Интернету в его современном виде не исполнилось еще 10 лет. Первые восторги от явления очередного чуда света прошли, как было и со всеми великими изобретениями со времен паровоза. Явление перешло в категорию обыденного, им (на всякий случай) нужно уметь пользоваться. В связи с этим, мы решили завести в журнале новую рубрику - "Интернетура". |
Спросите по человечески
Если ввести в поисковую строку "Детский театр", то вы получите огромное количество коммерческих афиш, фирм по продаже билетов, иногда в такие театры, в которые вы, очень может быть, своего ребенка не пустили бы. Настолько ли тупы поисковые системы?
Живописания бесед людей с роботами не мистическая фэнтези, а вполне научная фантастика. Программно-аппаратное обеспечение, переводящее голос в текстовый файл уже существует, вопрос для нас с вами пока только в цене. Не менее сложна проблема понимания компьютером нашего обыденного языка уже в текстовом виде. Над этим и работают ученые-информационщики, совершенствуя поисковые системы Интернета.
Насколько они далеко продвинулись - судите сами. Подборку информации по теме "детский театр" я получил, задавая поисковым системам Yandex и Google вопросы, которые разослала авторам редакция. Человеческие вопросы.
При обилии информации в Сети "умность" поисковика заключается в том, какие результаты он выводит раньше и насколько толково составляет аннотации. В этом обзоре я привожу только ссылки, которые появлялись "на первом экране".
Что может предложить театр современному подростку?
НАш, только нАш. Газета молодых. Ярославский ТЮЗ
В отличие от массовой культуры, которая, как известно, "унифицируя и "утилизируя" вечные культурные ценности последовательно выводит человека за рамки традиционного культурного поля, театр взял на себя сегодня функцию, напротив, проводника, своеобразного сталкера, вводящего современного молодого человека в сферу традиционной культуры, народных ее истоков и элитарных вершин.
Какому богу служит современный театр и насколько убедительно?
Общество возрождения отечественных традиций (С.-Петербург)
Элементы театрализации применяются на уроках основ православной культуры в общеобразовательных школах. Особую привлекательность для школьников имеют праздники, на которых показываются небольшие спектакли.
Для желающих изучать английский язык и Библию организуются бесплатные группы, а летом - летние лагеря (Summer camps) типа пионерских, где на свежем воздухе проводятся разнообразные спортивные игры и соревнования, кружки по обсуждению Библии, небольшие театральные постановки. Общаясь со своими сверстниками-американцами, вы улучшите свой английский и найдете новых друзей.
В чем миссия театра для подростков?
Театр "Ровесник", школа ? 41 (Кострома)
Большинство конкурсантов вовсе не мечтают о театральной карьере. Говорят, играем в основном, для себя.
Участники театра-студии "Синтез", школа ?17 (Кострома)
Ты совершенствуешь свое мастерство, ты доказываешь не только всем, но и самому себе, что ты что-то значишь, что ты не серая масса, а ты кто-то, кто несет культуру в массы
Сайт "Кто есть кто в современном мире?" (Москва)
Будучи подростком, Марк Захаров, как и многие его сверстники - будущие актеры и режиссеры, прошел через различные драмкружки. Сначала посещал драмкружок своей матери, потом вместе с Андреем Тарковским занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.
Сайт "Школьный театр" (Самара)
Находясь в позиции потребителя массовой культуры и участвуя, зачастую, в различных уличных субкультурных движениях, репетиции давали подростку огромный пласт созидательного наследия мировой культуры, который он мог не только получить, но и попытаться прочувствовать только здесь.
С какого возраста еще не поздно готовить школьника к восприятию театрального действа?
В первой половине дня начальная школа ? 122 покажет кукольный спектакль школьного театра "Теремок" для детей из детских садов ?326 и ?328.
Газета "Русский Север" (Вологда)
Где учиться вашему ребенку (школы города Вологды). <...> Доп обуч.: театр (в нач. шк. - "Театр. педагогика" С. А. Лопаревой), театр. студия (с 5-го кл.), детский театр (рук-ль - актр. ВДТ) - лауреат гор. фестив., гастроли.
Какие подростки сейчас приходят в театральные коллективы заниматься?
"Любовь моя - театр" (Нижний Новгород)
Около 3000 детей и подростков посещают театральные студии, где реализуют свои потребности в творчестве. Занятия в театральных кружках и студиях, в большинстве, бесплатные. В театральных коллективах занимаются до 35% мальчиков.
Организацией инвалидов Центрального района организован кукольный театр, где дети сами делают кукол для представлений.
Реабилитационный наркологический центр для несовершеннолетних "Душа" рассчитан на 20 человек, подростков от 8 до 18 лет, имеющих химическую, наркологическую или алкогольную зависимость. В апреле 2003 года театральная студия центра заняла 2 место на конкурсе профессиональных театральных коллективов города и была приглашена на областные соревнования.
В начале сентября в Доме творчества школьников открылась шоу-мастерская "EVRO". В мастерской ребята учатся организовывать и проводить праздники, фестивали, шоу, спортивные мероприятия, рекламные кампании, работать с публикой.
Центр содействия реформе уголовного правосудия (Москва)
Программа, с которой мы начинаем, называется первичная профилактика. Это работа с организованными детскими коллективами и переориентация общественного сознания на выбор здорового образа жизни. <...> И все это происходит в форме игры.
Театр-лицей "Экополис" (Дубна)
В основном занимаются в студии ребята с 6 по 10 класс. Самые упорные пытаются с 5-го. Правда, для них это тяжело. А одиннадцатиклассникам уже нужно готовиться к экзаменам.
