Педагогу, путешествующему по Стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. |
Надо сказать, что ввиду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы "бывалых" тому, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.
Авансцена образования
"Стать другим , оставаясь самим собой, - вот формула, которая выражает диалектику творческого перевоплощения актера в полном соответствии с учением К. С. Станиславского"
(из книги Б. Е. Захавы "Мастерство актера и режиссера")
"- Почему ты играешь в школьном театре?
- Хочется побыть самим собой?"
(из разговора с 13-летним актером)
Формула театрального пространства
Само понятие театрального пространства общеобразовательной школы требует специального пояснения. С одной стороны, существует театр как место, где люди, именуемые актерами, всю жизнь говорят не свои слова не своим голосом, живут чужими жизнями и имеют возможность умирать по несколько раз в неделю. Это - театр профессиональный. С колоннами, бархатными креслами, буфетом в антракте - тут все понятно. В образовании, а точнее в школе - школьные спектакли, бумажные бороды, нехватка исполнителей-мальчиков, переизбыток исполнителей-девочек, хрюкающий не к месту микрофон и уборщица актового зала, требующая "прекратить енту хрипетицию", так как пора мыть пол. Общее между этими двумя явлениями только одно - страстное и ничем не объяснимое желание играть. Игра, дающая волшебную возможность вместо одной жизни прожить десять, умереть сотню раз, любить и быть любимым тысячи раз. Присущее любому человеку желание расширить себя до размеров человечества и пережить ощущение безмерности мира. Странное и загадочное желание личности творчески самореализоваться.
Однако школьное театральное пространство не исчерпывается наличием группы безумцев, состоящих из энтузиаста и двух десятков учащихся, которые убеждены в нетленности будущего сценического шедевра. Оно гораздо шире. Я бы сказал, что театрализация - это неотъемлемая и органичная часть практически любой общеобразовательной школы. И неважно, есть ли в ней актовый зал, пригодный для постановок. Неважно также - сельская это школа или городская, любят или не любят в ней театр, как форму существования искусства. Важно только то, что в любой школе есть дети, а ребенок по своей сути существо играющее, то есть ему изначально трудно существовать вне игрового (дающего возможность действовать) пространства.
Место действия - Школа
Ни сама способность к игре, ни богатая фантазия, ни эмоциональная развитость еще не означают возможность создать сценический образ. Однако это уже необходимое условие для начала творческого процесса, та расположенность к нему, которая свойственна всем детям без исключения.
Давайте вспомним, что именно эту расположенность к игре как к сценическому действию, современная школа эксплуатирует очень широко. В любой общеобразовательной школе с самого начала учебного года формируется некий план мероприятий, изначально учитывающий, как само собой разумеющуюся, эту способность. От Праздника знаний 1 сентября и до капустника старшеклассников на выпускном вечере. Любое подобное мероприятие подразумевает более или менее сложную театрализацию, в соответствии с возможностями, вкусами и финансовым положением каждой конкретной школы. Ведь сложно себе представить школу без новогоднего праздника, КВНа или без какого-то своего традиционного мероприятия, в той или иной степени требующего использования театральных форм (не говоря уже о постановках спектаклей силами временно создаваемых или постоянно действующих театральных коллективов).
Но и это не все. Театр не только занял внеурочное пространство, но давно утвердился в формате традиционных уроков. Во многих школах уроки театра давно стали обыденным делом. Хорошо это или плохо - вопрос для серьезной педагогической дискуссии, но то, что это так, отрицать невозможно. В планах школьных мастерских появляются отдельно вписанные пункты, учитывающие необходимость изготовления костюмов и декораций для различных школьных мероприятий или спектаклей. Появление в общеобразовательной школе понятия творческого экзамена привело к необходимости искать новые, в том числе и театрализованные формы ответа на таком экзамене. И тут выяснилось, что это может касаться не только традиционно гуманитарных дисциплин, но и таких "строгих" предметов, как химия, физика, математика. Актерский тренинг для учителей-предметников в качестве курсов повышения квалификации и появление такого нового понятия, как режиссура урока. Фестивали школьных театров, проведение мастер-классов по применению театральных технологий в преподавании традиционных школьных дисциплин. А сколько существует видов самих школьных театров, из которых при благоприятных условиях вырастают полупрофессиональные и профессиональные студии! И всякий раз, рождаясь внутри школы, театральное пространство решает не абстрактно-эстетические проблемы, а исходит из практической задачи, стоящей перед педагогическим коллективом.
