На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. |
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.
Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.
Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
О школьном театре
Школьный театр. Как ни крути, а это сочетание двух, отчасти пересекающихся, но всё-таки очень разнородных, культурных сфер - педагогики и искусства. И вот вопрос, от ответа на который в этом деле, деле школьного театра, зависит абсолютно всё: что здесь главное, искусство или педагогика?
Каждый руководитель детского театра так или иначе отвечает на этот вопрос. Кто-то скажет, что первично, конечно, искусство, что только высокое и подлинное искусство может воспитывать, и если его нет - то и педагогики не будет.
Я считаю иначе. Деятельность моего, существующего уже 7 лет, школьного театра "Estrella" основана на противоположном принципе. Я попытаюсь объяснить, почему.
Кому он нужен, этот театр?
Свои театры сейчас существуют во многих учебных заведениях. Администрации школ создают и поддерживают у себя театральные коллективы. Это поднимает престиж школы. Кроме того, умные директора понимают, что свои спектакли делают их школы менее официальными, театр помогает поддерживать творческий дух учебного заведения. Наличие театра в школе сейчас приветствуется и органами образования.
Родители в большинстве случаев тоже довольны: их ребёнок может с пользой для себя провести свободное время после основной учёбы. Отчасти школьный театр помогает решать проблему гиперактивных детей. Их неуёмная энергия направляется в нужное русло. Действительно, я не раз слышала от классных руководителей и родителей: "Хорошо, что эти мальчики занимаются у вас в театре, а то с их темпераментом искали бы себе приключений..."
Всё это, конечно, так. Но, на мой взгляд, всё это вторично. А главное - у детей есть потребность в театре, как в средстве реализации своих творческих возможностей.
Тяга к игре, лицедейству - органическое свойство человеческой натуры. Все мы хорошо знаем, как великолепно самые маленькие дети, только что вышедшие из пелёнок, воображают себя то шофёром, то автомобилем, то деревом, то птичкой на дереве. Потом, постепенно, по мере социализации маленького человека, эта свобода самовыражения пропадает. Ребёнок начинает стесняться вести себя не как все, его потребность в игре уходит внутрь, начинает реализовываться в мечтах и фантазиях, и со временем становится всё более скрытой и подсознательной. При этом творческое начало уходит и из всех внешних проявлений личности, тем более, что характер преподавания науки в нашей школе, в основном, за редкими исключениями, рассчитан на воспроизведение учениками открытых до них истин, а не на творчество.
Но внутренняя потребность в творческой самореализации остаётся в человеке навсегда. Но, как это ни парадоксально, у детей школьного возраста, у которых эта потребность, как мне кажется, является особенно острой, возможностей для её реализации катастрофически мало. Школьный театр это одна из таких возможностей.
В мой театр чаще всего приходят дети, которым требуется психологическая помощь (я не имею в виду патологию), шёпотом говорящие и робкие, стеснительные и ранимые. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.
Никакого отбора в театр - беру всех, кто пришёл, потому что знаю, в конце концов останутся те, кому это действительно нужно, и их останется ровно столько, сколько необходимо для этого спектакля. Главная задача школьного режиссёра, на мой взгляд, не взять сразу талантливого в театр и использовать его на всю катушку, а найти в ребёнке этот талант, раскрыть его. Считаю очень значимыми следующие высказывания:
- Это тихая Ирочка Иванова??? Ведь она на уроках как мышка.
- Я и не знала, что у моей Ани такой красивый голос!!!
- Какой, оказывается, Толя артистичный! и т.д.
Или вот такой случай из практики: с ног сбилась, пока искала по всей школе мальчика для роли Маленького Принца, когда совсем отчаялась, внимательно пригляделась к тихому мальчику, который недавно пришёл в театр, и оказалось, что это необыкновенной души ребёнок, он просто был Маленьким Принцем. Вначале же мне показалось, что он по слогам читает, а это, оказывается, от волнения с ним происходило.
Часто в театр дети приходят парой и парой уходят. Иногда в этом есть внутренний драматизм, ведь в такой паре всегда один - лидер, а другой - ведомый. И у лидера часто бывают свои причины для ухода - например, он одновременно занимается музыкой, и не успевает и туда, и сюда. И вот его более робкий друг уходит вместе с ним, хотя он нигде больше не занимается, и может и хотел бы остаться, но предпочитает сохранить верность своему лидеру. Значит, важнее ему рядом с этим человеком себя проявлять. Поначалу я в глубине души обижалась на уходящих детей, но потом поняла, что дети интуитивно идут туда, куда им нужно и перестала обижаться. Ведь другие, и таких совсем не мало, задерживаются в моей студии надолго, занимаются и участвуют в на-ших постановках по несколько лет, значит, именно им театр и нужен.
