Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов
Школа Александра Тубельского
Слава о школе редко выходит за пределы ее города. В Советском Союзе широкой известностью, пожалуй, пользовались лишь школы Сухомлинского, Амонашвили, Давыдова да лучшие из физико-математических. Потом общественность к этому вовсе ютеряла интерес; да и в учительской среде о «делах далеких школ» разговор заходит редко.
Если же все-таки устроить учительский опрос: «Какая сегодня самая знаменитая школа страны?» — вариантов ответов будет не так много. И вероятно, школа Тубельского окажется в этом списке лидирующей, обгоняя лучшие гимназии и физматшколы. Легенды о ней давно ходят по стране, и при встрече где-нибудь в Новгороде, Новосибирске или Краснодаре то и дело заинтересованно спросят: «А там действительно похоже на то, как они об этом пишут в своих сборниках?»
Школа Тубельского стала символом движения авторских школ, показателем их сил, трудностей и возможностей.
Я давно пытался сочинить что-то о 734-й школе. Сами про себя «тубельцы» не раз писали, сусальная мозаика впечатлений ничего всерьёз не скажет, а вглядеться чуть пристальней — и сюжеты неудержимо разбегаются во все стороны. Я отказался от надежды что-либо изобразить, не буду упоминать имен сплошь выдающихся учителей, извиняя себя лишь настоящей и будущей их славой. Я лишь попытался обратиться к некоторым узелкам возможностей и противоречий, высвечиваемым опытом школы Александра Тубельского.