На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. |
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.
Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.
Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
Физико-Техническая Школа при ФТИ имени А.Иоффе, СПб (см. журнал ?4,2002) - школа с углубленным изучением физики и большим конкурсом при поступлении. Учатся в ней около 160 ребят 8-11 классов. В ФТШ действует два школьных театра. Владимир Борисович Воловик - учитель химии в этой школе. Три года назад, сам увлеченный театром давно и глубоко, решился начать ставить спектакли с учениками школы. В свой театр Владимир Борисович приглашает ребят-актеров лично. Принципов подбора участников два. Первый - на одну роль - один актер, максимально подходящий, по мнению Владимира Борисовича (без дублирующего состава). И второй - берет он только тех, к кому расположен, чувствует симпатию, в ком чувствует такую же обратную реакцию. Такой театр любимчиков... Но Владимир Борисович не стесняется, а наоборот, считает это принципиальным для своего театра - атмосферу любви и доброты - на сцене и в зале...
Исключительно любительский театр. От слова "любить". Своих актеров.
Совершенно замечательные дети. Полный восторг!
Владимир Борисович, вы подбираете ребят каждый раз к очередному спектаклю на конкретную роль. А из спектакля в спектакль каждый раз ребята переходят с вами?
Что касается "каждый раз", то для этого нужен большой исторический отрезок, чтобы что-то говорить. А наш театр существует лишь третий сезон. Первый сезон у меня было 7 человек.
У вас в один сезон бывает один спектакль?
Не совсем так. В первый сезон в феврале начали, в мае выпустили спектакль по Чехову. В спектакле играли 7 человек, все они учились в 10 классе. Кроме одного молодого человека, который нам чуть не сорвал премьеру, шестеро перешли в следующий спектакль. К ним добавились несколько детей, преимущественно из 11-х классов.
Вы осознанно искали пьесу на большее количество детей?
Да, в этой ситуации - да. Я понимал, что ко мне еще придут люди. Они со мной еще в первый год шушукались - "Владимир Борисович, а вы нас возьмете на будущий год?"
Кроме того, это были жутко любимые мною дети, совершенно замечательные дети, полный восторг.
Так сложилось, что в прошлый сезон - второй сезон жизни театра - почти все его актеры оказались "дембелями" - выпускниками, заканчивали 11 класс и уходили из школы.
И они все ушли. Практически.
Сколько спектаклей вы сделали за второй год?
За второй год я сделал два спектакля.
И эти ребята составили как бы постоянную труппу?
Да. Весь год они отработали. Фактически все из них играли в двух спектаклях - оба были по Мольеру. Кто-то в первом спектакле играл главную роль, а во втором - второстепенную.И наоборот.
У нас в спектакле были "театральные шуты", подающие реплики из уголочка, катающие мебель, подсмеивающиеся, то есть создающие атмосферу... В итоге каждый из них где-то был в главной роли, а где-то вот в такой массовочке. То есть заняты были все.
А в третий год...
На третий год фактически пришлось сменить почти весь состав. И сейчас те, кто играют - в основном первый раз (кроме трех ребят, кто начинал еще в прошлом году и по возрасту были помладше остальных).
Уходил ли кто-то из вашего театра?
Да, ушел от меня один человек, с которым у меня не сложились отношения. Категорически. Я не чувствовал любви к нему, он не чувствовал любви ко мне. И главное (как по Станиславскому), у него была любовь к себе в искусстве.
Но как же он у вас оказался? Вы же приглашаете только тех, к кому испытываете теплые чувства.
Да, пригласил его. Он был очень мне интересен. Вернее, он сам пришел ко мне и сказал:"Я в предыдущей школе играл в театре и хочу здесь тоже играть." Красавец! Огромный - косая сажень в плечах! Весь такой из себя... Но: человек, который пришел за славой, за лидерством. И не сложилось лидерство в театре, так же как, кстати, не сложилось и лидерство в классе. Нарцисс!
И к сожалению, была еще история с девочкой, которую я не смог взять на следующий год в спектакль (ну не было, совсем не было для нее роли). Чудная любимая девочка. Она на меня обиделась, к сожалению.
На будущий год из этого состава у меня уйдет только один человек, и буду набирать новых.
А взять ребят помладше не пробовали?
Дело в том, что я боюсь брать ребят 8-9 классов. Это связано с репертуаром. Может быть, я что-нибудь найду такое в драматургии, что позволит мне взять ребят помладше. Но брать в этом году, на этот материал "малышей" было не реалистично.
А выпускники с вами играют?
Нет. Просто приходят в гости и поддерживают. Был разговор, когда они заканчивали:"Владимир Борисович, а вот мы же на будущий год будем учиться вот здесь же рядом, почему бы нам и не ... Это ж так прекрасно: в театре играют и школьники и студенты." Но я говорю:"Нет, ребята , безнадежно. Во-первых, потому что наличие каждого из вас закрывает дверь перед кем-то из детей. Во-вторых, потому вы все равно не будете ходить, у вас своя жизнь, свои студенческие дела." Мы этой осенью переигрывали прошлогодний спектакль студенческим составом. Новые дети в театр (в школу) пришли, надо же было показать новеньким спектакль. Боже, чего только стоило собрать их на репетицию! А это ж было только еще начало учебного года... Так что они только прибегают иногда поболеть...
