления родителям, переворачивает жизнь семьи, но любит участвовать в семейных делах. Дерется с братьями и сестрами, глубоко сердечные и в то же время сложные отношения между девочками. Мальчики собираются компаниями. |
12 |
Уравновешенный, медлительный. Лучше контролирует себя, чувство юмора. Меньше огорчений, легче поддается грусти. Меньше страхов, социальная озабоченность. Боязнь темноты, змеи, толпы, менее агрессивен. |
Поиски себя, попытки заслужить одобрение других. Судит о себе более объективно. Желание обладать собственностью. Более реальные и более определенные планы. Интерес к природе. |
Полон расположения к матери. Чувствует себя ближе к отцу, чем раньше. Любит семью и семейные дела, но начинает искать общества друзей вне семьи. Улучшение отношений с братьями и сестрами. Девочки начинают дружить с мальчиками. |
13 |
Занят самим собой, углублен в себя. Больше размышляет, страсть к тайнам. Самый несчастливый возраст, подвержен разочарованиям и депрессии, очень раним. Менее пугливый. Беспокойство по поводу школьных занятий Социальные страхи, желание успеха. |
Поиски самого себя, внимание к внутренней жизни, любовь к одиночеству. Стремление стать взрослым. Интерес к своей карьере и браку. Желание мира и счастья другим. Личные пристрастия, любит спорт. |
Меньше близости и меньше доверия в отношениях с родителями. Заметно старается не участвовать в семейных делах. Хорошие отношения с братьями и сестрами, особенно со старшими или с гораздо младшими Мальчики менее общительны, чем в 12 лет. Девочки тянутся к мальчикам старше себя. |
14 |
Экспансивный и возбужденный, экстравертный, чувство юмора. Более веселый, капризы, плохое настроение. Школа, светская жизнь. Собственная внешность вызывает наибольшее беспокойство. Соревновагельныи дух, желание хорошо сделать дело |
Поиски себя, сравнивает себя с другими. Беспокоится о том, чтобы его любили, стремление к независимости. Стремление стать взрослым. Желание видеть мир лучшим. Социальные интересы и социальная активность, более уравновешенный. |
Критикует родителей, часто стесняется своей семьи. Испытывает необходимость разрушить мосты и утвердить свою независимость. Трудности с братьями и сестрами близкого возраста. Образование групп и компаний на базе общих интересов Девочки больше интересуются мальчиками, чем мальчики девочками. |
15 |
Перепады настроения и апатия, склонность к критике, стремление скрывать свои чувства. Социальные страхи. Стремление к популярности и свободе, утверждение собственного мнения. |
Интерес к. тому, что отличает взрослых друг от друга. Желание личного счастья. Индивидуальные вкусы и интересы становятся определеннее. |
Отчуждение от родителей, чьи попытки выражения любви отвергаются. Получает основное удовлетворение от общественной жизни среди друзей и вне дома Улучшение отношений с братьями и сестрами. Смешанные компании, в которых развиваются отношения, и возникает дружба с теми, кого выбирают сами. |
16 |
Доброжелательный и уживчивый. Более сговорчивый и терпимый. Беспокойство о будущем. Забота о своей внешности. Стремление к социальным успехам. |
Осмысление себя, независимость. Вера в себя. Состояние равновесия и уверенности. Стремление к счастью, успехам и личным достижениям. |
Прекрасные отношения в семье, но предпочитает общество друзей обществу родителей. Защитник младших братьев и сестер: хорошее взаимопонимание со старшими братьями и сестрами. Друзья воспринимаются как очень важный фактор в жизни. |