Сфера управленческих идей и решений - вроде бы не основная для подростковой темы, скорее выглядящая этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней. |
Музей живой истории
Из темноты прошлого археологи по крупицам собирают светлые осколки человеческого бытия. Они малы, загадочны, и, в конце концов, это всего лишь осколки. Как из них собрать прошлое - детское и взрослое, праздничное и повседневное, бытовое и сакральное, мирное и военное - наших далёких предков?
Чтобы осколки "заговорили", необходима не только мозаика предметов из запасников музея, масса литературы, интерпретирующей результаты археологических находок, но и попытка "оживить" их.
Современное общество с его ускоряющимся темпоритмом, массовой экранной культурой вступает в противоречие с традиционной музейной практикой, требуя качественно иных форм экспозиционной и экскурсионной работы. Живая история, интерактивный музей, музейная педагогика, реконструкция личности прошлого - совершенно новые направления в науке и в музейной практике. Так на противоположных полюсах расположились скучные экскурсии, "не трогать руками экспонаты!", "осторожнее!", "не садиться!" - таблички-атрибуты формальной, отживающей свой век музейной практики, и, с другой стороны, музей под открытым небом, игровое сражение, свадьба в музее с испытаниями для молодожёнов, уроки ремёсел, театрализованные праздники, суп по рецепту железного века и многое другое.
Подобный Центр Живой Истории, кстати, единственный на Юге России, действовал и в археологическом музее-заповеднике "Танаис". Стараниями замечательного мастера С.И.Губы была создана экспозиция из 70 реконструкций одежды, доспехов и оружия скифского воина V-IV вв. до н.э., боспорского и римского воинов I-III вв., венецианского купца и др. Пожалуй, самой важной особенностью Центра Живой Истории был его интерактивный характер: можно было примерить одежду и облачиться в доспехи, научиться стрелять из лука и арбалета, овладеть приёмами фехтования, испытать в действии баллисту - словом, почувствовать дух эпохи по-настоящему. Ведь для обыкновенного человека, попавшего в музей, история оживает именно так - в костюмированных представлениях, показательных выступлениях лучников и арбалетчиков, театрализованных лекциях, когда он сам становится участником действа.
Вероятно, у читателя уже возник закономерный вопрос: почему об этом Центре говорится в прошедшем времени? Ответ до обидного прост: с приходом нового директора в музее-заповеднике "Танаис" стали сворачиваться социальные программы, в том числе и Центр Живой Истории. Уже сегодня можно констатировать отток посетителей музея, что напрямую связано с остановкой деятельности Центра. На грани ухода находятся талантливые художники, мастера-реставраторы, креативщики - все те, благодаря энтузиазму которых "Танаис" держался "на плаву" все эти годы, ведь ни для кого не секрет, как финансируется наша культура. Работы по реконструкции производились за счёт личных средств работников Центра Живой Истории и тех денег, которые приносили уроки ремёсел, чтение лекций, фото- и видеосъёмка в исторических костюмах. Достояние, собранное по крупицам В.Ф.Чесноком (директор музея-заповедника "Танаис" с 1971 по 2002 гг.), - талантливые люди, социальное звучание, особая атмосфера "Танаиса", - может быть растеряно в считанные месяцы.
Но вернёмся к нашей теме. Как работает мастер, восстанавливающий облик воина далёкого прошлого, хорошо видно на фотографиях, где можно увидеть детально реконструированные костюмы воинов и доспехи.
Но жизнь древнего Танаиса не состояла только из войн и сражений, поэтому в Центре Живой Истории могли бы не меньший интерес вызвать реконструкция жилища, гончарного ремесла, ткацкого производства, выпечка хлеба по технологии того времени.
Однако всё это скорее внешняя сторона интерактивного музея. Гораздо сложнее, интереснее, таинственнее реконструкция античного детства, верований, праздников, традиций, - всего того, что составляло жизнь древнего танаита и ментальный мир той эпохи.