Театр по ведомству Министерства просвещения
Вы говорите, что для вас в этом деле процесс важнее результата...
Да, потому что мой личный театр, театр в моем понимании - это учреждение не из сферы министерства культуры, а из сферы министерства просвещения. И я все-таки вижу свои основные задачи не как режиссерские, а как педагогические.
Тогда есть шанс, что спектакль не будет выпущен. Вы спокойно к этому относитесь?
Я ребят все время запугиваю этим. Говорю, что вот если так пойдет - всем поставлю зачет по вашему спецкурсу и катитесь. Никакой премьеры не будет. К сожалению, они не боятся. Не верят категорически. Каждый год я их пугаю, когда мне не нравится то, что они делают, и каждый год ответная реакция: "Бросьте вы, Владимир Борисыч, все будет хорошо." И они-таки оказываются правы.
Но в принципе, педагогическая (а не режиссерская) логика может ведь привести, в том числе, и к отмене спектакля?
Может быть... Но я не думаю, что это реалистичная вещь, потому что педагогический процесс включает в себя и сам спектакль. Вершина всего процесса - выход на сцену.
А потом есть еще одна вершина - рядышком стоящая - когда мы садимся вокруг телевизора и смотрим, что у нас получилось. А еще одна вершина, когда приходят мамы-папы, тети-дяди, бабушки-дедушки, младшие братья ... с цветами... А еще одна вершина, когда на спектакле появляется толпа студентов, которые потом подходят и говорят - классно!
А еще одна вершина, которой я страшно горжусь (это не их вершина, это моя вершина), когда дети, студенты, даже если что-то происходит не так, подходят и говорят - классно!
Опять-таки - это очень важно - атмосфера доброты в зале.
Ну все-таки, они же дети. Они могут на репетицию не прийти, прогулять, у них же что-то всегда случается, болезни в конце концов...
Стоп-стоп-стоп. Болезни случаются, бывают, что опаздывают, но никогда не прогуливают. Такого не было ни разу.
Почему, это же, вроде бы, так свойственно возрасту - какие-то вдруг возникающие увлечения, проблемы?..
Я думаю, потому что театр - это же игра. И ребята принимают правила игры и соблюдают их. Без соблюдения правил игра - не игра. А правила эти известны с самого начала. Я их оглашаю открытым текстом. На первом собрании труппы, в сентябре месяце, я обычно говорю о том, чего я хочу, зачем мы все это делаем, каких правил нам важно придерживаться... И те кто пришел, принимают эти правила.
Но они же дети, хотя и большие, у них бывает: сейчас хочу - потом не хочу...
Дети. Но трудности надо переживать по мере возникновения (как говорит Жванецкий). Ну не было у меня ни разу, чтобы прогуливали, дело же ведь абсолютно добровольное, вот и выбирают то, что им ближе, то чего на самом деле хочется, на самом деле интересно.
И спектакль у нас назначен точно за два дня до последнего звонка. Он не может не состояться, и ребята понимают, что, чем больше мы репетируем, тем он лучше получится... Стараются. Вон, один из нынешних, первый номер в городе по программированию, приехал с отбора на всероссийскую олимпиаду, опоздал, но приехал. А мог бы ведь и не приезжать вовсе - причина более чем уважительная.
Все-таки возможно ведь, что раз - олимпиада, два - отбор, три - заболел, репетиции срываются и ... спектакль не готов?
Ну да, каждый раз я в мае в истерике бьюсь, что спектакль не готов, это безобразие нельзя выпускать, каждый раз генеральная репетиция такая, что хочется закрыть лавочку и повеситься, а когда мы выходим на спектакль... они собираются на зале! (Как говорит Наталья Васильевна Никитина, художественный руководитель Театра Дождей - это показатель непрофессиональных актеров.)
А сколько вы спектаклей играете?
2-3. И вот это ужасно! И это моя головная боль. Школа маленькая, актеров в школе почти столько же, сколько зрителей, и ужасно жалко целый год работать для того, чтобы два раза всего сыграть. Но что с этим делать, я не понимаю. Выходить куда-то на постороннюю публику? Проблемно - где, как, что? Менеджера ж нет... Но это наверняка проблема всех школьных театров.
Театры разные нужны, театры разные важны
Владимир Борисович, могу ли я попросить Вас сформулировать концепцию вашего театра?
Никогда не пытался формулировать концепцию театра.
Мне интересно понять, какого типа театр, работающий с подростками, Вы хотите построить. Наверняка же могут быть разные типы театров - более зрелищный, говоря по-современному, театр-шоу, театр, имитирующий уличный балаган... Наверное, в первую очередь, театр зависит от того, какой человек начинает его делать - от режиссера, руководителя...
И во-первых, и во-вторых, и в-третьих театр зависит только от того человека, который его ведет. Это единственное и основное, от чего зависит атмосфера и особость театра.
