Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состояться в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас. быть может, и появится настоящее АГЕНТСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ... |
Театр Дождей - маленький театр, живущий в полуподвальном помещении на окраине старого Петербурга. Но свободных мест в его небольшом зале нет никогда. Театр Дождей вырос из студийного движения, но став профессиональным театром сумел не утратить семейную атмосферу, атмосферу любви к артистам и зрителям. На мысль встретиться с художественным руководителем театра Натальей Васильевной Никитиной навели нас подростки - ученики физико-технической школы при ФТИ имени А.Иоффе, рассказывавшие взахлеб об этом театре и о его давней дружбе с их школой.
Вне зависимости от возраста
Театру нужны нормальные зрители. Среди подростков их немало
Наталья Васильевна, свой театр вы считаете не детским, а обычным взрослым театром? Какое ваше самоощущение?
Мы считаем себя театром для всех. Как я люблю говорить, мы - театр для молодого зрителя вне завимости от возраста.
Я бы с удовольствием ставила побольше детских спектатклей, но для детской аудитории нужны несколько иные "жизненные", технические условия - детям нужно фойе, детям нужен буфет (это ж тоже важная часть ритуала похода ребенка в театр), нормальный туалет, в конце концов. У нас же такое помещение, в котором пока всех этих возможностей (а на самом деле необходимостей) нет. Что, в общем, резко ограничивает, к сожалению, возраст наших потенциальных зрителей.
С другой стороны, мы вот сделали спектакль специально для детей, но взрослые полностью оккупируют зал. Он у нас маленький - на 50-60 мест, и хотя спектакль и заявлен как детский, все равно на нем дети оказываются в меньшинстве. Я после третьего показа, видя эту ситуацию, вышла и говорю зрителям: "Друзья, вообще-то мы детский спектакль ставили..." А они мне в ответ: "Это Вы так думаете... "
Зачем вам тогда подростки? Зачем вы начинаете со школами сотрудничать? Что вы находите в подростках, чем они вам так важны?
Я думаю, что не столько они нам уж так необходимы, сколько мы им нужны. Подростки бывают разными. Несомненно, в большинстве своем (за исключением некоторых особых детей) они не могут понять всей глубины пьесы. Особенно когда это классика, когда это серьезная драматургия. Но при этом они очень тонко чувствуют, где правда, где неправда (дети и животные - их не обманешь). И зачастую они понимают больше, чем взрослые. Они прекрасно расшифровывают систему образов. Они даже чувствуют, где актер "живой", а где нет. Бывают моменты, когда актер играет, а действия нет. Это почему-то часто очень нравится критикам, театральным людям. Я думаю: ну как же они не чувствуют, что действия с ним не происходит? C ним здесь сейчас ничего не происходит. А дети это "слышат". Они способны отличить живое от неживого.
Интересно, по вашим наблюдениям, лучше воспринимают "жизненность" актера маленькие дети, подростки или юноши? Есть ли какая-то возрастная разница в восприятии?
Смотря какой спектакль... Чем человек старше, тем меньше он сохраняет способность отличать живое от неживого. У нас бывает, что на взрослые спектакли приводят маленьких детей, скажем 6-7 лет. Мы говорим: "Нельзя, ну совсем не для него спектакль". А нам в ответ: "Оставить не с кем, разрешите, он у нас воспитанный..." И опыт показывает, что если у нас идет настоящее действие (а не заменитель его), ребенок смотрит очень внимательно, даже если он многого не понимает. Если вдруг где-то в действии возникает "провал", то взрослый это "кушает", он сам додумывает, сам понимает, что ему хотели сказать. А ребенок смотрит только живое.
Конечно, исключения бывают, но в основном мы больше предпочитаем работать с ребятами постарше, класса с десятого. И очень не любим "целевые спектакли". Когда на спектакль ребята приходят толпой - классом, школой (и многие при этом идут, потому что все идут...) - им это знание друг друга, зацикленность на общение друг с другом, мешает раскрыться, мешает смотреть непосредственно спектакль. Они на реакцию друг друга все-таки очень сильно откликаются... Поэтому такие "культпоходы", все-таки скорее вредны для старших ребят...
