ШКОЛА ДЛЯ ПОДРОСТКА
Галина КОЛОБАКИНА
Большие изменения в маленькой жизни
Подобрать ключи ... к самому себе
В наш 7 класс пришла новенькая девочка — Алена. Ее вхождение в коллектив затягивалось. Держалась она обособленно, инициативу ни в чем не проявляла, на незначительную насмешку отвечала грубо и резко. И ребята не спешили приблизиться к девочке. Я готова была помочь ей, но нужно было время, чтобы она смогла довериться мне.
Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы девочка пошла на контакт.
В работе с Аленой я наметила три направления: на протяжении нескольких дней вести записи наблюдений взаимоотношений девочки с одноклассниками; со всеми учителями-предметниками совместно анализировать реальные и потенциальные ситуации успешности Алены на уроках; с самой девочкой проводить обсуждение дня, в ходе которого помогать выделять ее удачи и разбираться в причинах разного настроения.
В доверительных беседах, которые проходили в конце дня, Алена часто признавалась, что она некрасивая, маленькая; плохие отметки связаны только с ее ленью. Становилось очевидным, что девочка не любила себя, и это была одна из проблем, решить которую нам предстояло вместе.
«Ребята меня не любят, ко мне относятся не очень хорошо, не так, как бы мне хотелось. Я хочу, чтобы было по-другому, но не знаю, что делать», — делилась Алена. Я терпеливо искала в девочке то хорошее, что отличало бы ее от одноклассников, и однажды на прогулке, обратив внимание, как она подтягивалась на перекладине, я попросила ее сделать упражнение с максимальным результатом. Мальчики, которые были рядом, с удивлением смотрели на происходящее. Зная, что приближается спортивный праздник, я предложила Алене войти в состав участников, надеясь, что это и будет ключевым событием в жизни девочки. Мальчики меня поддержали. А Алена от неожиданности сначала растерялась, на ее лице было смущение от того, что ее выделили, и я заметила тайную в душе радость.
В знак согласия Алена кивнула головой.
Через две недели состоялся спортивный праздник. В тот момент, когда Алена выполняла упражнение на перекладине, весь класс скандировал: «Алена! Алена! Алена!» Результат был! прекрасный! Все поздравляли, девочки обнимали Аленку. Сначала она очень смутилась, а потом расплакалась. В этот день, действительно, произошло событие, которое повлекло изменение отношения девочки к самой себе, к ребятам. А как же были удивлены сами ребята: их глаза устремились на одноклассницу Алену, но видели совсем другого человека, отличного от той, прежней, «ершистой» и грубой Алены... Я наблюдала потеплевшие отношения и радовалась.
Я не спешила «оборачивать» девочку на поиск причин происходящих изменений. Считая важным не вмешиваться в процесс, который шел в сознании девочки, я видела свою задачу лишь в «подбрасывании» ей информации, потому что, на мой взгляд, тринадцатилетняя Алена способна была самостоятельно! связать потеплевшие отношения к ней! ребят с изменениями в себе самой, в своем поведении. И я не ошиблась.
Через три недели я попросила! Алену задержаться и когда все ушли, спросила:
— Ты хочешь поговорить со мной об изменениях в твоей жизни?
— Да, — ответила девочка. И, чуть задумавшись, продолжила:
— Я вижу, что некоторые ребята стали ко мне лучше относиться. Это сразу после соревнований.
— Ты думаешь, дело только в соревновании?
— Наверное, нет. Я уже думала «про себя» — я же перестала мальчиков обзывать, не задираюсь ни с кем. Саше помогаю в учебе, а еще помогаю в уборке класса. Раньше я этого никогда не делала.
— Алена, а зачем ты помогаешь ребятам?
— Ну, мне так хочется. У меня и настроение тогда хорошее, я веселая.
— А ты хочешь еще где-нибудь себя проявить? Может быть, ты чем-нибудь увлекаешься, можешь ребятам о чем-то интересном рассказать?
Алена одновременно пожала плечами и кивнула головой в знак согласия. А я подумала: если девочка увидела в себе изменения, увидела другое отношение одноклассников к себе, значит, путь решения личностной проблемы выбран правильный.
ТРИ ЭТАПА | |
1. | Начинать необходимо с выстраивания доверительных отношений, с поиска в ребенке таких положительных сторон, которые отличают его от других. |
2. | Создать условия для успешной самореализации. |
3. | Обсудить с ребенком путь, которым он идет в решении проблемы, личностно значимой для него. |
...Через три месяца была проведена диагностика «Самый-самый». Ее результаты свидетельствуют о повышении уровня самооценки личности. И сейчас на вопрос «Что тебе нравится в самой себе?» Алена отвечает: «Глаза, волосы, любовь к животным».
ЗАДАНИЕ НА ДОМЛюбому школьнику приходится принимать решения, которые влияют на его будущее: на возможные достижения, социальные успехи, отношение к себе и людям. Умеем ли мы, взрослые, — родители и педагоги, — помогать ему в таких жизненных ситуациях? |
|
СИТУАЦИЯ | 1 |
Родителям пятиклассника Миши не нравится его друг Юра. Юра, по мнению Мишиных родителей, влияет на их сына плохо. Миша не согласен с родителями. С кем бы посоветоваться пятикласснику? «А может, мне поможет учитель?» — думает Миша. Версии действия учителя: А. Учитель, выслушав Мишу, советует ему определенно прислушаться к словам родителей, за плечами которых жизненный которого у Миши пока нет. В. Учитель, выслушав Мишу, говорит, что в одиннадцать лет человек уже должен сам решать такие вопросы, ему хорошенько надо подумать и принять собственное решение. С. Учитель, выслушав Мишу, предлагает вместе проанализировать создавшуюся ситуацию и, прежде чем принять решение, ответить на вопросы: — Что нравится тебе в Юре? — Что не нравится тебе в Юре? — Что не нравится в Юре твоим родителям? — Что можно попытаться сделать, чтобы изменить мнение родителей о друге? — Как ты себя будешь чувствовать, если послушаешь родителей? — Как ты себя будешь чувствовать, если поступишь по-своему? — Как ты хотел бы себя чувствовать после принятия решения? — Нельзя ли найти компромисс? — Какие конкретные шаги можно сделать? — Чем я, учитель, могу помочь тебе в этой ситуации? Каждый из этих вариантов действий учителя имеет свои плюсы и минусы, каждый имеет свой педагогический смысл. Попробуйте в каждом решении найти два плюса и два минуса. |
|
СИТУАЦИЯ | 2 |
На перемене друг Саши бросил спичку в мусорное ведро. Ведро задымилось. В это время в класс входит учитель. Учитель хватает ведро и ставит его в раковину под воду. Ура! Класс спасен! Но педагог в ярости. Никто не признается. И тогда учитель обещает всех оставить после уроков, пока «диверсант» не сознается. Саша рассержен тем, что приходится расплачиваться за глупый поступок друга. Но он не хочет и «подставлять» друга. На перемене Саша бежит к классному руководителю: «Что же делать?» Напишите возможные варианты действий классного руководителя (хотя бы три). Какие плюсы и минусы прячутся в каждом варианте? А что бы здесь могли родители посоветовать своему ребенку? |