Сфера управленческих идей и решений - вроде бы не основная для подростковой темы, скорее выглядящая этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней. |
Школа, одна из многих
Школа маленькая, обычная, заехала я в нее проездом, собираясь в другую, более именитую. Но впечатление гораздо более яркое, чем последующие "рекомендованные", оставила именно она. Из пригородных школ запоминаются те, которые в силу, чаще всего личных стремлений хотя бы одного человека, вырываются за грань маргинальности и находят из всех похожих историй одну свою...
Искусство выслушать друг друга
Лишь некоторые подростки, и те не всегда, довольны жизнью, где они волей-неволей находятся в связке со взрослыми, как в школе, к примеру. Очень это двоякое место - школа. Но и дети бывают разные. Городских - только бы в покое оставить, не мешать, не навязывать, отпустить пораньше, и выметаются они на улицу со свистом и превеликой радостью. А здесь - в небольшой сельской школе ст.Зерновая Ростовской области - наоборот остаются. Эта школа помимо всего прочего центр тусовки, утром, днем и вечером она меняет внешность, превращаясь из учебного заведения в большой-большой клуб по интересам.
Школа заслуженно славится эстетическим воспитанием. Почему эстетическим? Так нравится директору, она и начала задумываться, для себя в первую очередь, отчего этика и эстетика не менее важны, чем химия, например, или биология:
Стены классов и коридоров украшены рамочками, в которых по-домостроевски расписаны правила общешкольного жития:
"О тактичности", "Как подарить подарок", "Люби все живое", "В порядке ли ваша переписка?". Встречаются рекомендации в духе черного школьного юмора: "Если тебя спрашивают, вынь руки из карманов, оторви взор от потолка и подумай". "Идя к доске не показывай, как тебе это неприятно". Советы актуальные, можно сказать, взятые из контекста школьной повседневности. Не трудно догадаться, кто сочинял. И себя, не вынимающего рук из карманов, не обидел, и отношение свое к доске выразил прилично.
А вот еще, и уже без шуток: "На перемене разговаривать спокойно, выслушивать собеседника. Не голосить, не носиться по коридорам, подчиняться дежурным. Никого не задирать и не толкаться в раздевалке! Не рваться в буфет и не стараться брать на завтрак лучшую порцию..." Как это не брать? А какую брать, самую худшую?
Так рекомендуется воспитанному человеку. Ведь это не здравый смысл, нечто более тонкое, и либо ты это чувствуешь, либо делаешь вид. И скорее даже без разницы взрослый ты человек или школьник, если второе замещает первое.
В кабинете директора мне охотно рассказывали о том, как это важно, потому еще, что поселок в пятнадцати минутах езды от города, это не глубинка, не село - пригород, то есть нечто при чем-то. Поэтому сложно синтезировать, культивировать более или менее типичный образ нравственности, его просто нет. Или он есть, но типичность проявляется не в лучших его качествах. Маргинальность очертаний быта, отдыха, сознания преобладает и укореняется легко и, в первую очередь, в кругу семьи, под шумок бытовых перебранок и привычек. И очевидно, что школа, войдя, в образ более благородный, находится в довольно невыгодном свете.
Это уклон от действительности, и на фоне окружающего он выглядит почти издевкой, имеющей право на существование поскольку постольку... Этика, эстетика - одна беда - а жить-то хочется хорошо, добротно.
Через ребенка, по убеждению учителей, можно повлиять на семью. Иначе не подступишься. Где и на порог не пустят, а дети все-таки день за днем идут в школу и видят там другое отношение. Вспоминается хорошая пословица: "Как аукнется, так и откликнется". И дело тут не в программе развития школы на год, не в отчетности за классный час по благозвучной теме, пусть она того и стоит. О порядочности самих взрослых можно судить по стремлению к порядочности.
Хорошо, если хоть однажды ребенок, даже будучи уже не совсем ребенком в совершенно недетских условиях, чувствует себя "самым". Значит, время высиживания, выжидания этого момента в школе было верным. Значит, позиция по отношению к человеку - улыбается учитель - та самая.
Но если с воспитанием можно еще сладить, глядя далеко в будущее, то насчет образования, плоды которого видны уже на контрольной, учителя тихо разводят руками. Можно ли хотеть получить высшее образование (по опросам почти 95% старшеклассников) и не очень-то хотеть для этого учиться (чуть меньше, но процент внушительный)? Готовь информацию, подавая детям на блюдечке или научай их активным способам познания - они не особенно рады и одинаково отвлечены проблемами личными. И стремление-то, по большей части, сводится к моде на современность, догонять которую из-за черты города не очень удобно. Но, по общему мнению, надо:
- Мы недавно с детьми были в Ростове, Азове. Ездили в Таганрог, почти во все крупные города области. Вот, набираем полный автобус детей - и везем смотреть театры, музеи, выставки. И никто не скажет, что Зерновая школа нигде не участвует, что она какая-нибудь обычная. Дети потом выигрывают в олимпиадах и видят, чего они на самом деле стоят.
