Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов.
После коммунарства. Антитезы третьей волны
Смешно пытаться вновь рассказывать о методике, которой посвящены десятки обстоятельных книг и тысячи брошюр — но не получается и оставить её фигурой умолчания.
«Это творческое содружество поколений в заботе о людях средствами коллективной творческой деятельности», — так определял «коммунарство» его создатель профессор Игорь Петрович Иванов.
1) Содружество поколений;
2) в заботе о людях;
3) средствами коллективной творческой деятельности.
Если так расположить три части приведённого определения — то они начинают прочитываться вовсе не гладко, а вполне парадоксально. Почему-то содружество поколений должно возникать на почве заботы о людях (неужели не про что больше дружить?) — а саму эту заботу зачем-то нужно осуществлять средствами коллективной творческой деятельности (будто нельзя позаботиться прямо, конкретно и без творческих выкрутасов).
Но странное сведение этой триады воедино и стало прологом великого открытия.
А смысловая тройственность отразилась и в тройственности названия: коммунарское движение — педагогика общей заботы — методика КГ Д.
Методика, «с которой педагог обречен на успех...»
Именно «коммунарство» продемонстрировало доступные, предсказуемые возможности успешной воспитательной работы с подростками — а тем самым создало общее пространство диалога и для приверженцев, и для оппонентов: и для тех, кто притягивался к нему, и для тех, кто отталкивался.