Вот только видимые грани того, что следует называть театральным пространством общеобразовательной школы. Попробуйте исключить его из школьной жизни и посмотрите, что останется от так называемого "основного образования". Представление о том, что театр существует в школе, являясь лишь одной из форм дополнительного образования, не только несправедливо, но и давно не соответствует уже сложившейся практике.
Общее образование как предлагаемые обстоятельства
Конечно, если относиться к школе как к месту, где ребенок должен только "усваивать знания", тогда все в порядке. Тогда правы те, кто говорит, что театр и игра отвлекают от этого серьезного процесса. Но как быть с тем, что само знание о мире постоянно меняется и развивается? Как быть с тем, что, собравшись вместе, дети образуют уникальный социум со своими законами и ценностями? Как быть с тем, что основная схема обучения: прослушал (прочитал) - запомнил (выучил) - воспроизвел (сдал экзамен) подходит всего десяти процентам учащихся, как раз той части человечества, которая действительно мыслит и познает мир рационально-логическим способом. Ориентация школы на исключительно интеллектуальную деятельность и такое понятие, как "оценка уровня знаний" уже давно стало предметом научно-педагогических споров. Но пока еще ученик получает оценку исключительно по вышеуказанной схеме. Эта оценка идет в журнал и является для вышестоящих инстанций критерием качества преподавания, а значит, впрямую воздействует и на педагога. Отсюда естественное желание школы иметь как можно больше отличников и как можно меньше двоечников. Сотни тысяч детей, поставленных в условия оценивания их знаний, которые они обязаны были усвоить по программе, просто перестают ходить в школы. И не потому, что не имеют такой возможности. Просто там им каждый день объясняют, что они не могут учиться. Так проблема образования становится социальной проблемой.
Образование: работа над образом
А ведь именно существование в рамках театрального пространства дает возможность любому ребенку найти свой собственный способ учиться, получая гораздо больше "знаний", по сравнению с условиями обычного урока. Не говоря уже о том, что для многих детей существование внутри театрального пространства есть адекватный их возрасту способ освоения культурных ценностей. Кроме того, подобная форма образования не только расширяет знания, но и создает ситуацию успешного их освоения, а значит, формирует мотивацию к дальнейшему образованию, открывая самому человеку его собственные возможности.
Можно возразить, что играть способны не все. Однако действие, в котором принимает участие мой сверстник, одноклассник, тот, кого я сотни раз встречал в школе, имеет на меня как на зрителя значительно большее воздействие, чем спектакль в профессиональном театре. Правомерно ли говорить о том, что участие в сценическом действии в качестве актера, организатора или зрителя формирует высоконравственную личность? Не уверен. Но одно можно сказать точно: попадая в театральное пространство, ребенок получает возможность прямого проживания тех проблем, о которых он еще не имеет представления и может узнать только из наставлений взрослых. Проживая то или иное сценическое действие, маленький актер (зритель) получает возможность идентификации реальных жизненных явлений, о которых он имел только умозрительное представление. Он получает инструмент самостоятельного отношения к происходящему вокруг. Это можно сравнить с прививкой против инфекции: иммунная система организма получает информацию о возбудителе заболевания и навсегда запоминает его.
Оценка факта
Несмотря на весьма распространенное мнение о том, что школьное театральное пространство существует исключительно как педагогическое явление и не может создавать эстетически ценных форм искусства, мой личный опыт и опыт других педагогов, работающих в этой области, не подтверждает данный тезис.
