Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ... |
Фамилию Хорош в Петрозаводске знают все, кто хоть как-то причастен к воспитанию подростков. Супруги Валентина Алексеевна и Леонид Юрьевич - педагоги Дворца Творчества Юных. Уже много лет (и надо сказать, весьма успешно) они восстанавливают в столице Карелии культуру Бала. Нам очень жаль, что вы не можете, дорогие читатели, побывать на этом удивительном празднике, который ежегодно создается совместными усилиями педагогов, выпускников и родителей. Но и заочное знакомство с Балами выпускников школ Петрозаводска убеждает, что там действительно идет возрождение Культуры.
Как рождалась красивая традиция
- Юрий Алексеевич, Вы были директором лицея N 1, когда там рождалась красивая традиция - бал в честь выпускников. С чего все началось?
- Это был 1991 год. Решив назваться лицеем, мы задали себе вопрос: "А что такое лицей?" В книге И.И. Пущина "Записки о Пушкине" мы нашли определение лицея, которое выделяло в лицейском образовании три основных направления: философию, спорт, искусство. Организация выпускного вечера в форме бала (с музыкой, танцами, художественным творчеством) - это осуществление третьей линии развития лицея, которую условно можно обозначить словом "искусство".
Путь к бальной культуре в нашей школе был долгим и непростым. Еще до того, как появилась идея бала, заместитель директора, Юрий Васильевич Голованов, разработал концепцию художественно-эстетического воспитания. Она несколько раз менялась: искали лучшие варианты. Была приглашена на работу хореограф Александрова Наталья Федоровна, и она стала учить танцевать мальчиков и девочек в начальной школе. Тогда на старшие классы мы ставку не делали. Считали, что надо сначала создать праздник в начальной школе.
Впервые информацию о выпускном бале в Петрозаводске я увидел в газете "Северный курьер". Помню на фотографии довольное лицо Белова Сергея Сергеевича, директора 9-ой средней школы. Так я узнал, что проводится какой-то бал, о котором мы мечтаем.
А на следующий год по карельскому телевидению показали, как провели выпускной бал в 17 школе. И я пошел искать авторов. Дороги поисков привели меня во Дворец творчества детей и юношества, где я узнал, что целая группа педагогов, художников, музыкантов помогала школам проводить выпускные балы. Так мы договорились о совместной работе.
- Юрий Алексеевич, насколько мне известно, была и другая линия развития идеи бала в школе. Во Дворец пришла Пария Леонидовна Цветкова, классный руководитель 11 класса лицея N I. Она тоже знала о бале, который провела 17 школа (ныне гимназия), и попросила помочь подготовить такой же праздник для ее любимых учеников. Надо сказать, что через несколько лет точно с такой же просьбой пришла учительница лицея ?40, Морозова Нина Викторовна, и произнесла почти те же слова: хочу подарить моим любимым ученикам красивый праздник. Продолжила традицию Морозова Ольга Михайловна из 42 школы. Классные мамы каждый раз убеждали нас, педагогов Дворца, что готовы, не жалея сил и времени, включиться в самую сложную работу. Для нас важно было участие самих выпускников в подготовке праздника. Таким образом девушки и юноши учились на практике создавать праздники, т.е. получали дополнительное образование, не предусмотренное школьной программой. Но особенно ценно и дорого то, что импульсом для рождения красивого праздника в этих школах была любовь педагогов к своим ученикам.
- Система тащит ребенка вверх, а надо идти вместе с ребенком... Сама методика подготовки бала в школе предусматривала индивидуальные встречи с каждым участником - уж очень необычный был праздник. Традиционно в школе задачу организации праздников решали на уровне классных руководителей. Мы же привлекли хореографов. Первым учителем танцев для выпускников была Любовь Павловна Караваева. Мы правильно выбрали путь: не заставлять танцевать. Приглашали на танцевальные занятия только желающих. Ребята спрашивали, обязательно ли танцевать, пустят ли на выпускной. Потом эти вопросы отпали. Однажды, года через два, когда мы уже почувствовали вкус этого праздника, я сказал ребятам, что бала не будет. И тогда ко мне пришла делегация от выпускников просить, чтобы бал был. Я понял, что верной дорогой идем. Это, конечно, была провокация с моей стороны, но я шел на нее осмысленно. Важно было понять, что бал действительно нужен ребятам.
