На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. |
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.
Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.
Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
Не все же взрослым говорить о том, что, по их мнению, нужно детям. Неплохо иногда и самих ребят послушать. Спасибо большое ученикам и выпускникам физико-технической школы, участникам спектаклей, поставленных В.Б.Воловиком, согласившихся поделиться своими размышлениями о роли школьного театра в их жизни.
Репетиция будущей жизни
| |||
В беседе участвовали: Витя КРОПП, студент 1 курса Политехнического института Лена ПИСКАРЕВА, студентка 1 курса психологического факультета Государственного Университета Яна ДОМРАЧЕВА, студентка 1 курса физико-технического факультета Политехнического института Юля САЛЬНИКОВА, 11а класс Рома БЕЛОВ, 11а класс Тимм ШРАГО, 11в класс ФТШ | |||
|
Друзья, вы какое-то свое время после уроков зачем-то тратите на то, чтобы участвовать в жизни школьного театра. Интересно понять - зачем вам это нужно. Что вы для себя полезного, важного, ценного находите в этой деятельности. Ведь формально ничего занятия театром вам не приносят - ни отметки не меняются в вашей школьной жизни, не влияет все это никак на поступление потом в вузы, наверное, на карьере вашей никак не скажется. Зачем же вы на это время тратите, как минимум раз-два в неделю собираетесь, нервничаете, репетируете, дома роли учите (и это при всей вашей мощной нагрузке в школе). Зачем?
- Я училась в ФТШ 4 года, и все 4 года с 8 класса я ходила в школьный театр. Сначала под руководством одного режиссера, потом - другого. И я никогда не собиралась стать актрисой, я не была такой уж "театроманкой" - не так уж много ходила в театры. И я сама себе часто задавала вопрос - а зачем я это делаю? Потому что вот, скажем, в субботу, когда уже очень устал и единственное, что очень хочется - это пойти домой и лечь спать, а я зачем-то иду на занятия театром. И я понимала, что иду на театр потому, что после репетиции мне всегда хорошо. Как бы мне ни было плохо, о чем бы я ни думала до того - проблемы с физикой, математикой, в личной жизни, после репетиции я обо всем забываю и у меня всегда хорошее настроение - я смеюсь, и если о чем-то думаю, то о своей роли. То есть есть возможность перевоплотиться и забыть о проблемах.
А что здесь такого происходит, что вы умудряетесь отвлечься от проблем и настроение ваше улучшается? Ведь занятие театром - это такая же работа, требующая огромных усилий.
- Здесь я играю не себя, не ученицу физтехшколы. А играю какую-нибудь шекспировскую героиню или какую-то иную, у которой может быть иной характер, другие цели, ей совсем не нужно идти домой спать и делать домашнее задание.
- В том-то и дело, что это совсем иные проблемы. Бывает очень даже полезно отвлечься от своих забот. Часто проникновение в проблемы какого-то другого, пусть даже несуществущего человека, помогают разобраться с твоими проблемами.
- Тут еще вот что интересно. Наверняка в жизни не получится стать, скажем, художницей, балериной, ученой, прыгнуть с крыши, воспитать 20 детей. А хочется попробовать быть разной. Причем даже ведь в жизни последствия реальных поступков могут быть гораздо более необратимыми (как в случае, если я-таки сигану с крыши), а здесь у меня есть возможность маленькой репетиции моей будущей жизни, чего бы я хотела попробовать - чего бы не хотела.
То есть возможность поиграть, помоделировать, порисковать, но в более удобных, защищенных условиях?
- Да. Представить себе, скажем - нравится мне быть вот таким человеком или вот таким человеком? Еще и попробовать оценить себя с другой точки зрения. Посмотреть - что в себе нравится, что не нравится, какие качества стоит нести с собой дальше в более взрослую жизнь, или их стоит менять, исправлять?
- Кроме того, это достаточно неплохой способ просто отдохнуть, переключить голову с одного вида деятельности на другой.
- А еще, на самом деле, у нас теперь это и для школы нужно. У нас есть система спецкурсов, факультативов, зачетов и театр в нее тоже входит. И вот я, скажем, выбрал театр затем, чтобы не перегружать себя всяческими физико-техническими занятиями еще и во второй половине дня.
- Но с самого начала этого всего не было. Весь первый год нашего театра мы в нем занимались что называется "за просто так". Но дело, конечно, в другом. Дело в том, что эти занятия помогают отвлечься от всей этой физики-математики и заняться чем-то абсолютно другим. А еще, конечно, это потрясающее ощущение, когда премьера спектакля, выходишь на сцену, полный зал? Потрясающее ощущение!