Что мы делаем?
Мы ставим спектакли. Конечно, мне, как режиссёру этих спектаклей, хотелось бы, чтобы они были настоящими произведениями искусства, глубокими и завораживающими. Но я, сражаясь за качество своих постановок, никогда не забываю о том, что детей нужно беречь и чувствовать их возможности. Я знаю, что с теми детьми, которые приходят в мою студию, я могла бы работать значительно больше, и, вероятно, спектакли наши объективно выглядели бы лучше, были бы более профессиональными, зрелищными, отточенными. Но это заставило бы детей работать на пределе их физических возможностей. Всё-таки нагрузка и требования в основной школе очень большие. Часто слышу: "Можно я посижу", или "Я больше не могу", когда всего-то потанцевали польку две минуты.
Нужно помнить, что игра на сцене это колоссальная эмоциональная нагрузка. Я уже упоминала о мальчике Володе, который сыграл в нашей инсценировке "Маленького принца" главную роль. Сыграл блестяще, не думаю, что кто-либо из взрослых профессиональных актёров мог бы быть таким Маленьким принцем. Но этот год напряжённой работы над ролью отрицательно сказался на и без того слабом здоровье артиста, и я дала себе слово никогда больше не брать пьес такого эмоционального накала, требующих такой большой энергетической отдачи.
Большинство детей, которые занимаются в театре, посещают другие кружки, и я не вправе требовать от них заниматься только у меня, хотя мне было бы удобнее, если бы дети никуда не торопились, а все силы отдавали театру, тем самым повышая качество постановок. Но в школьный театр приходят в основном дети, которые не собираются становиться профессиональными актёрами, им хочется попробовать ими побыть, им вообще хочется многое попробовать, потому что их влечёт детская любознательность. Они посещают с удовольствием и спортивные секции, и химический кружок, и флористику и т.д. Наличие в школе разных кружков, студий даёт возможность ребёнку разобраться, что же ему всё-таки нужнее, в чём он может проявить себя наиболее полно. Вообще, посещение нескольких кружков нужно только поощрять, чем разнообразнее будут творческие проявления ребёнка, тем более гармоничным человеком он вырастет.
Поэтому, я считаю, в школьном театре искусство важно, но оно вторично. Главное - предоставить детям возможность творческой реализации, создать им условия для этого, раскрепостить, высвободить ту творческую энергию, которая в них до поры до времени дремлет.
Смотреть на спектакли школьного театра, как на произведения искусства, предназначенные для любого зрителя, думаю, неправомерно. Наш театр адресует свои работы людям, которые нам близки - нашим родителям, друзьям, учителям, одноклассникам, всем ребятам нашей школы. Они - наши зрители, они - наши судьи. И, кстати, довольно строгие судьи, как это ни покажется странным. Мы очень хорошо знаем, как трудно удержать внимание большого зала, наполненного детьми, как трудно заставить их переживать вместе с героями наших пьес. И если нам это удаётся - это для нас высшая награда и главное удовольствие. Такой спектакль мы считаем хорошим.
Наш театр - репетиционный. Нам нравится долгий процесс подготовки к спектаклю. Несколько месяцев жизни мы проживаем, общаясь с О.Генри или А.де Сент-Экзюпери, Р.Киплингом или Г.Х.Андерсеном, Д.Барри или Л.Кэрроллом. Изготовление костюмов и декораций - тоже долгий процесс и кто-то из ребят лучше всего проявляется в этом. Нам нравится делать спектакли с яркими декорациями и костюмами, в этом есть свой резон. Чтобы красиво спеть песню, тоже требуется время. Зачем торопиться, ведь театр - это ещё и место нашего общения. Пока мы всё придумываем, шьём и рисуем, создаём ту или иную мизансцену с детьми, спектакль потихонечку созревает, как бы сам собой, а мы, продолжая говорить о ковбоях, о том, что они носили, и как сшить шляпу, где купить пистолет, и какие существуют ещё анекдоты про ковбоев, подходим к финалу. А финал - это долгожданная премьера, кульминация нашего долгого действа, которой заждались родители, друзья, одноклассники, а, главное, сами артисты.
Но премьерой спектакль не кончается. Мы его показываем ещё несколько раз, у нас остаются видеокассеты с его записью, фотографии. Но самое главное - мы сами становимся немного другими, этот наш опыт никогда уже нас не покинет. И значит, школьный театр для его артистов является не "дополнительным образованием", а самым что ни на есть главным - образованием человека.