Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Анжела Зильберг

педагог-психолог Российского детского центра "Орленок"

Как из учителя недруга сделать учителя друга?

...И другие важнейшие советы!

Привет, Ученик!

Ты и сам чувствуешь, что вступил в очень сложный, но ужасно интересный период жизни. Ты уже не ребенок, все понимаешь и многое чувствуешь, но не все взрослые считают тебя взрослым и никак не соглашаются быть с тобой "на равных". Ученые называют тебя подростком, сверстники тенейджером, а родители вздыхают о переходном возрасте и в глубине души боятся идти с тобой на конфликты, совершенно искренне полагая, что в твоем возрасте они были, по меньшей мере, ангелами. Согласен?

Тебя страшат перемены в тебе? Ты многого не понимаешь и не знаешь как себя вести? Не расстраивайся! Это происходит с каждым. Тебе есть с кем поделиться? Наверное, да. Но у тебя есть тайны, в которые ты не посвятишь даже самого близкого друга. Ты можешь поделиться с нами. Может быть, твое письмо для кого-то будет откровением, а сложные и спорные вопросы помогут найти решение не только для тебя, но и для твоих ровесников. Свое имя ты можешь сохранить в тайне, вобщем, принимай решение сам.

Наша рубрика начинается! И первая тема:

Письмо первое

Как тебе твои учителя? Я так и знал! Из всего их состава тебе нравятся 2-3 человека, ну, сносных есть пяток, и, конечно люто ты ненавидишь парочку. И самое страшное, что показать это кроме проделок на уроке ты никак не можешь (кому хочется получить в аттестате оценку на балл ниже)?

Как же быть? А тут тебе решать. Ты можешь быть:

  • ребенком √ капризничать и дерзить, устраивать погони на переменах, сбивать с ног первоклассников, пуляться на уроках пластилином и т.д. И уж, извини, но тебе рано еще требовать к себе хорошего отношения.
  • взрослым √ попробовать проанализировать, почему к тебе так относятся учителя и в чем ты с ними согласен, а в чем нет. Ну а если ты еще способен и обсудить с ними это и в некоторых вопросах согласиться √ это высший пилотаж.

Ну и, извини за занудство, √ разреши дать несколько советов по теме, дабы в твоей школьной жизни они принесли несколько полезных результатов.

ÞЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Многие ребята ведут спрос с учителей по полной программе. Им не прощаются те недостатки, которые мы прощаем друзьям и попросту не замечаем у себя. А ведь это обыкновенные люди, со своими житейскими радостями и проблемами. Всегда ли ты способен понять, что происходит на душе у него? Твое понимание, поддержка и сочувствие в некоторых ситуациях покажет твои человеческие качества, а пробел в них гораздо страшнее забытой формулы. И интересно, что учитель, видящий твое уважение, уже сам будет стараться помочь тебе.

Þ ЧЕСТНОСТЬ

Ты думаешь, учитель всегда готов к уроку? Не всегда. Редко, но такое бывает. Ну, мало ли что бывает? Приехали гости, заболел ребенок и т.д. И напрягая все мысли, вспоминая тему прошлого года или выезжая на институтских знаниях, он проводит урок. Вы, конечно, это чувствуете √ когда еще учитель расскажет о своих поездках, школьных годах или просто интересных случаях?

Бываешь ли ты не готов к уроку? Конечно, и даже не редко! Ну мало ли что бывает? До ночи играли в футбол, друган принес новую компьютерную ходилку или стратегию. Правда, тебя рассказы из собственного детства не спасут, и пара обеспечена.

Но! Не прячься под парту (по твоему лицу и так все видно), не пропускай урок, а просто подойди к учителю и скажи, что ты не готов, но к следующему уроку все выполнишь. Как правило, реакция √ шок, и ты спасен от двойки. Этим злоупотреблять не стоит. Тут вопрос совести √ сам подойди перед следующим занятием и покажи (или расскажи) долг. У учителя возникает чувство гордости за твое воспитание, а ты нашел союзника в его лице.