А как тогда вы выстраиваете взаимодействие со школой?
Учителя в школах предлагают билеты в театр. Получается как: сначала в театр попадает учитель. Если он чувствует, что это - его, что это - хорошо, начинает звать своих учеников. Идут несколько человек, потом они приходят в школу и говорят - я тут был в театре, я такое смотрел ... И потом к этому учителю подходят другие ребята и спрашивают: "Вот тут говорят у вас билеты можно достать, а мы бы тоже хотели..." Потом они приходят с родителями, братьями-сестрами. У нас были неоднократно случаи, когда на спектакле были дети, а назавтра (а у нас обычно два дня подряд идет один спектакль) приходят родители. Помню был случай, когда мужчина пришел, долго топтался около, а потом спрашивает: "Как бы мне попасть на ваш спектакль, у меня вот вчера сын у вас был... А я, во-первых, уже очень давно вообще в театр его затащить не мог. А кроме того мы давно уже не можем найти общего языка, а тут он сходил к вам и весь вечер потом взахлеб рассказывал мне... И мне, знаете ли, стало просто интересно самому посмотреть - что же это так заинтересовало моего ребенка ..."
А потом ребята начинают так иногда день рождения праздновать - покупают билеты и идут на спектакль - семьей или компанией...
То есть дело в том, что не учитель класс на мероприятие ведет, а передает от себя детям - что? - ощущение театра? И тогда сюда приходят не те, кого обязали, а те, кому самим захотелось? Но тогда в принципе в такой логике и целый класс может прийти, если учитель оказался очень заразителен...
Может, но целый класс редко. Мы иногда естественно все-таки выполняем заказы тех учителей, которые нас знают, и мы их знаем. Тогда приходят к нам два класса. Мы не очень любим это делать, поскольку часто попадается какой-нибудь один "деятель", который мешает и портит все впечатление. И может быть мешает не столько актерам, сколько самим же ребятам -зрителям. Но последнее время (тьфу-тьфу-тьфу) нам как-то везло и таких вот ... не было.
Но понятно, что не может быть, чтобы в одном классе все ребята были одного уровня настроенности, одного уровня восприятия ... Когда выходишь перед ними на сцену - видишь глаза, и заметно, какие они все разные, как они все по-разному воспринимают... Повторюсь еще раз: дело не в том, что нам нужны подростки. Нам нужны нормальные зрители. А среди подростков их немало.
Мы помогаем им выстоять
А зачем подросткам нужен ваш театр?
Я считаю, что вот этим последним поколениям детей очень тяжело жить. Потому что человеку нужно во что-то верить. Он не знает, откуда он пришел, и не знает, куда он идет. У нашего поколения были "светлые идеалы коммунизма". Раньше еще была вера... Потом, взрослея, люди эти идеалы теряли, но в момент становления, в подростковом, юношеском возрасте очень важно иметь какие-то идеалы. И по большому счету (как это ни странно) Нагорная проповедь мало ведь чем отличается от Морального кодекса строителя коммунизма. А сейчас эти жизненные духовные основания потеряны. Им надо во что-то верить, потому что без этого они не защищены. Верить в карьеру, в деньги? К этому еще придет взрослый человек, если он захочет к этому прийти... Кто-то должен давать им сердце. И поэтому есть такая потребность у подростков - чувствовать, думать, переживать... В ФТШ есть такое выражение - "подсесть на Театр Дождей" (как на наркотик). Там есть ребята, которые на протяжении очень длительного времени приходят к нам на спектакли чуть ли не каждые выходные... Они говорят, что мы живем от... и до..., от спектакля до спектакля... Потом они пропадают... Могут очень надолго. Но мы помогли им выстоять, продержаться очень трудный для них какой-то кусок жизни. Они за это время здесь набирались сил.
Наталья Васильевна, у вас такой вполне взрослый профессиональный театр, каких в городе в общем-то много...
Нет, таких нет.
А чем тогда отличается ваш театр от других?
