Право на уважение к ребенку
Я не умею уважать ребенка, мне это удается редко и требует от меня большого труда понимания и сосредоточенности. Любить, быть привязанным легче. Это происходит само собой, широкими мазками на полотне моих чувств. А уважение ребенка √ кропотливо, его надо подготавливать, организовывать, за ним надо следить. Уважение √ это работа по приданию важности. Что мне и другим мешает ее проделывать? Януш Корчак посвятил этому первую часть книги "Право ребенка на уважение".
Три врага уважения: пренебрежение √ недоверие √ неприязнь.
Пренебрежение √ метка нашей гордыни. Слишком быстро хотелось убежать из детства и доказать, что ты √ всерьез. "Воспитатель поспешно осваивает особые права взрослых: смотреть не за собой, а за детьми, регистрировать не свои, а детские вины". И поэтому "несерьезными кажутся ребячьи сомнения и протесты... Снисходительное ли, резкое ли, грубое ли, а все √ пренебрежение. Сопляк, еще ребенок √ будущий человек, не сегодняшний. По-настоящему он еще только будет". Резкое и грубое режет чуткое педагогическое ухо. Снисходительное √ как признак педагогического таланта и предмет гордости: женщина с дочкой и подругой спускаются по эскалатору метро. Девочка взахлеб рассказывает о чем-то, жестикулирует, сияет от внимания. Глаза подруги внимательны и участливы, лицо живо. И лишь изредка взгляд на маму девочки √ подмигивание и ирония.
Недоверие √ слабость и усталость духа. Силен и стоек дух ребенка √ и он долго верит, что взрослый всемогущ. А взрослый подозревает, как сторож в господском саду подозревает каждого проходящего мальчишку. Что же охраняет этот сторож? Корчак беспощаден: "страж стен и мебели, чистоты ушей и пола: пастух, который следит, чтобы скот не лез в потраву, не мешал работе и веселому отдыху взрослых... Ларек со страхами и предостережениями..."
Неприязнь √ это та яма, в которую падает воспитатель, гордыня которого уязвлена, а дух √ обессилен. Но тогда, спрашивает Корчак, откуда же неприязнь к любимому ребенку?
Любовь без уважения: ребенок живет "смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое...". И педагогика без уважения √ это педагогика "над ребенком", над его действительной жизнью.
Если анатомия педагогики неуважения ясна, то каким же видится мне уважение к ребенку? Уважение, возможно, - есть наделение другого независимой, дистанцированной от меня "важностью". Независимость, при этом, реализуется через право, а дистанция через свободу. В отношениях педагога и детей права ребёнка выступают как социальная и как собственно педагогическая категория. В первом случае права охраняют детскую жизнь от педагогической тотальности, защищают от насилия, преступных посягательств и ущемления. Во втором случае её функция развивающая, она не даёт педагогическому взаимодействию замкнуться в самом себе, а выводит его в широкий контекст жизнедеятельности. Ребёнок и детское сообщество необходимо выступают при этом как субъекты своих прав. Именно так обстояло дело в летних колониях С.Т.Шацкого, в детской коммуне, созданной И.П.Ивановым, и, конечно же, в детских домах, руководимых Янушом Корчаком. Можно сказать, что уважительное взаимодействие необходимо является правовым. В педагогической практике накоплен богатый опыт такого взаимодействия, где права ребёнка могут быть в различной степени социально институализированы, а их реализация педагогически инструментирована: от неформальных норм до "суда" (Я.Корчак), общего собрания (А.С.Макаренко), "огоньков" (И.П.Иванов) и т.д. В любом случае такое взаимодействие возможно при определенном вкладе в него педагога: готовности к диалогу и терпимости. Это является условием развертывания и другого фактора уважительного взаимодействия √ свободы в нём ребёнка и взрослого. Здесь свобода предстает и как свобода от чрезмерной опеки, и как свобода для принятия решений, касающихся своего сегодняшнего и завтрашнего дня. "Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?" При этом важность ребенка √ это и важность авторитета по вопросам "самого себя", ведь "без знатоков нам не справиться, а знатоки √ это сами дети".
Итак, тот труд уважения, о котором я говорил вначале, теперь можно определить как кропотливую работу по строительству правового сообщества детей и взрослых и непрерывное усилие по высвобождению для ребенка пространства поступка.
Права и свобода участников педагогического взаимодействия определяют связи уважения к ребенку с привязанностью к нему и ответственностью за него. Привязанность не дает свободе обратиться в отчужденность, ответственность за другого не позволяет превратиться праву √ в произвол. Привязанность превращает эти права в фактор развития взаимодействия, ответственность за другого превращает свободу в фактор развития личности
Движение к праву и свободе √ это направление корчаковской педагогики. "Ребенок √ существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь". Педагог, который пробует договариваться с детьми, стремится верить в их силы и опыт, ищет пути сотрудничества √ приобретает право на уважение к ребенку. А вместе с ним, право вдохнуть воздуха в "атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей."
Все цитаты √ слова Януша Корчака (из книги "Право ребенка на уважение").