Хорошо известно, что профессионализм актера заключается в его способности играть свою роль столько раз, сколько потребуется и всякий раз играть ее хорошо и как бы впервые. Безусловно, школьник, не владеющий актерской техникой, и не защищенный сценическими опытом, этого не может. Но у него есть ряд серьезных преимуществ перед профессионалом. В первую очередь, у него нет необходимости постоянно играть одну и ту же роль много лет подряд. Во-вторых, степень его искренности профессионалу и не снилась. Конечно, создание сценического образа в том смысле, как это понимает профессиональный театр, явление для школьной сцены весьма редкое. Проще всего маленькому актеру освоить тот способ игры, который в театре называют "я в предлагаемых обстоятельствах". Однако ребенок физически значительно более подвижен, чем взрослый. Он более гибок, азартен и не обременен житейскими заботами. Но и это не главное. Наиболее важным мне представляется его желание творить, не отягощенное какой бы то ни было коньюнктурой. Имея дело с детским творчеством, можно смело сказать, что мы имеем дело с чистым искусством, с чистой жаждой творчества. И перед нами, может быть, не столько эстетический продукт, сколько абсолютно светлый эстетический процесс. Отсюда и возникает личностная ценность происходящего. Глубокое внутреннее присвоение знаний о мире и о себе. Отсюда и желание применить театральные технологии в преподавании традиционных предметов. Ведь кроме более глубокого усвоения материала, учащийся убеждается в том, что он может учиться. Учиться оказывается интересно, только "мой путь" лежит не через "прослушал-запомнил-воспроизвел", он лежит в области моего собственного проживания, вчувствования и понимания. Если процесс обучения не становится процессом развития моей личности, а требует от меня включения только одной функции - запоминания, то я физически не в состоянии полноценно в нем участвовать. То, что делает человек, должно иметь к нему прямое отношение. Должно быть не просто интересно, а лично важно (должно быть "про меня"). И тогда не потребуется объяснять, что "это нужно учить, потому что это пригодится в жизни".
Характерная особенность
Театральное пространство школы состоит не только из возможности "поактерствовать". Ролевая игра, праздник, вообще любое сценическое действие - это еще и огромная работа по обеспечению самой возможности этого действия. И совершенно неважно, имеем мы дело с небольшим классным "огоньком", на котором решили поздравить с днем рождения сверстника , или создание полноценного спектакля с декорациями, костюмами, музыкой и светом. Нет такого ребенка, которому не нашлось бы место в этом процессе, даже если предположить, что, по мнению взрослых, у кого-то из детей существует абсолютное отсутствие интереса к учебе. У любого человека, а тем более у школьника, всегда есть интерес к себе, всегда есть энергия для самореализации. Именно эта энергия имеет возможность проявить себя в поле театрального пространства школы.
Сквозное действие
В театральном пространстве есть возможность не только моделировать жизнь в процессе создания сценического действия, но и в построении самого процесса обучения. Говоря о действенной природе самого способа обучения, имеется в виду, что усилия по подготовке или провоцирование "волевого акта, направленного к определенной цели" (Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978), подразумевает выращивание у самой личности способности, желания и потребности действовать. И это относится в первую очередь к возможности и умению учить себя самого, как к одной из самых значимых из универсальных способностей человека. В этом случае становится важен не столько результат, сколько процесс, который уже сам по себе есть серьезный результат, где место учителя должно быть определено не над учеником, а рядом с ним.
Самостоятельный поиск истины и проверка его собственной практикой лежит в основе "метода физических действий", разработанного К.С.Станиславским для обучения актера. Предложите мальчику, играющему Кота в Сапогах, утешить своего хозяина после раздела наследства между братьями и скорее всего, он не будет знать, что делать. Но если поставить перед ним задачу заставить партнера улыбнуться, у него сразу появится необходимость следить за малейшими изменениями в лице партнера. Ему нужно дожидаться того момента, когда на лице "хозяина" появятся первые признаки улыбки. Задача, переведенная на язык действия, включает индивидуальные возможности и собственный жизненный опыт человека. И это только один пример.