Во-первых, - другое пространство. Нынешнее поколение - это дети телевизора, дети крупного плана. И такая близость от актера как у нас - она, во-первых, удивляет. А кроме того, они не могут чувствовать себя такими защищенными, как в большом зале, когда они сидят далеко и несколько отстранены от действия и могут вытворять все что угодно. Во-вторых, у нас все-таки другая форма существования актеров. Наверное, можно сказать, что это более "киношная" форма. Она больше построена на органике, на проживании, чем на показе. У нас снимается граница (естественно, не внутри актера, а по восприятию) между актером и персонажем. Актеры проживают здесь историю и вот эта близость зала приводит к тому, что зрители становятся не наблюдателями, а по сути дела, соучастниками действия. Они живут вместе. И это та ипостась театра, которая мне ближе всего. Когда театр не учит, а расширяет горизонты нашей собственной жизни. В своей жизни мы можем прожить вполне определенное количество ситуаций и ролей. А сопереживая, зрители (и подростки, в том числе) здесь проживают еще несколько жизней.
Я себе всегда такую задачу ставлю. У человека все в жизни разложено по полочкам: это - хорошо, это - плохо, это - так, это - так... И мне очень важно, чтобы человек, выходя с нашего спектакля, мог хоть на какие-то ситуации в жизни смотреть уже немного по-другому, может быть, перестраивая свои внутренние стереотипы отношений к людям, к ситуациям... Поменять отношение к жизни к лучшему - в этом задача театра, по-моему. И она отчасти и эгоистическая тоже. Потому что нам же в этом мире жить. Мне не все равно, в каком мире я буду встречать свою старость, в каком мире будут жить мои дети и мои внуки...
Я не хочу, чтобы кого-то еще, как мою старшую дочку, били в школе только за то, что она не такая - книжки читает, матом не ругается... Я хочу, чтобы мир стал добрее. И я хочу не просто абстрактно, но и конкретно, потому что это плохое мне мешает жить, мне и моим близким... Поэтому мне хочется, чтобы мир стал искреннее ...
Вы осознано ищите учителей, которые начинают притягивать сюда ребят? Или это случайным образом получается?
Нет, естественно, так случайно получается. Когда попадает в театр наш человек, наш единомышленник, с той же позицией, он, естественно, пытается передать это своим ученикам... и возникает такая цепочка: этот учитель зовет своего коллегу, а тот - своего ...
Прожить часть жизни в семье. Театральной
Любопытно... В Вашей логике получается, что ребятам в больших театрах тяжело, они теряются - далеко до сцены, сопереживать, сочувствовать сложнее.
Я здесь могу только предполагать. Стопроцентного знания у меня нет. Я достаточно близко общалась с рядом театров, с рядом ведущих актеров. Получается, что начиная с системы отбора в театральный вуз, где оценивается смелость, умение постоять за себя, умение занять свое место, зачастую исходно отсеиваются те люди, которые могут быть носителями духовности. Чаще всего эти люди не обладают достаточной энергией расталкивания (вокруг себя других). Во-вторых, во многом достаточно жесткая система обучения в театральном вузе, когда студента могут выругать, объявить бездарностью, выставить на смех заставляет сопротивляться и тем самым происходит еще отсев людей с иными качествами. А дальше достаточно непростая внутренняя жизнь больших театров окончательно закрепляет в людях определенные качества, способствующие выживанию в такой обстановке...
А Вы не пробовали работать с артистами-подростками?
Многие наши студийцы пришли сюда подростками. Потом уже росли-росли... Мне давно уже хочется набрать третий набор студии, но просто некуда - театр работает сейчас уже в таком плотном графике и таком малом пространстве ... Раньше мы меньше репетировали, меньше играли и было время заниматься с ребятами. Сейчас непонятно, когда и кому заниматься со студией, если ее вдруг все-таки набрать.
Ну, в принципе, если бы была возможность, то как Вы относитесь к тому, что подростки становятся артистами профессионального театра?
Я считаю, что профессионализм ничто заменить не может - никакой талант, никакая одаренность. Это основа. Это тяжелейший труд. Чем больше кажется зрителю, что актер просто вышел и легко играет, тем больший труд за этим стоит.