- А как родители отнеслись к идее бала?
- Родители были удивлены, когда пришли на бал. Они не готовы были увидеть такое. Их жизненный опыт не предполагал, что такое может быть. После пионерских галстуков это было настолько другое! Какое разнообразие нарядов! Мужской половине на красавиц таких спокойно смотреть было невозможно! Я вспоминаю, как один из педагогов-мужчин, впервые попав на бал, подбежал ко мне: "У тебя валидол есть? Я же сердечник!" Я думал, что ему плохо. А ему хорошо!!! Он - гусар!
- Помните, как на одном из балов родительская пара экспромтом вышла танцевать танго. Какой красивый момент был. Стояла тишина сосредоточенного внимания - ребята следили за каждым движением танцоров. А потом - овация! С каким интересом ребята воспринимают танцы других, когда сами умеют танцевать! Атмосфера на балу была замечательная.
- У меня класс был биологический - только девочки. На балу они оказались без кавалеров. Видно было по глазам, как они переживали: другие танцевали, а они - нет. Этот праздник состоится, если танцуешь.
Девчонки, как правило, танцевать хотят. А парень стесняется, боится. А когда он танцует, естественно, он наслаждается не столько танцем, сколько чувством близости дамы.
- Как редко удается услышать размышления мужчины о танцах, о дамах...
- Женская природа настолько чувствует мелочи. Эти мелочи рождают праздник. Бывает: дама пришла, и у нее платочек не того цвета - все, праздника нет! Сегодня его не будет уже точно! Мужчины на это смотрят иначе, они мелочам не придают такого значения. У них другая природа. Но приходится помнить, что бал может быть испорчен из-за мелочи.
Танец для женщины - демонстрация лучших черт характера, внешности, женственности. Для парня нормально подраться, сыграть в футбол. Так было, когда я учился. Для многих парней учиться танцевать было дурным тоном. Мне повезло, я года полтора проучился в балетной школе. Причина простая: мне нравилась девушка, которая училась в балетной школе.
- Этой страницы Вашей биографии мы не знали. Ничего случайного нет! Вот когда для Вас танцы начались.
- Не танцы начались. Там я увидел некоторую красоту, почувствовал некое таинство, которое не познано, но худого оно не сделает - это хорошо, хотелось бы так. Ходить на балет или слушать оперу в нашей среде было не принято, у нас была семья военнослужащих. Меня воспитывал спорт. В то время я уже ходил на бокс. Заканчивалась тренировка по боксу, и я бежал на балет в Дом офицеров.
Двухгодичное увлечение одноклассницей закончилось, когда ее отца, военнослужащего, перевели в другой город. Она уехала. Так закончилось мое увлечение балетом. Трепета или огромного желания танцевать у меня нет и никогда не было.
- А чем же Вам интересен бал?
- Бал меня волнует как праздник: ощущение торжества - торжества интеллекта.
- Юрий Алексеевич, как на балу Вы ощущаете интеллект?
- Я размышляю как биолог. Чем выше, совершеннее выражение формы, которую создает человек, тем выше его интеллект. В данном случае, это форма праздника. Развитый человек каждый раз пытается придумать новое. Сколько у нас в лицее было праздников, ни один не похож на другой. Торжество интеллекта там, где все идет красиво, солидно. Те же танцы - это умение отдыхать, а умение отдыхать как раз определяет интеллектуальное развитие человека.
- Можно просто сидеть на диване и смотреть телевизор, а можно самим интересно организовать свою жизнь, свой досуг, создать культурное общество. В годы перестройки в Москве, во взрослой среде, образовались исторические клубы. Несколько лет спустя они стали организовывать балы с историческими танцами. Мы, петрозаводчане, были приглашены на один из первых - на Бал тысячелетия, познакомились с организаторами, и теперь каждый год желающие педагоги и старшеклассники лицея N1 танцуют на московских балах.
Юрий Алексеевич, но давайте вернемся к вопросу - чем еще Вам интересен бал?
