Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Анклавы прошлого и анклавы грядущего. Задачи по проектированию миров
Мария Миркес
От нытья к развитию
Одних людей мы называем «активными», «деятельными», других — «нытиками». Нам бы хотелось в своей фирме побольше первых и поменьше вторых. Чем же различаются эти люди? Темпераментами? — Да. Скоростью? — Да. Оптимизмом? — Да.
Но ключевые различия нам видятся в «задачном отношении к жизни», «задачном мышлении». По этому параметру можно разделить людей на три категории.
Первая — люди «трудностей». Они любят обсуждать «всё, что плохо». Их ключевые фразы:
— Ну вот, опять! (поломался принтер, обругал начальник, обнаглел клиент).
— Вечно этот ... (принтер ломается, начальник меня ругает, климат тяжёл и враждебен астрал).
— Только у нас возможны такие безобразия!
Мы не предлагаем выяснять, насколько правдивы эти утверждения. Дело в другом! В том, что эти люди вряд ли засучат рукава и изменят происходящие «нехорошести», которые так их раздражают.
Вторая категория — «заданные люди». Это те, кто в обнаруженной «нехорошести» вычленяют конкретную проблему — переводят её в задачу и решают. С людьми задачного типа веселее и оптимистичнее, поскольку в их картине мира всё возможно. «Нытикам» из первой категории такие люди часто неудобны, поскольку «ну чего он суетится, всё равно ничего не получится!»
Казалось бы, преимущество людей задачного типа очевидно. Набираем в свою организацию таких сотрудников — и успех гарантирован! К сожалению, их не бывает много. Довести задачу до точной, позитивной и конструктивной формулировки — очень важно и сложно.
— Одна группа работников любит обсуждать задачи для других, в частности — для начальства (от руководителя отдела до президента).
— Часто хорошая задача находит себе десятки болельщиков, но не находит ответственного решателя.
— Иногда активные решатели не видят всех контекстов и сносят на своем пути чужие замыслы, интересы, других людей. Получив по голове, затихают и переходят в первую категорию.
— Оригинальные задачи, как правило, не входят ни в чьи функциональные обязанности.
— Удобно под задачей понимать исполнение простой ежедневной обязанности, в то время как задача — это напряжение и выход за границу привычных усилий.
И так далее!
Перебирая свой персонал (не забывая и себя), удивлённо обнаруживаем, что людей, ставящих и ответственно решающих задачи, невероятно мало! Почему?
Любимый ответ руководителей: «Плохой персонал. Нужно этих уволить и набрать новых, которые смогут».
Любимые ответы подчиненных: «Начальник бьёт по рукам, поэтому дешевле сидеть и не высовываться»; «поскольку моя зарплата никак не зависит... то...».
Часто руководители — творческие и задачные люди по отношению к своему делу — переходят в категорию «нытиков по поводу трудностей», когда речь заходит о подчинённых.
Мы считаем, что задачное мышление — это системный эффект. Поэтому только работая с организацией в целом и меняя схемы управления и соорганизации, можно научить сотрудников всех уровней ставить и решать задачи.
В идеале сотрудники должны чувствовать трудности, выделять и оформлять проблемы, переводить их в задачи, решать задачи, формулировать крупные — долгосрочные — цели (проекты) и реали-зовывать их.
Чем больше сотрудников организации переведено в задачный и, затем, в проектный режим, тем выше человеческий ресурс организации. Это не означает, что все и всегда должны быть творцами и проектировщиками. Если решение задачи (реализация проекта) требует простого и аккуратного исполнительства в течение определённого времени — это нужно обеспечить. Мы предлагаем специальную работу по переведению сотрудников организации (всех или определённого ядра) в задачный и проектный режимы. При этом будут изменены некоторые схемы управления и способы соорганизации, которые мешают появлению инициативы и ответственности...