Дом детского творчества "Росток" в поселке Лянгасово - единственное учреждение дополнительного образования. Работает спортивная секция, а для юных любителей искусства театральная и изобразительная студии.
Есть ли особые проблемы в театральной работе с подростками?
Максимализм и негативизм - основные черты характера, свойственные данному возрасту, зачастую ставят взрослых в тупик, и перед театром стоит очень сложная и ответственная задача - пробиться к душам и сердцам зрителей, не диктуя и не навязывая свои взгляды, а стараясь понять внутренний мир подростка; не потакая массовым вкусам, а умело и тактично ведя за собой, воспитывать на лучших образцах отечественной и зарубежной драматургии.
Видите ли вы опасность ухода в театральное действо как уход от реальности, убегание от проблем в иллюзорный мир?
Газета "Первое сентября" (Москва)
Роль, которую играет ребенок, оказывает на него сильное воздействие, и это надо учитывать. Однако не следует и обольщаться относительно психотерапевтических, врачующих свойств роли. <...> Роль - это мечта, это надежда. Но сбываться она должна все-таки в реальной жизни.
"Республиканская газета" (Нагорно-Карабахская Республика, г. Степанакерт)
Более восьми лет прошло с тех пор, как отгремел последний залп войны, но население Карабаха по сей день продолжает волновать проблема заминированных полей и невзорвавшихся боеприпасов. В связи с этим Карабахское представительство МККК совместно с Министерством образования НКР разработало программу, в которой особое место занимает кукольный театр. Представления организуются силами детей, для самих детей и преследуют цель предупреждения несчастных случаев от мин. 29 июля в селе Норагюх Аскеранского района было организовано кукольное представление на тему "Как предостеречься от мин". Артистами и зрителями этого представления были дети.
Российский фестиваль ДЭТ (детских экологических театров) состоялся в Саратове 6-11 октября 2003 года
Беседы о Монтессори-педагогике (Москва)
Если же ребенку необходим театр, пусть он будет, но малыш должен понимать условность этого особенного и прекрасного мира и не путать его с реальной жизнью.
Для чего нужен театр в школе?
Виктория Преображенская (Москва). Театральная аксиома.
В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями:
1. Адресованное детям профессиональное театральное искусство с присущими ему общекультурными ценностями;
2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее и основанный на поэтапном художественно-педагогическом развитии детей;
3. Театр как учебный предмет. Еще в 70-е годы лаборатория театра НИИ ХВ разработала и обосновала идею всеобщей доступности начального театрального образования, что дало возможность говорить о новом учебном предмете - "Урок театра".
4. Театральная педагогика, целью которой является обоснование принципов и создание методик эффективного освоения элементов актерского мастерства. Изучение театральной педагогики включается в профессиональную подготовку и переподготовку учителей. При этом приобретенные знания и умения помогают педагогу существенно изменить обычный школьный урок, трансформировать его учебно-воспитательные цели, и обеспечить активную познавательную позицию каждого ученика.
Стоит ли ввести урок "Театр" в расписание школы?
Работать в пятидневном режиме значило спешно перестраивать учебные планы, отказываться от части факультативов или от "необязательных" уроков английского в младших классах, занятий по истории искусства, театра, оставив лишь общеобразовательные предметы. Пойти на такие уступки мы не могли.
В расписание с 1 класса введены уроки ритмики, работает 7 хореографических классов. Урочная деятельность плавно переходит во внеурочную.
А.П. Ершовой и В.М. Букатовым разработана программа, которая называется "Урок театра на уроке в школе". Это некоторый компромиссный вариант между использованием театра как метода преподавания и созданием школьного театрального кружка.
Театральные методы на уроке
Школа - не театр, но каждый урок должен быть премьерой.
Учитель-артист
Артистизм и стильность учителя (Башкортостан, г. Благовещенск)
Социологический опрос: представление будущих педагогов о качествах, необходимых учителю. <...> В четвёртую группу вошёл учитель-"артист". Это умный, раскованный педагог, много знает, играет с учениками.
Учитель-режиссер
Газета "Первое сентября" (Москва)
Вот про то, КАК - режиссура урока. Только это не методика. <...>. Стиль, который провоцирует учителя на придумывание чего-то своего. Чего-то, что давало бы ученикам возможность не отсиживать урок, а проявлять себя - как люди, партнеры, команда. И в этом взаимодействии - через других - выходить на свое собственное личное понимание и учебного материала, и людей вокруг, и себя самих.
Драматизация как средство обучения английскому языку
Особенно актуально применение драматизации в младших классах - ведь "в основе обучения детей устному общению - игра, которая является психологическим оправданием для перехода на новый вид деятельности"
Театрализация при изучении естественнонаучных предметов - в чем польза?
Театральный урок "Астрономические системы мира"
Театр - детям: сценарии, музыка, методика (Красноярск)
22 января. Выставлен сценарий для учителя химии "Химия по Гоголю". В состав архива включены музыкальные файлы формата КАРАОКЕ. 21 января. Выставлен сценарий математической гостиной "Алиса в стране Логика". 28 декабря. В разделе Методики выставлена вторая часть присланных барнаульскими студентами методических рекомендаций для самодеятельных театральных коллективов https://teatrbaby.narod.ru/index.htm
Заключение
На какие-то вопросы поисковые системы отвечают охотнее, когда тема больше связана с фактами. На некоторые вопросы из редакционного списка ответов не нашлось или... они были неинтересны. А многое просто не поместилось в формат журнальной статьи. В среднем 80% ответов поисковых систем на "человеческие" вопросы были по теме, но иногда по смежной, пришлось их немного переставить.
Разные поисковые системы дают очень разные списки ответов. Роботы становятся похожими на людей - своих создателей. И, как люди, они не совершенны.