Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ... |
В ленинградском ТЮЗе активная жизнь кипела не только в театральном коллективе, но и вокруг него. Что особенно важно - вокруг театра все время "клубились" дети.
Основным центром такой жизни было Делегатское собрание.
Продолжив дело в новом месте - в центре "Семья" - З.Корогодский с коллегами и здесь создал аналогичный орган, некоторые документы о деятельности которого мы предлагаем вашему вниманию.
Понятно, что по документам реальную жизнь понимать сложно, но хоть немного почувствовать атмосферу детско-взрослой жизни они нам позволят.
Зрительский парламент
Идея создания зрительского парламента родилась еще в период возникновения первых в нашей стране театров для детей. И родоначальником ее был Александр Александрович Брянцев.
А. А. Брянцев определил основные направления деятельности детских театров, руководящей идеей которых стало воспитание театром. И одно из направлений - это как раз организация зрительского парламента как формы работы театра со зрителем, в данном случае как "школы воспитания талантливого зрителя". Поэтому данное положение во многом будет опираться на опыт работы парламента ТЮЗа времен А. А. Брянцева и на опыт работы делегатского собрания ТЮЗа, существовавшего в период руководства им 3. Я. Корогодского, учитывая достижения и проблемы современной школы и современного детского театра.
Молодежный зрительский парламент возник из необходимости изучения потребностей, интересов своего зрителя, определения уровня его театральной образованности, а также с целью популяризации театрального искусства. Но в дальнейшем, уже в период делегатского собрания, цели и задачи зрительского парламента корректировались и уточнялись к всеохватывающей цели - воспитание театром, а одна из главных задач, позволяющих приобщиться к намеченной цели - это воспитание талантливых зрителей.
Необходимость же приобщения подрастающего поколения к театру достаточно очевидна.
Во-первых, смещение внимания детей и подростков в сторону зрелищно-развлекательных программ, увлечение телевидением, компьютерными играми и даже всеобщая компьютеризация, которая в целом принесла огромную пользу образовательному процессу, - все это исказило или сократило возможность творческого общения, причем в том возрасте, когда полноценное общение - мощный фактор в формировании самосознания и самооценки. И потому зрительский парламент - это уникальная форма организации процесса индивидуального и коллективного творчества.
Зрительский парламент дает простор художественному творчеству детей через приобщение юного зрителя к искусству, театр посвящает его в специфические законы театрального жанра, так как понимание языка прекрасного - это способ, с помощью которого можно вступить в художественное общение. Самое ценное в работе зрительского парламента - это то, что общение происходит в этико-эстетическом пространстве, в радостной атмосфере театрального сообщества актеров и зрителей, взрослых и детей. Тем более, что полноценное общение предполагает взаимодействие сторон, а не просто обмен информацией.
Но привлечь юного и взрослого зрителя в театр, который провоцирует сознание и душу на творческое осмысление, не так-то просто с помощью сухих казенных мероприятий (афиши, билеты). Дети, в особенности, оказываются беспомощными перед выбором спектакля, в своих оценках и суждениях, поскольку у них отсутствует достаточный театральный опыт и театральная культура. Поэтому ребенка необходимо подготовить к восприятию не только творческого искусства, но вообще искусства, так как все непонятное - не интересно, а значит, не запоминается и не вызывает необходимого отклика и не оказывает никакого действия ни на сознание, ни на сердце. Юный зритель должен быть готов к восприятию театральной постановки, владеть художественным языком театра. То есть взрослые - родители и педагоги - должны руководить (организовывать и направлять) подготовительную деятельность в области театрального искусства. С этой целью и формируется зрительский парламент, как школа талантливого зрителя, как зрительский актив, и ученики этой школы - связующее звено между театром и основной массой потенциального зрителя. Юный, грамотный, профессиональный зритель, сохраняющий живость и непосредственность восприятия, способен передать эмоциональный отклик, заряд, полученный в театре, своим сверстникам и сделает это гораздо успешнее, чем педагог или воспитатель.