И насколько тогда, по Вашему мнению, реально, чтобы подростки с еще неокрепшей физиологией и психикой могли в вашем театре профессионально играть? Играть так, чтобы они именно жили на сцене.
Сходу, вот так что называется сразу - единицы, те у кого есть врожденные профессиональные качества. Такие ребята бывают. Редко, но бывают. Другим надо учиться. Нужно время. Им все-таки нужно овладеть профессией.
Не "ломает" ли ребят раннее участие в профессиональной театральной деятельности?
Дело в том, что у нас внутренний мир театра очень сильно отличается от обычного театра. Во-первых, студийное начало позволило сохранить такие отношения, когда актеры, вне зависимости от их регалий, возрастных или иных отличий, в жизни театра участвуют на равных - и в репетициях, и в производстве. И мы все вместе выпускаем спектакли. Поскольку денег просто не хватает, чтобы многое заказывать "на стороне", то многое приходится делать самим. Здесь такой мир - это все-таки театр-семья.
Театр-семья - это не то место, где люди пришли, отработали и ушли. У нас после каждого спектакля разбор. Мы вот уже стоим у метро, а все еще продолжаем говорить...
И это помогает ребятам?
Мы брали ребят с 15 лет в студию и никакой катастрофы не произошло. Кто-то здесь просто прожил какое-то время и ушел в другую жизнь. Кто-то остался в театре. Кто-то поступил в театральные вузы и получил профессиональное образование. Кто-то не стал поступать, сказал: "Зачем мне эта корочка, я все равно ни в каком другом театре играть не буду... А здесь я и так играю." У всех разные судьбы. Но я не вижу, чтобы кого-то искалечило. Скорее наоборот. Здесь все-таки внутренний мир если не идеальный, то в какой-то степени душевно спокойно.
Правильно я понимаю, что если вам даже предложат большое помещение, вы в него не будете переезжать?
Обязательно будем. Только смотря в какое помещение.
А как же тогда камерность?
Вопрос - насколько большое. На мой взгляд, было бы лучше во всех отношениях, если бы у нас был зал на 150 человек (а не на 50, как сейчас). Ту же камерность мы сохраним. А играть артистам будет легче. Энергия зрителей будет больше, и артистам энергии будет возвращаться больше. Нужен энергообмен. Нужно, чтобы у актеров были нормальные гримерки, у зрителей - фойе, буфет... без алкогольных напитков, поскольку алкоголь и театр - вещи несовместимые.
И еще почему нужно иное пространство - чтобы сделать не только театр, но и центр. Вот уже в Интернете есть зрители Театра Дождей, которые друг с другом договариваются переписываться, общаться... Как делегатское собрание в ТЮЗе получается... Нужна, все ж таки очень нужна, специальная работа по соотношению школы и театра... Своего рода путеводитель... Есть такие-то спектакли, вот детей такого-то возраста надо вести туда-то, такого-то - туда-то...
Вот и думаем о таком театрально-педагогическом пространстве...
Получается, что все-таки Вы почему-то серьезно думаете о детях в театре. Есть же при этом театры, которые живут себе и ориентируются только на взрослых и не думают о том, как детей привлечь... Я опять к тому же вопросу возвращаюсь - почему Вам именно хочется все-таки что-то театрально-педагогическое делать?
Для того, чтобы иметь взрослого театрального зрителя, его формировать надо в детстве. Нужна театральная культура. Смотрите, сейчас приходят в театр молодые люди 20-25 лет... Они же просто часто не знают, как вести себя в театре! Потерянное поколение театральных зрителей. И для того, чтобы было следующее, его же надо воспитывать.
У меня есть такая идея (уже много лет - только вот все руки не доходят) обучающего спектакля. Что-то сыграли на сцене, дети где-то засмеялись. Артисты специально останавливаются и говорят - вам понравилось как мы сыграли? Да! Так вот в театре, когда понравилось - хлопают. Ну и т.д. Мне очень хочется детям показать какую-то картинку и подсветить ее синим, потом красным ... поговорить об увиденном... научить образному театральному языку... И это не просто разговор, не лекция, а именно на основе какого-то конкретного театрального материла... И так постепенно, начиная с маленьких детей, культуре театра и надо учить.