Впервые попытку такой психологической реконструкции личности средневекового человека осуществили французские медиевисты, получившие в дальнейшем наименование школы "Анналов" (по названию журнала "Анналы социальной истории"). Они утверждали, что история как наука не сводится только к истории государства, - т.е. войн, переворотов, жизни монархов и полководцев. Пафос их подхода состоял в соединении усилий разных специалистов (археологов, психологов, антропологов и др.) в познании "человеческого фактора" в виде изменчивой ментальности, мироощущения людей предшествующих эпох. Они сравнивали историка с людоедом, который должен искать "где пахнет человеком". Выявление этих представлений позволяет нам увидеть, что объединяет Цезаря и последнего из его легионеров, боспорского царя и неграмотного крестьянина, жившего в его владениях. Оценка возраста (особенно детства и старости), восприятие смерти и болезни, любви и сексуальной морали, праздников и религиозных обрядов, потусторонних сил и народного фольклора были едины для одной и той же эпохи.
Что может рассказать специалист по исторической психологии, основываясь на данных археологических раскопок и антропологического анализа, например, об античном детстве? Проникновение в ментальный мир эпохи должно начинаться не с набора фактов, а с постановки интересующих нас вопросов. Сколько длилось детство в античности? Каким оно было? Действительно ли отношение к ребёнку (как, например, cчитает американский психоисторик Ллойд Де Моз, книга которого "Психоистория" вызвала много споров) было жестоким?
Интересно, что в средние века ребёнок по представлениям того времени отличался от взрослого только ростом. Вы убедитесь в этом, если внимательно рассмотрите картины художников того времени.
Попытаемся ответить на поставленные нами вопросы. Метод психологической реконструкции позволяет предположить, что античное детство в городах-полисах длилось до 13-14 лет. Например, раскопки некрополя ("город мёртвых") Танаиса выявили два типа детских могил: в первых хоронили детей до 13-14 лет в амфорах, а во вторых дети более старшего возраста погребались наравне со взрослыми. Видимо, процесс инициации - вхождения во взрослость - приходился в античности именно на этот период. Надо отметить, что по представлениям этнопсихологов детство "сжимается" или "расширяется" в зависимости от сложности организации общества. У примитивных народов оно может заканчиваться даже в возрасте 6-8 лет, в то время как современное детство почти бесконечно.
Аналогичным образом можно ответить и на другие вопросы. Для нас мир детства - это, прежде всего, мир игры и игрушек. Судя по находкам археологов, античного ребёнка также окружало большое количество разнообразных костяных и терракотовых игрушек. Дети играли в извечные двигательные игры, например, игра в пальчики, находка которых - довольно частое явление. Кстати, поразительна живучесть этой игры: мой отец, будучи ребёнком, тоже играл в пальчики. Другие игрушки - маленькие глиняные повозки, животные, видимо, готовили ребёнка ко взрослой жизни. Но самые загадочные игрушки, вероятно, носят сакральный характер: миниатюрные маски, Маккус-марионетка с двигающимися руками, ногами и фаллосом, статуэтки, изображающие утрированно уродливых богов. Археологи до сих пор гадают: детские ли это игрушки или ритуальные предметы? И почему намеренно уродовались лица богов? Глядя на эти игрушки, читатель сам может сделать вывод о том, каким было античное детство.
Что касается последнего вопроса, то на него можно определённо ответить, что Л.Де Моз ошибался в своих выводах о жестоком обращении и даже намеренном убийстве детей в античное время. По крайней мере, судя по детским захоронениям в Танаисе, потеря ребёнка была настоящим горем для родителей. Трогательная надпись "Пусть будет с тобой Бог", игрушки, нарядные погребальные вазы, - всё говорит о ценности детской жизни и о тяжести потери.
Вот так, шаг за шагом, реконструируя одежду, снаряжение, жилище, дело, которым занимался танаит, его образ мыслей, верования, предрассудки, можно восстановить целостное представление об античном человеке и окружающем его мире.
В одной из детских могил некрополя Танаиса были найдены 7 овальных кусочков керамики. Что делал с ними ребёнок, мы не знаем. Может быть, он играл с ними, может, гадал с помощью этих осколков... Как мы гадаем на осколках прошлого бытия.