- Кроме того, театр - это еще и замечательный способ самоутвердиться, так сказать. Можно избавиться от ненужных комплексов? Например, часто приходится делать какие-то публичные выступления, нужно выйти перед классом рассказать стихотворение, которое было задано на дом, прочитать доклад на конференции, защитить практику? еще что-то? И театр здесь облегчает жизнь, поскольку легче, скажем, теперь находить контакт с аудиторией. И понимаешь, что если ты выйдешь и улыбнешься, то это не будет идиотским выражением лица, это будет естественно, красиво. Ты будешь чувствовать себя уверенно, раскованно и тебе не нужно будет отвлекаться на какие-то детали - а как я сейчас стою, как я выгляжу, как на меня смотрит вся толпа, что будет, если я скажу что-нибудь не так. Можно посвятить себя тому, чтобы четко, с выражением прочитать стихотворение или донести-таки до аудитории какую-нибудь физическую проблему, чтобы они поняли, а не зацикливаться на том, как я выгляжу, как я себя чувствую?
Как вы думаете, почему другие ребята не выбирают театр? Им не хочется всех тех плюсов, о которых вы говорили?
- Мне кажется, что первый и самый главный фактор - стесняются, стесняются показаться смешными.
- Мне кажется, что они не умеют раскрыться и перевоплотиться в кого-то иного. И думают, что это скучное и никому не нужное занятие. Хотя на самом деле именно театр помогает раскрепоститься. Я знаю, что за 4 года посещения различных репетиций, меня театр изменил очень сильно. Как бы я из одной героини стала другой. Еще, несмотря на то, что очень много энергии тратится в жизни, очень много чего и накапливается. Накапливаются эмоции. Чтобы удерживаться в сложной школе, надо быть в меру правильной девочкой - все время учиться, все время быть сдержанной, многого себе не позволять? и остаются внутри удерживаемые радость, гнев, злость, слезы? которые можно выбросить что ли, отдать другим в театре.
Ребята же смотрят ваши спектакли. Они видят, как у вас это хорошо получается. Их не вдохновляет этот ваш опыт?
- Я могу про себя рассказать. Я пробовал играть в театре в третьем классе, в пятом-шестом, и что-то у меня не получалось. Я сам от этого не получал никакого удовольствия. А вот почему-то, когда позвал Владимир Борисович? При том, что меня до сих пор удивляет и поражает (я, надо сказать, у него самого этого пока не спрашивал), почему он меня позвал. Подошел и сказал - не хочешь ли? И это сразу сняло какую-то проблему, я смог перешагнуть какой-то барьер, и после этого все как-то стало проще.
А как ребята попадают в театр? Вот вас позвал Владимир Борисович. А других? Звал каждого индивидуально или существуют еще какие-то способы попадания в театр?
- Обычно это происходит именно так. Он приглашает тех, кого он хочет видеть, притом обычно уже под конкретную роль. При этом у нас в школе есть другой театр, который берет всех. А вот Воловик приглашает индивидуально.
- Нет, ну можно постараться? Я вот в этом году с большим трудом, но сам в итоге напросился к Владимиру Борисовичу?
- Мне кажется, есть способ попасть в Театр Воловика - надо показать себя в жизни, показать себя ему? Если он видит человека, который может сыграть, он приглашает?
- Не возникает каких-то натянутых, ревностных отношений среди школьников к тем ребятам, кого Владимир Борисович Воловик "эксклюзивно" позвал в свой театр?
- Я сам лично не сталкивался. Знаю, что были люди, которым ВБ отказал, но они это восприняли вполне нормально, без истерик и каких-то серьезных обид. Ну что ж делать, если количество ролей ограничено?
- Да нет, наоборот. Народ говорит: "О, здорово, ты играешь в театре. Придем обязательно посмотреть вашу постановку?"
Последний вопрос. Вы как-то связаны с Театром Дождей - ходите на спектакли, репетиции?
- Ну, на репетициии, пожалуй, нет, а вообще очень любим Театр Дождей и на очень многих спектаклях были.
Скажите несколько слов - почему вы его выделяете из всех городских театров?
- Контакт актера со зрителем. 20-30 сантиметров между первым рядом и сценой - такого больше нигде нет.
- Да, камерность. У меня даже есть такое подозрение, что если они переедут на большую сцену, то этот эффект пропадет.
- Это маленький и очень уютный театр. И есть такое ощущение, что нет разделения "сцена и зритель", а как будто все в одном помещении. То есть когда актер говорит что-то в зал, понятно, что он не просто говорит что-то со сцены, а говорит это нам, зрителям. Чуть ли не каждому конкретно.
- И еще там нет спектаклей, которые были бы халтурой, были бы сделаны "тяп-ляп". У них много спектаклей, мне что-то нравится больше, что-то меньше, но все - качественные, сделанные с уважением к зрителю.
- Я много раз пыталась брать пример с актеров этого театра, потому что этот театр мне ближе всего. Мне интересно смотреть, как они играют, смотреть, как у них все это сделано. Хотелось бы, чтобы у нас в школе было что-то похожее. Настолько у них все классно сделано. И ладно там - свет, звук? Главное именно то, как они играют. У каждого актера как бы каждый раз новая роль. Каждый раз это новый человек. Каждая интонация, все слова, все реплики? Видно, что это не просто актеры, это уже герои.
Спасибо большое.