Педагогу, путешествующему по Стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. |
Надо сказать, что ввиду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы "бывалых" тому, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.
Театральность школы
Это эссе посвящено анализу театральности как аспекта целостного процесса жизни школы. С методологической точки зрения, почти любой феномен можно рассматривать как часть какого-то целого, или как аспект целого. Оба подхода оправданы и имеют свои преимущества и недостатки. Например, изучая театр в школе, мы лучше понимаем, как театральные учебно-воспитательные формы вписываются в общий педагогический процесс. Изучение же театральности как аспекта жизни школы создает особый взгляд на школу как систему. Вообще, можно изучать новые объекты старыми методами, или старые объекты новыми методами. В данном случае, я всего лишь пытаюсь представить театральность в качестве некоторой линзы, через которую можно несколько иначе увидеть школу. Практическому педагогу будет полезно видеть как театр в школе, так и театральность в школе - хотя бы для того, чтобы осознать условность всяких форм расчленения целого на части. Кроме того, я убежден, что современная школа как в России так и в других индустриальных странах стоит на пороге серьезного выбора. Предлагаемый здесь краткий очерк понимания театральности есть попытка подойти к выработке концептуального аппарата, могущего оказаться полезным в этом выборе.
Театральные технологии власти
Мишель Фуко начинает свою книгу "Surveiller et punir" с подробного описания средневековой казни. Он утверждает, что публичная казнь есть форма политического театра, в которой власть феодального суверена разыгрывается по отношению к отдельному преступнику и всему наблюдающему народу. Фуко затем прослеживает процесс медленной трансформации старой технологии власти в менее театральные, но гораздо более эффективные технологии надзора и дисциплины. Новые технологии все равно сохранили связь с театральностью, поскольку они включают в себя элемент исполнения определенной роли для невидимого зрителя-надзирателя. Фуко показывает, что отношения власти и подчинения не существуют сами по себе, без определенным образом упорядоченного исполнения ролей. Само исполнение роли (театральной игры) и создает эти отношения. Власть вообще существует через серию демонстраций; она не существует как какая-то самостоятельная субстанция.
Политический театр знаком всем: от съезда КПСС и заседания Думы до торжественной линейки и вручения дипломов. Всякая культура осуществляет себя через множество ритуалов, церемоний, традиций и зрелищ. Театр в широком смысле (театральность) есть всякое организованное зрелище, например литургия, праздник урожая или церемония вручения Оскара. Зрелище демонстрирует ценности и образцы поведения, институирует определенные отношения. Театр в узком смысле есть пример превращения публичного ритуала в форму искусства. Но не надо терять из виду глубокого сходства между театральностью всей социальной жизни и собственно театром как формой искусства. В том и другом случае целью представления является производство и потребление некоторого символического материала. Театральность есть один из способов воспроизведения культуры вообще, и властных отношений в частности.
Мотивация или принуждение?
Театральность есть аспект всякой школы, поскольку школа это маленькая культура со своими ритуалами и зрелищами. Я в данном случае абстрагируюсь от той роли, которую школа как институт играет в процессе культурного самовоспроизведения общества. Речь идет лишь о школе как общине и организации, о небольшом человеческом сообществе, выработавшем определенные традиции, привычки, ритуалы, etc. Школа в культурном отношении может быть поставлена в один ряд с другими сообществами сходного размера, например, предприятием, небольшим поселком. Но школьная театральность существенно отличается от театральности, например, семьи, публичного пространства, рабочего места или политической организации. Особенность школы как социальной системы состоит в особой хрупкости властных отношений: с одной стороны, школа обязательна, а с другой стороны, она не располагает настоящими средствами принуждения. В современном обществе остались лишь четыре принудительных института: психиатрическая больница, тюрьма, армия и школа. Заметим, что первые три основаны на использовании физической силы или угрозы физической силы. Школа же (к счастью) остается принудительной без использования "сильных" средств подчинения.
Хорошая школа не может существовать без упорядоченных отношений власти и подчинения. В то же время она не располагает сильными средствами подчинения, как, например, физическое насилие или экономическое принуждение. Надо сказать, что проблема мотивации учения центральна для понимания школы. С психологической точки зрения для каждого здорового ребенка можно создать ситуацию, мотивирующую учение. С социологической же точки зрения, это совершенно не означает, что современная школа как конкретный тип социальной организации может создать такую ситуацию для всех или большинства учащихся. Для сравнения: каждый человек может писать стихи, и при определенных условиях захочет писать стихи. Но этот факт не означает, что экономика может выдержать большое число поэтов. Хотя каждый ученик в отдельности может быть мотивирован к учебе и соблюдению правил поведения, для всех одновременно нельзя создать внутреннюю мотивацию. Мне не хотелось бы здесь останавливаться подробно на причинах такого ограничения. В конечном итоге, школа не может рассчитывать на внутреннюю мотивацию учащихся, и вынуждена прибегать к каким-то формам принуждения, основанным на отношениях власти.
