ШКОЛА ДЛЯ ПОДРОСТКА
Татьяна САМОХИНА
Четырехкратный день рождения
Как достичь того, чтобы родители говорили «мы» — имея в виду себя и школу
Родительские собрания: что сделать явным, а что тайным
Авторитет школы и учителя во многом зависят от проведения родительских собраний. Очень важно создать родителям условия для работы на собрании. Большое значение имеет даже то, где сидят родители. Поэтому я каждому предлагаю занять место его ребенка. Тогда взрослые лучше представляют себе, как протекает обучение, как видит и слышит их ребенок, не мешают ли ему посторонние предметы, они знакомятся с родителями соседа по парте.
Рассказать о каждом ученике трудно. Все-таки обычно стараюсь сказать о каждом ученике что-то хорошее, отметить положительные сдвиги в учебе, в поведении. Стараюсь не допускать захваливания одних и тех же учеников, считаю недопустимым «отчитывание» родителей за промахи их ребенка, так как это ведет к тому, что родители таких детей вообще перестают посещать родительские собрания.
Но ведь родителям надо как-то сообщать и о недочетах в работе их ребенка, подсказывать пути их преодоления. Подобную информацию родители получают у меня в письменном виде. На парту перед каждым из родителей кладу тетради для контрольных работ и лист бумаги, на котором сделаны записи для него. Эти записи — как бы молчаливая индивидуальная беседа. При такой организации родителям не приходится краснеть за своего сына или дочь перед другими. Если же им что-то непонятно, они могут подойти ко мне после собрания или во время консультации, которую обычно назначаю в пятницу после уроков.
Спасительные детали общения
Но кроме налаживания тех или иных форм диалога с родителями, успех содружества школы с семьей особенно зависит от самого стиля повседневных взаимоотношений учителя и с детьми, и с родителями. Многие из родителей видят учителя глазами своего ребенка, и если учитель допустил малейшую несправедливость в оценке учебного труда или поступка школьника, то это не проходит для него бесследно. Родители не простят ему унижения своего ребенка. Поэтому я стараюсь помнить и соблюдать некоторые правила общения.
Человек может простить многое. Но есть вещи, которые он прощает редко. Например, не следует выражать сомнения в его умственных способностях или одаренности. В этом случае включается механизм психологической защиты. Не следует показывать и свое интеллектуальное превосходство над другим человеком, будь то взрослый или ребенок. Потому я стараюсь достичь равенства в общении: «Давайте посоветуемся», «А как думаете вы?», «Может быть, сделаем так?» — мне кажется, таков самый подходящий тон в общении с детьми. Или: «Вы, конечно, знаете своего ребенка лучше, чем я, но я попытаюсь изложить результаты своих наблюдений», — начало разговора с родителями таким образом помогает избежать многих неприятностей. Надо всегда помнить о ранимости родительских чувств, не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении или публичными отрицательными высказываниями об их детях, а детям — уметь показать положительные качества их родителей, способствовать повышению их авторитета.
Ошибки как повод для равноправия
Еще одно правило, которое стараюсь соблюдать — это готовность считаться с мнением родителей о своей деятельности, терпимо воспринимать их критические замечания в свой адрес, ведь самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей и в глазах его учеников.
Ведь любой человек может допускать ошибки, будь то ученик или учитель. И не надо стесняться своих ошибок или пытаться их завуалировать, ведь все равно кто-нибудь да заметит, когда-нибудь они всплывут большими неприятностями. Не следует ругать детей за то, что они подмечают и указывают на ваши ошибки. Их надо признавать, а ребенка стоит похвалить за то, что он умеет самостоятельно думать, внимательно слушать, открыто высказывать свое мнение. В результате того, что дети видят, что и учитель может ошибаться, и не боится в этом признаться, авторитет учителя не падает (как многие думают), а возрастает.
Это тоже своего рода правило: при общении с родителями и учениками, прежде чем критиковать других — укажи на свои ошибки, отрицательные черты, проблемы. Иначе человек попадает в щекотливое положение: его критикуют, а критик неуязвим, считает себя умнее и утверждает свое право занимать позицию «сверху». (Хотя лучше человека вообще не критиковать; чаще всего срабатывает механизм защиты самооценки — и любое вмешательство блокируется).
Стараюсь не навешивать на человека ярлыки: «Ты такой-то». Лучше сказать о своих чувствах так: «Мне больно (неприятно) видеть, когда ты поступаешь так-то».
Соблюдение этих простых правил помогает наладить тесный, дружеский контакт с родителями и детьми, наладить искренние добрые взаимоотношения, основанные на равенстве всех сторон.
Личный праздник в общем кругу
Но обсуждения только учебных проблем недостаточно, чтобы сплотить родителей, детей и школу. Должны быть и какие-то иные точки соприкосновения, чтобы родители говорили «мы», имея в виду семью и школу. Родителям интересно присутствовать и на уроке, и на утреннике, и на празднике, посмотреть, как ведет себя их ребенок среди одноклассников. Возник вопрос: какой праздник сделать нашим общим, семейным на протяжении четырех лет, которые мы будем вместе.
«К сожаленью, день рожденья только раз в году», — грустно пел крокодил Гена. И мы решили, что этот праздник будет у нас случаться не раз, а даже четыре раза в год. И начали отмечать коллективный день рождения все вместе.
Мы проводим дни рождения в последние дни осени, зимы, весны и лета. К этим праздникам готовимся долго и тщательно. Дети сочиняют поздравления, делают медали именинникам, фотогазету. Все с нетерпением ждут этих дней. Родителям пишем приглашения.
Начинается праздник торжественно с поздравлений, подарков, зажигания свечей на именинном пироге. После чаепития дети вместе со взрослыми отправляются в страну игр и конкурсов. Произносятся волшебные слова, дети попадают то на лесную поляну, то в телестудию, то становятся помощниками родителей по уборке квартиры. Каждый ребенок раскрывается по-новому, необычно; мы, взрослые, словно видим их другими глазами.
Такие игры и праздничные застолья помогают ребятам приобретать навыки культуры и общения, поведения за столом, аккуратности, самообслуживания, оформления праздничного стола, организованности. Оки, несомненно, сплачивают коллектив, доставляют радость и детям, и взрослым, определяют место каждого в контексте общей работы.
Это самое большое торжество в нашем классе. Но в течение года происходят и более короткие, но тоже заметные. Например, утренник «Чудо земли- хлеб». Родители испекли вкусный каравай, мы пригласили на утренник ребят из другого класса. Потом мы пошли на хлебозавод, где своими глазами увидели, как выпекается хлеб. И опять вместе. Как хорошо во! так — рука об руку, деля радости и неприятности, незаметно воспитывая друг друга, дарить взаимную радость общения.
А потом надо суметь не прервать эту работу, сделать так, чтобы родители и дети продолжили общую жизнь в средней школе, с новым учителем.
Тогда можно быть уверенными в наших воспитанниках. Во всяком случае, я надеюсь на это.