Самое вкусное, неприглядное
В школе существует семь приоритетных направлений, среди них и обычные, и риторические: "Интеллект", "Творчество", "Истина", "Добро". Кто придумал? Сами дети придумали, ну, конечно, не без подачи взрослых. Например, свобода творчества, как явление, всегда приветствуется, а что такое добро само по себе, ребят интересует не слишком, это старенькая пластинка. В этом возрасте привычней получать, чем отдавать.
На вопрос: "Каким вы хотите видеть выпускника школы?" (даже если это официальный вопрос чиновника) Татьяна Ивановна отвечает: "Добрым, остальное можно приобрести, наработать, начитать". Более того, Татьяна Ивановна убеждена, что доброта - качество прививаемое, и если такую прививку в детстве не получишь, счастлив в жизни не будешь.
Три года назад в школе были перевыборы президента "Страны детства". Кандидаты представляли программы, защищали их, устраивали дебаты. Из каждого класса есть представитель, функция президента - собрать их и организовать на что-то интересное. В школе триумвират. Президента зовут Оля, и два ее заместителя тоже почему-то Оли. Больше всего из учебной программы, как мне рассказали, популярны так называемые интегрированные уроки, когда все вперемешку. Недавно был урок биологии-эстетики. Накрыли два стола, одна команда защищала пищу здоровую, другая постаралась так, чтоб от одного только вида слюнки потекли. А потом дружно все объелись. Съели и красивое, и полезное, без разбору.
Спрашиваю: "А какие блюда запомнились больше?". Улыбаются: "Ну, самое вкусное, сладкое..."
Что вкуснее, то и тянет, того и хочется. И прививая детям вкусы и нравы, наверное, не стоит недооценивать их реальный аппетит.
Пока мы с директором школы еще беседовали об этике как таковой, в тесной маленькой рекреации кто-то дрался. Я, наверное, со времен своих школьных лет не видела подобной драки. Кто дерется - было не видно, из-за мальчишек разного роста и возраста, плотным кольцом обступивших поле боя. Их объединяло самое неприглядное и для подростка самое вожделенное - запрещенное. И собственно говоря, разборка ведь явление нормальное. В той или иной форме она регулирует наши друг с другом непростые отношения. Но рукоприкладство как средство выяснения этих отношений все же говорит об очень, очень их низком уровне. Если подростки хотят быть дикими, то бог с ними, пусть дерутся. Но не в школе! И не при людях!
Инцидент был более чем возмутителен - несвоевременен. Все закончилось тривиально. Учитель информатики, двигая локтями, пробрался в середину свалки, закинул зачинщика на плечо и заперся с ним в кабинете. Остальные разошлись сами, с видом недовольным. И что там было за дверью, никто не знает. Но, судя по выражению лица учителя информатики, ему пришлось пожертвовать некоторыми этическими принципами. А, может, и нет.
Директор, симпатичная, мягкая женщина, как могла, скрывала слезы. Они будто издеваются. Обрывают все связи с внешним миром, когда им только вздумается. Сбрасывают как надоевшую шапку с себя все, что, казалось бы, стало уже частью личности. Да какая там личность! Недоразумение. И будто сами во всем разберутся. А если и вправду сами? Но как с этим смириться человеку с педагогическим образованием? Как смириться с тем, что дети - дети, и, как ни бейся, больше они похожи на зверят неприрученных, чем на лицеистов девятнадцатого века?
Где этика, а где лишь "этикетка" можно только догадываться. И правда, где она настоящая, едва ли не призрак. Для того, кто хочет уловить ее и непременно отстоять, она оборачивается стороной обратной, и очень потом неудобно.
Школа одна из многих, но одна такая. В детской толчее мелькают похожие черты - старательно накрашенные губы старшеклассниц, суперспортивные куртки мальчишек, победные лица прошедших без сменной обуви... Даже вахтерши, засыпая на своем посту, ворчат что-то древнее, как мир, и этим тоже похожи на детей и друг на друга. А вот взрослые, быть может, оттого, что они на работе, запоминаются по-разному и как-то очень индивидуально. Одни всему найдут массу объективных обстоятельств, а другие готовы сами из себя выйти, чтобы что-то изменить.
Мы разные по отношению к жизни, поэтому и судьбы у школ разные.