Даешь политический театр в школе!
Здесь надо указать на различия властных отношений в разных типах школ. Хотя авторитарно-патриархальные школы нередко добиваются значительных образовательных и воспитательных успехов, их нельзя использовать в качестве универсальной модели. Такие школы обычно успешны в устойчивом социальном окружении села или малого города, поскольку они прямо используют внешние социальные отношения для достижения своих внутренних целей.
Элитарные городские школы тоже не сталкиваются с проблемами власти, поскольку они могут отсеивать учащихся и использовать прямое давление родителей. Практически, в обоих типах школ учителя заимствуют властный капитал у окружающей их социальной среды. Дети подчиняются им и делают свои уроки потому, что видят за спинами учителей авторитет своих собственных родителей, села или города. Хочу подчеркнуть, что в историческом плане дни авторитарно-патриархальной школы сочтены, а элитарная школа по определению не может служить образцом для массовой.
Большинство городских школ работают в неустойчивых, хаотичных средах, которые не могут поддерживать школьную власть, а иногда и подрывают ее. Обычные массовые школы имеют гораздо больше шансов на успех, если им удается установить более демократичные (по сравнению с вышеуказанными двумя типами) формы косвенной власти через управление подростковой средой. Управление динамикой подростковых группировок, называемое также коллективным воспитанием, есть процесс чрезвычайно сложный с точки зрения осуществления властных отношений. Несмотря на наличие огромного практического опыта и серьезной теоретической разработки (напр., группой Л.И. Новиковой), мы все еще плохо понимаем, как возникает и развивается воспитательный коллектив, как поддерживается его единство. Однако можно с уверенностью сказать, что все или почти все успешные коллективные школы опираются на гипертрофированную театральность как в узком, так и в широком смысле слова.
Например, Макаренковская коммуна имела обширную театральную программу, она также включала многочисленные элементы политической театрализации: марши, знамена, совет командиров. Известная школа Брюховецкого в Краснодаре в 1940-60-х годах разработала цикл своеобразных ритуалов, непонятных окружающим. Они проводили ежегодный праздник Чести Школы (именно с большой буквы), состоящий в основном из длительного чтения писем и телеграмм от выпускников. Были также частые общешкольные линейки, не имеющие большого практического значения, но ритуально предъявляющие единство школьного коллектива. Современные нам школы Караковского и Тубельского в Москве также широко используют как собственно театр, так и театрализацию всех ключевых событий школьной жизни.
Вряд ли это можно объяснить совпадением или личными вкусами лидеров. На мой взгляд, повышенная театральность есть реакция школьной культуры на слабость институтов власти. Попросту говоря, у педагогов осталось очень мало средств укрепления собственной власти. Один путь из этой ситуации - назад в прошлое. Если вернуться к школе до всеобуча, то сама возможность отсева детей позволяет поддерживать относительную стабильность среди оставшихся. Этот путь - тупиковый по чисто экономическим соображениям. Для того, чтобы Россия была минимально конкурентоспособной на мировом рынке, она должна поддерживать и укреплять всеобщее среднее образование. Второй путь связан с развитием самодостаточной внутришкольной культуры со своими собственными властными отношениями. Второй путь предусматривает широкое использование театрализации школьной жизни. Если этого не произойдет, то институт средней школы будет постепенно деградировать и погружаться в хаос.
Не потому, что любим
Средневековая Европа реагировала на слабость феодальной власти подчеркнутой театрализацией властных отношений; отсюда не только казни, о которых пишет Фуко, но и турниры, карнавалы, ярмарки. С укреплением полицейского и налогового аппаратов в Новое время многие из этих форм театральности исчезли. Городская массовая школа тоже реагирует на непрочность, слабость взрослого авторитета театрализацией отношений. Идеи коллектива, альтруизма, творчества, школьной солидарности должны все время вновь и вновь переживаться, поддерживаться, проигрываться. Отношения власти и подчинения объективируются, приобретают наглядную реальность. Сам акт участия в зрелище означает принятие основных норм и ценностей школьного сообщества, и таким образом, признания авторитета школы, и как следствие, авторитета педагогов. Как показал Фуко, власть не есть действия, совершаемые над подвластными. Скорее, она осуществляется через действия, осуществляемые самими подвластными совместно с институтами власти. Власть "распределена" во всем обществе, она является созидательной силой, хотя и порождает отношения доминирования и может принести вред.
Театрализация школы есть переход от потребления властных отношений, сформированных в обществе, к производству таких отношений внутри самой школы. Каждый школьный педагог должен подумать о том, как обеспечить щедрую дозу театральности для значительных отрезков цикла школьной жизни. Не потому, что мы любим театр, а потому, что мы в нем нуждаемся.