Сверх задачника
Безусловно, что в театральном пространстве заложены самые широкие возможности для самоопределения личности. В первую очередь формируются деятельностные и коммуникативные универсальные умения. Учитывая, что театр - искусство коллективное, всем, кто принимает участие в формировании его пространства (в любом качестве), приходится соотносить себя и свои действия с другими людьми. Но не просто терпеть их рядом с собой. А творчески взаимодействовать с ними. Соответственно в таком коллективе очень органично и как бы незаметно вырабатываются нормы взаимодействия, свой собственный этикет, происходит естественное распределение обязанностей.
В любом социуме, а уж тем более в творческом, периодически приходится решать конфликты. А это значит, что необходимо научиться анализировать возникающие ситуации. Есть реальная необходимость научиться самостоятельно планировать как свою деятельность, так и при необходимости деятельность всего коллектива. Делать это следует так, чтобы постараться избежать всего мешающего в достижении общей цели и, наоборот, "закладывать в план" все то, что помогает ее достичь.
В театре нет отметки. Зритель не поставит в журнал двойку и не вызовет родителей. Если зрителю не нравится, то он "голосует ногами", попросту говоря, уходит из зала. Или переключается на что-то другое. Это значит, что все усилия, волнения, весь труд по созданию действия окажутся напрасными. Следовательно, уже в самом процессе работы необходимо выработать способы оценки, а вернее сказать, самооценки, в отношении самого себя и общей работы.
Необходимо отбирать для сценической деятельности определенный материал, искать выразительные средства, а поэтому так или иначе придется обращаться к уже имеющемуся культурному опыту. Вот тут-то и возникает естественная необходимость в обучении. В освоении культурных инструментов, оспосабливании себя для реализации творческой задачи. Возникают реальные основания для выбора того или иного способа учиться. Возникает также необходимость получить представление о самом себе, своих возможностях, в том числе и физических, так как тело является главным выразительным средством актера. Необходимость выяснения сильных и слабых сторон своей личности, а это возможно только в условиях целенаправленной деятельности. Все эти умения как бы концентрируются на творческой задаче, решение которой невозможно без желания выразить себя, реализовать свои возможности в форме создания реального художественного произведения. Говоря о коммуникативных универсалиях, сразу же следует выделить то, что ребенок в процессе работы получает возможность освоения еще одного языка общения, овладевает языком действия и действенным анализом. Учится точно и внятно выражать свою мысль, общаться с аудиторией и удерживать внимание большого числа людей. Безусловно, этим не исчерпывается перечень универсальных умений, которые может приобрести учащийся, входящий в школьное театральное пространство.
Маска, я вас знаю!
Для меня совершенно очевидно, что театральное пространство школы ориентируется прежде всего на нужды образовательного и воспитательного процесса, происходящего в его стенах. Причем оно использует только те возможности, которые школа готова предоставить ему здесь и сейчас. Оно компенсирует тот вакуум, который образуется в общем педагогическом пространстве образовательных учреждений из-за их некоторой однобокости. Например, из-за деления всего процесса обучения и воспитания на два вида образования - основное и дополнительное. Почему-то умение общаться, понимать, слушать и выбирать относится к дополнительному образованию, а заучивание тригонометрических формул и структуры бензольных колец - к основному. И уж конечно "умная голова" почему-то важнее, чем "умные руки".
Театральное пространство школы дает возможность проверить эти и другие истины, а заодно развернуть процесс обучения в любой, самой обычной средней школе, лицом к главному объекту этого образования - к самому ребенку.
И может быть, тогда ему не придется надевать маску, чтобы остаться самим собой.