Степень доверия к друзьям и сверстникам в школе заметно выше, чем ко взрослым, ведь мнение друзей и одноклассников менее авторитетно и навязчиво, чем мнение учителей или родителей.
Особенность деятельности зрительского парламента состоит в том, что к ней активно привлекаются родители и педагоги. Таким образом зрительский парламент помогает решать проблемы взаимоотношений поколений, сохранения духовного родства отцов и детей, дает богатый материал для педагогических и психологических выводов.
"Взрослые - родители и педагоги - нужны детскому театру (а значит и зрительскому парламенту), чтобы помочь усилить эмоциональное воздействие искусства на ум и сердце юного человека." (3. Я. Корогодский)
Следующая возможность, которая заложена в идею создания зрительского парламента - это исследовательская работа, которую проводят педагоги. В атмосфере сотворчества, радостного театрального общения ребенок может раскрыться с совсем неожиданной для взрослых стороны и проявить те свои качества и духовные возможности, которые в привычной школьной обстановке могут быть задавлены именно своей привычностью и стандартностью.
Школа - повседневность, а театр - праздник. Он раскрывает глубже, чем на обыкновенных уроках. На уроке развиваются мыслительные способности, но человеческие качества, конечно, больше раскрываются в театре.
Искусство для ребенка, и театральное в том числе, - форма становления его личности. Только соприкасаясь с искусством жизнь человека будет цельной и гармоничной.
Основные принципы организации зрительского парламента
Дети не должны жить в стороне, а только совместно со взрослыми и равноправно участвовать в решении проблем, возникающих в их детской, но и взрослой жизни.
Деятельность зрительского парламента - это прежде всего игра: в актеров, режиссеров, художников, администраторов и т. д.
Плодотворная работа зрительского парламента возможна только при условии "совместной работы артистов, способных мыслить как педагоги, и педагогов, способных чувствовать как художники" - по замечанию А. А. Брянцева
Структура организации зрительского парламента
1. Ядро зрительского парламента составляют мастерские Творческого Центра "Семья" и курируемые ДТЮ школьные театральные коллективы, которые ведут соответствующую работу в своих школах (рассказывают о новых постановках Театра Поколений, о жизни театра, а театру - о волнующих проблемах). Члены зрительского парламента - не избранные дети, а пришедшие, что называется, по зову сердца. Затем формируются отряды из представителей других школ по возрасту или интересам. Отряды представителей могут не состоять в творческих мастерских, но занимаются организацией околотеатральной жизни: рассказы о спектаклях и театре, распространение билетов, различные формы художественной и исследовательской деятельности.
2. Родительский совет.
3. Педагогический совет организует деятельность отрядов зрительского парламента, проводит исследовательскую психолого-педагогическую работу, отслеживает результаты деятельности зрительского парламента, результат системы воспитательных мероприятий, предложенных зрительским парламентом.
Формы работы зрительского парламента
1. Организация и подготовка зрителя к предстоящему спектаклю (беседы с одноклассниками, друзьями о театре, о предстоящем спектакле, подбор и оформление материалов к новой постановке и т. д.)
2. Обслуживание зрителя (дежурство на спектакле, беседы со зрителем по выставленным материалам, инструктаж зрителей).
3. Отзывы о спектакле (письменные и в любой другой форме).
4. Пресс-конференции (встречи с актерами, режиссерами, художниками и т. д.)
5. Обслуживание спектаклей (с исполнительским составом, внутри отрядов).
6. Присутствие на репетициях.
7. Тематические экскурсии в театральный музей, библиотеку.
8. Беседы, дискуссии, творческие встречи, посвященные изучению театральных понятий, терминов ("Театральный словарь").
9. Издание журнала и связь с детской прессой.
10. Организация выездной деятельности театра в школы.
11. Творческие встречи по итогам работы.