- Я говорил о внешних параметрах праздника. Но мне интересны и параметры общения - единство чувств, единство миросозерцания, миропонимания. Вот мы вместе смотрим на мир и радуемся: мы это вместе видели, вместе это переживали, радовались. И тогда наступает единение, сближение: учеников и учителей, родителей и детей, мужчин и женщин. Основа - чувства. И, конечно, интеллект. У нас иногда говорят: женская половина - это только чувства, мужская - только интеллект. Полноте, мы знаем массу чувственных мужчин и массу бесчувственных женщин.
- Вы говорите о значимости совместно прожитой радости?
- Именно так: совместно прожитой радости.
- Да, она греет потом всю жизнь. Можно в трудные минуты мыслью туда "залетать" "погреться" у радостных воспоминаний.
- Да, эта энергия радости будет поддерживать человека всегда.
- И тогда праздник, рождающий энергию радости в общении, осознается как очень важная часть жизни. И образования, конечно. На выпускном балу вместе встречаются учитель, родитель, ребенок-ученик, не всегда умеющие мирно ладить друг с другом в обыденной ситуации, а на празднике они принимают друг друга, и никто не поучает, не делает замечаний, более того, проявляют внимание друг к другу, выражают благодарность. Это тоже моменты сближения.
- Вспомните, Валентина Алексеевна, кто заполнял балкон бального зала? Бывшие выпускники, те, которые начинали создавать бал. Почему они приходили? Им было не все равно, как танцуют новые выпускники - сравнивали с собой, сопоставляли. Главное - был интерес. И забота - продолжается ли их дело?
С каким удовлетворением танцевали юноши, уже став студентами. Кавалерами в танце они были уже более уверенными. На первом балу, по-моему, от волнения они не успевали почувствовать вкуса происходящего. Интеллектуальное удовлетворение через чувства. Его мозг торжествовал: он на балу и умеет танцевать, умеет поухаживать за дамой. Я думаю, проявлять внимание, выражать любовь надо учить. Некоторые любят внутренне, а выразить не умеют.
- Юрий Алексеевич, Ваши размышления о бале с точки зрения интеллекта открывают его новые стороны.
- Объем работы не позволял на это посмотреть спокойно. Все решали организационные вопросы.
Первый бал мы проводили во Дворце творчества. Я испытал шок, когда пришел во Дворец и увидел нарядный зал с белой вуалью. Я подумал: да, тут праздник состоится в любом случае. Антураж праздника уже был.
А помните художественные фотографии ребят, которые были сделаны к балу?! Посмотрел я на девушек в шляпках - какие они загадочные!
- Эта линия в общей культуре бала развивалась, потому что ваши лицеисты первыми откликнулись на наше предложение создать такие необычные фотопортреты и украсить ими праздничное пространство бала. И конечно, спасибо фотомастеру Баженову Евгению Александровичу, педагогу Дворца творчества, руководителю фотостудии "Взгляд".
- И все же, Валентина Алексеевна, если бы Вы тогда работали в школе, вы бы никогда не сделали этого. Школа не та среда, в которой мог родиться такой бал. Важно, что Дворец и школа объединили усилия, т. е. вместе работали - основное образование и дополнительное.
Мы выпускаем ребят из школы в свободную жизнь. На балу они показывают, умеют ли обратиться к даме, умеют ли сделать ей праздник, умеют ли уважить мать, отца, учителя, директора. Мальчик хочет подойти к девочке и пригласить на танец, а танцевать не умеет. Для некоторых подростков это целая трагедия.
- Однажды на семинаре один из педагогов лицея сказал: "Воспитать - это научить ребенка вести себя в обществе." Согласитесь, для этого, по крайней мере, необходимо общество, в котором ребенок бывает и пробует там быть самостоятельным: совершает поступки, строит отношения с людьми - практикуется быть культурным в общении с людьми. Бал для меня еще и некая модель культурного общества. А приглашение на танец - поступок, особенно для кавалеров.
- Давайте вспомним Толстого Льва Николаевича: Наташа Ростова на первом своем балу о чем думает? Она выходит в общество! Все на нее будут смотреть! Как бы не оступиться на лестнице, как бы не показаться смешной, нелепой. Она грустит, чуть не плачет, когда ее не приглашают танцевать и радуется, когда чувствует, что общество ее приняло.