Понятно, что от личности зависит, но быть может, есть разница в тех концепциях театра, которые несут с собой различные театральные лидеры?
Есть школьные театры, которыми руководят достаточно профессиональные люди. Из таких театров, кстати, достаточно часто вырастают профессиональные актеры, дети идут в театральные вузы. Это очень славно и очень здорово. И это театры, в которых еще есть и Школа. Это то, что к сожалению, я не могу делать, потому что я не профи. В идеальном варианте, если бы был профи, я бы это точно делал - занимался Школой - речью, сценическим движением, мы бы чуть-чуть танцевали и прочее. Это ж очень полезно - научить ребенка владеть своим телом, голосом. Это такой один тип театра. У нас всего этого, к сожалению, нет.
И есть театры такие, как у нас. Что называется "экологическая ниша". Театр, в котором ребенок имеет возможность поиграть в актера. Что очень, на мой взгляд, полезно многим детям. И что очень интересно многим детям. Почему я так в этом уверен? Потому что они ходят!
А может быть такое разделение - театр, подходящий для более старших, и театр для ребят помладше? Вот вы сами говорили, что вам легче работать со старшими.
Мне не легче работать со старшими. Мне легче в данный момент работать со старшими, в рамках того драматургического материала, который у меня сейчас есть в работе. Если я на будущий год ухитрюсь взяться за А.Хмелика (у него есть старые гениальные пьесы), то я наберу младших.
Владимир Борисович, а может быть, например, такая ситуация, что для подростков 8-9 класса ближе театр действия, в некотором смысле более "поверхностный". А более глубокая, в том числе со словом, работа свойственна детям уже более созревшим, постарше, 10-11 классникам.
Не факт. Я все-таки глубоко убежден, что наш школьный театр - это место, где реализуется душа человеческая (прошу прощения за, быть может, громкие слова). Душа, интуиция, эмоции... Театр - это все-таки эмоциональная сфера. И у ребят младших (в нашем пониманиии ФТШ младших - 8-9 класса) это все по-другому, но тоже есть. Да, может быть, до каких-то больших глубин не дотянутся, но надо пытаться... У меня есть большое желание (если все будет тьфу-тьфу-тьфу) взять какой-то специальный текст и набрать младших ребят... Уверен, они с удовольствием пойдут ко мне.
Какой крайний возраст, с которым вы готовы работать в театре? Младше 8-9 класса ребят Вы готовы были бы брать (если представить ситуацию, которая это позволяет)?
Конечно! Дело в том, что у малолеток нету того недостатка, который проявлется с возрастом. Они более раскомплексованы. Они менее трусливы. Это как в спорте, когда смотришь, как ребенок 6 лет делает тройное сальто, а ребенок 15 лет не делает, потому что он боится. А шестилетка не боится, он просто не знает, что это страшно, опасно. И то же самое в театре. Он не знает, чего бояться. Поэтому он более свободен, более раскрепощен. Кроме того, у младших немного другая энергетика. В общем, класса с шестого спокойно брал бы. Но только нужна специфическая драматургия.
Детям же придется читать текст, вчувствоваться, думать ...
Да, и ничего страшного. Я видел несколько раз в своей жизни как крохотные дети делают на сцене совершенно потрясающие вещи. Шестиклашка вполне способен думать. Да, не надо брать ... Но есть, немного, но есть драматургии которую можно играть с этим возрастом ...
Маленьких детей (как и животных) мы вообще недооцениваем. Они понимают больше, чем нам кажется. Маленькие дети очень на многое способны. Они чего-то, может быть, и не додумывают, но театр это ведь место, где надо больше чувствовать, чем думать. А "чувствилка" у них хорошо развита. Хм, есть такая концепция у профессионалов, что актеру умным быть противопоказано. (Ролан Быков как-то рассказывал в телепередаче такую историю. Где-то еще в студенческие годы (на младших курсах) после спектакля подходит к нему кто-то из старшекурсников и говорит: "Слушай, классно работаешь. Только беда твоя - ты очень умный.")
Кстати, физматшкольность не мешает детям играть в театре?
Немножко есть, да. Физматшкольность ребят порой мешает их театральности. И именно поэтому театр нужен в физматшколе, может быть, даже больше, чем в какой-нибудь другой. Потому что слишком много рационального в их жизни, и нужно добавить на другую чашу весов побольше эмоционального.
Вы строите то, что называется "классический российский театр", со своим особым отношением к тексту, к слову... Но существуют и другого стиля театры - скоморошьи, уличные... Это возможно с подростками?
Абсолютно! И я бы сказал - это легче делать с подростками. На самом деле скомороший театр - театр формы...
Но что для меня очень важно:дети могут хоть на ушах стоять на сцене, но они должны понимать - а зачем они стоят на ушах. Почему мой персонаж здесь встал на уши? И дети-артисты не должны быть в таких ситуациях марионетками - только повторяющими движения, придуманные за них режиссерами, без понимания - а зачем это, к чему это...
Спасибо!