Þ ПОРЯДОЧНОСТЬ

Но бывают и конфликты. Обидные слова в гневе с обеих сторон, хлопанье дверьми и слезы от несправедливых (а может и справедливых) обид и наказаний. Этого не избежать. И если ссора с учителем произошла, нет смысла дуться, обижаться или уходить с уроков √ учитель еще болезненнее воспринимает ссоры с учениками. Успокойся (3-4 дня вполне достаточно), попробуй подойти к нему с фразой: "Я хочу, чтобы мы еще раз обсудили конфликт (ссору, инцидент) после уроков". Не надо оценивать учителя фразами типа "Вы злая, несправедливая и т.д.", попробуй рассказать о своих чувствах "Мне кажется .....", "Я хотел....", "Я думаю.....". Если ты не прав √ даже частично √ найди в себе мужество и признайся, если до сих пор ты не согласен √ так и скажи. Оценивай не человека, а поступок. Порядочно не за глаза оскорблять человека, а попробовать обсудить, в чем вы сходитесь, а в чем расходитесь. Поверь мне, учитель нередко сам признает вину, а ты таким разговором показываешь, что готов к общению "на равных".

Ну и вместо заключения.

Хочешь, чтобы к тебе относились по-человечески? √ Относись также к своим друзьям, родителям, учителям. Зло рождает зло, добро √ добро.

Следуя этим советам, не надейся на мгновенный успех. Учителям тоже надо привыкнуть к тебе √ взрослому. Ведь они помнят тебя несмышленым первоклашкой, шустрым пятиклассником, и любят тебя, несмотря ни на что. Ты это поймешь, когда посмотришь в зеркало перед выпускным и увидишь совсем юного, но уже самостоятельного человека, а приведя в свою школу собственное чадо, заметишь, как быстро стареют учителя, часто появляются у них новые морщинки. А сколько из них по твоей вине?

 

Письмо второе

Привет!

Учебный год в самом разгаре, и все больше трудностей приходится преодолеть для завершения I четверти. Ну, если с письменными домашними заданиями все понятно √ решай примеры и пиши, то как быть с устными? И как доказать учителю, что ты этот параграф читал и не один раз, а мысли (якобы полезные для тебя) никак в голове не задерживаются.

Тема сегодня √ Как учить устные предметы.

Учить уроки √ целое искусство. В общем, каждый должен сам для себя выбрать стиль. Кому-то удобно учить поздно вечером (что не советуют врачи), поскольку младший брат уже спит, а не пробует на вкус твои карандаши и прочие канцтовары, кому-то сразу после школы (все выучить √ и гулять под лозунгом "На свободу с чистой совестью!"). Кто-то пытается, читая учебник, рисовать схемы, рисунки, символы. Кому-то нужно составить конспект (то есть сократить пространные высказывания автора учебника до 3-5 предложений). Некоторые одаренные натуры могут вдохновиться и представить себе кино или мультик "по мотивам ...".

На как бы то ни было, готовясь к ответу, попробуй следовать этим советам.

Учителя обожают, когда:

  1. Ты даешь материалу собственную оценку типа: "Больше всего мне в теме понравилось...", "Я думаю, что..."
  2. Спрашиваешь: "А правильно ли я понял, что..."
  3. Используешь материал не только учебника, но и энциклопедий, словарей, Интернета, книг, воспоминания родственников и очевидцев.
  4. Высшим пилотажем в старших классах является сопоставление разных точек зрения, противоречащих или дополняющих друг друга.

Если ты сделаешь так, что от тебя учитель и одноклассники на уроке будут ждать ответа не такого, как у всех, а более полного, интересного, спорного, то и в колледже и в институте тебе будет легко, ведь там ценят умение рассуждать, проводить исследования, спорить.

И не слушай того, кто смеется над якобы "зубрилами" - это от зависти. За умными и старательными учениками трудно угнаться, а что-то пытаться делать всегда тяжелее, чем "пинать балду".

Так что дерзай!

P.S. Кстати, какие вопросы тебе интересны? Пиши нам.

Письмо третье

И снова здравствуй!

Итак, мы уже говорили о том, как избежать конфликтов и ссор с учителями. А вот как создать себе успех ты не задумывался? А это ведь не только подойти и сделать комплимент учителю на перемене и изредка делать домашние задания, это еще и выступить на уроке так, чтобы твой успех признали не хитростью и подхалимажем, а примером ораторского искусства.

Слышал ли ты слово "презентация"? Для многих это означает "тусовка крутых", но на самом деле это умение человека представить себя в выгодном свете, выступить так, чтобы надолго запомнилось и ни на кого не походило.

Презентация в школе √ это выступление у доски, защита реферата, спор на уроках литературы и истории, дополнительные сведения на уроке истории, парадоксы на географии, и многое другое.

О чем не стоит забывать при подготовке к выступлению

(ВАРИАНТ 1)

  • Начни с хорошей подготовки к выступлению. Отыщи сведения, которые никто не достанет (покопайся в энциклопедии, Интернете, устрой перекрестный допрос родителям и родственникам, достань соседей с учеными званиями или обратись к учителям по предмету из параллельных классов).
  • Оденься подчеркнуто строго (девчонкам в этот день можно не применять боевую раскраску индейцев, т.е. макияж), а мальчишкам можно сменить спортивное трико с отвислыми коленками и разводами на парадные брюки).
  • Оговори с учителем перед уроком время и порядок выступления.
  • Приготовь на презентацию все чувства. Наибольшим успехом пользуются жесты, интонации, пафос. Например, можно взять учебник и воскликнуть: "Это сколько же нужно накопить знаний, чтобы преподавать химию в 7 "Б" классе!". Или: "Представьте себя Петром I, огромную Россию и массу проблем (при этом можно схватиться за голову), а какие реформы вы бы провели?"
  • Во время выступления можете использовать цитаты одноклассников и учителей типа: "Как сказал будущий историк Петрухин ..." (одноклассник), "Великий исследователь, учитель физики Михаил Александрович считает ..." (учитель).
  • Очень необычно, если вы начнете ходить перед доской и по классу, а не стоять как истукан на одном месте.
  • Активно используйте наглядные пособия, можете даже из дома захватить старое издание книги, предмет старины (важно, если по теме и с согласия родителей).
  • Обращайтесь с вопросами к одноклассникам, вызывайте их на спор, поменяйтесь с учителем позицией хоть на 10 минут √ впечатления √ класс!

Конечно, многих ваше удачное выступление шокирует, слишком необычно и уверенно вы можете выступать, да и угнаться за вами сложно будет. Но делайте это ради будущих успехов на поприще знаний! Желаем их вам!

(ВАРИАНТ 2)

И еще один набор советов по тому же поводу, но от другого специалиста.

О чем не стоит забывать при подготовке к выступлению:

  • Помните, что чем больше сведений вы откопаете, тем больше шансов самому утонуть в этом море фактов, или утопить в нем своих слушателей. И ни в коем случае не думайте, что, выдав на-гора все эти сведения, вы навсегда сразите всех на повал своей эрудицией. Для того, чтобы прослыть энциклопедистом еще придется изрядно попотеть.
  • Примите к сведению, что внезапная смена вашего имиджа (это то за кого вас принимает ваше окружение) √ это стресс для одноклассников и учителя. А в ситуации стресса, как известно, поведение человека очень непредсказуемо. Готовы ли вы стать объектом для приколов, целый день выслушивать издевочки всего класса и при этом оставаться невозмутимым и даже с блеском выступить, как и задумывалось?
  • Это же относится и к театральным эффектам во время выступления. Даже хороший актер может не справиться с ролью. Так что стать шутом гороховым в 7 "Б" классе со своим Петром Первым шанс есть...
  • И уж три раза подумайте, прежде чем упомянуть в своей речи Петрухина или учителя физики! Вам еще с ними встречаться, а кто даст гарантию, что Петрухин после урока крепко пожмет вашу руку и скажет, что давно мечтал о таком признании... Да и за Михаила Александровича тоже не ручаемся...
  • А ведь можно удивить публику и надолго привлечь к себе ее внимание даже стоя на одном месте. Главное найти правильное место и позу (фантазия вам подскажет, как это сделать). Самое неприятное во время пафосного выступления √ зацепиться за чью-то любезно подставленную ногу и закончить фразу, лежа в проходе. Лучше обосноваться поустойчивей.
  • Идея с наглядными пособиями может оказаться провальной √ велика вероятность полностью загубить свой доклад неловкими или неуместными попытками включить их в рассказ или вообще забыть про них во время своего выступления, а также сломать, порвать или не суметь отбить у одноклассников свой (когда-то) раритет.

Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100