Слишком сильного сломает, тихого затрет, двуличного порой подкупит, бедному всегда отрежет дорогу. Кто? Да никто - жизнь! Януш Корчак |
И снова побеждает красота
Последний день летнего лагеря в Таганрогской средней школе N16. Я быстро иду к школе, напоследок хочу показать мультик про Алладина. Все-таки опоздала. Все уже расходятся. В коридоре натыкаюсь на нескольких девчонок.
"Понравился лагерь-то?" - говорю, скрывая сама от себя смущение за опоздание.
"Не-ет, - слышу в ответ и удивляюсь. - Мало. Еще хочется".
А... тогда все становится на свои места.
Когда я первый раз оказалась в этом летнем лагере, то попала неожиданно для себя в удивительно добрую и светлую атмосферу. Игры, конкурсы и т.п. - все, как и в подобных лагерях. Но откуда это ощущение праздника, полета, какого-то небывалого для этой школы подъема (все классы здесь - коррекционные)? Потом узнаю, что "свои" привели с собой братьев, сестер младших и старших и даже друзей, (причем все участники лагеря здесь бесплатно). Так и создалась атмосфера полноценной большой семьи.
Летний школьный лагерь длился два месяца. Две смены по 20 дней, и все это время состав участников принципиально не менялся. А в конце второго месяца ребята смогли недельку подработать на уборке территории больницы неподалеку от школы. Куда вот только потратят они заработанные 700 рублей? Кто-то отдаст маме, а другой, может, купит сигарет или еще чего покрепче. Вот бы помочь ребятам потратить эти деньги на доброе... Свозить, например, в интересное путешествие. Ну, да это я так, мысли на будущее.
В школьном лагере был видеоклуб, точнее попытка его создать. Этим-то я и занималась.
Хотелось познакомить ребят с добрыми, конструктивными, в отличие от большинства ужастиков и боевиков, фильмами. Показать то красивое, что есть в мире и в человеке. Думала, что если заинтересуются хотя бы несколько человек, - и то дело. Так, впрочем, и получалось.
На просмотрах, в течение одного фильма аудитория менялась по много раз, трудно им высидеть, особенно в те моменты, где нужно внимательно и терпеливо вникать в суть, думать. Тут же начинают толкаться, переругиваться, а то и покурить убегают на улицу. Один раз смотрели "Планету сокровищ", мультик по мотивам "Острова сокровищ" Стивенсона, только океан там - космический, а действие поисходит в будущем. Про мальчишку. Он рос с матерью без отца. И однажды отправился как и его отец-астронавт в космическое путешествие на поиски спрятанных где-то на краю Галактики сокровищ. Много было приключений - опасных и невероятных. И в самые трудные моменты Джек вспоминает, как отец уходит к кораблю ... ночь... малыш бежит, спотыкается, падает, снова встает и пытается догнать отца ...Но тщетно, ...отец ушел. Теперь ему самому нужно строить себя, искать свой путь. Ребята затихли. Произошло что-то очень важное в их душах, все соединились в одном переживании...щемящее чувство потери и одновременно обретения, рождения надежды, какого-то внутреннего света. И вот сокровища найдены. Но Джек попал в переделку и может погибнуть.
Сокровища или жизнь Джека - этот выбор стоит перед Киборгом-коком, котороый успел из заклятого врага стать Джеку почти отцом, лучшим другом. И они верят, что Киборг выбирает Джека.
Хороший фильм. И может быть для кого-то из них преданность другу тоже станет самым драгоценным сокровищем.
Потом мы смотрели музыкальный фильм Уолтера Хилла "Перекресток". Я сама очень люблю красивую музыку, поэтому и решила попробовать увлечь ребят. Юджин - главный герой этого фильма - мальчишка, который мечтает стать настоящим блюзменом. Сначала он учится в музыкальной школе-интернате по классу гитары, блестяще играет классику. Но строгий педагог не ценит и даже жестко отчитывает своего подопечного, когда тот на экзамене заканчивает "Турецкий марш" Моцарта блюзовой импровизацией.
"Хорошо играет... я бываю на концертах... у меня же дочка музыкальную школу закончила", - говорит один из преподавателей. И словно отвечая на мой безмолвный вопрос, он продолжает:"А дальше надо думать, как обеспечить себе нормальную жизнь, получить высшее образование..." Мне кажется, что в его уста вложена социальная программа "быть не хуже других" и становится скучно и почему-то грустно. Почти беспросветно. А вдруг у этой девочки талант!? Почему родители так уверены в том, что они знают, что нужно их детям? Интересно, разговаривал ли отец этой девочки с педагогами в музыкальной школе о ее способностях? Вот если бы в такого рода учебных заведениях толковые специалисты работали с родителями потенциально талантливых ребят! Как важно, чтобы подросткам не мешали искать себя, свой путь и допускали разные его варианты. Не хлебом же единым... Есть еще и душа, и ей тоже нужна пища.
Случайно Юджин узнает о последней песне знаменитого мастера блюзов и решает найти ее и таким образом получить пропуск в мир настоящих музыкантов. Хранитель этой песни, как предполагает Юджин, - старый негр, знаменитый в прошлом мастер игры на губной гармошке. Мальчик находит его в доме для престарелых заключенных. Оказывается, что он давно, еще в молодости, на одном из перекрестков штата Миссисипи продал душу дьяволу в обмен на искусство игры и теперь хотел бы вернуть ее назад. Только вот стар уже и самому ему не добраться до этого таинственного перекрестка.
И вот, мальчик и старик вместе отправляются в путь в надежде, что каждый получит свое: Юджин - песню, которую обещал ему негр, если тот ему поможет, а старик негр - свободу и долгожданный душевный покой.
Наши герои отправляются в путь - приключения... и музыка, музыка, музыка.
Я сама увлеклась не на шутку. Только, вот, к сожалению, кроме меня зрителей почти не осталось. Один Костик-киноман смотрел от начала и до конца.
И снова перекресток. Теперь это - сцена. Чтобы освободить друга, Юджин (он же - Страстный мальчик) должен победить дьявола в лице рок-музыканта. И вот музыкальный поединок начался. Бешеные роковые пассажи, рев публики - все это перерастает в буйство, струны и нервы натянуты до предела. Решающий момент - Юджин должен ответить. Он обводит взглядом зрительный зал - белые, черные тела, извивающиеся в такт этой безумной музыке, одержимые страстью, вот мелькнуло самодовольное лицо самого сатаны - сейчас он тут главный. В душе у мальчика страх и смятение. Он встречается взглядом с глазами старика-негра. В них любовь и надежда.
И тут весь этот хаос прорезает вибрато - Страстный играет импровизацию на тему Паганини. Все замерло в напряженном внимании. Улыбка медленно сползла с губ Главного. Ну что ж, его власть закончилась. Поток музыки, льющийся прямо в души, своим светом смывает всю грязь...
И снова побеждает Красота. И Любовь.
Страстный спас душу друга и нашел свою. Свой мир, свою песню.
И снова думаю о тех, кто ушел. Кому не интересно. Впрочем, многие из этих ребят совсем не знают себя, тех способностей, которые запрятаны в глубине - в тайниках души. Как вам помочь, да и по силам ли это мне одной?
Чувствую себя причастной к вине всего взрослого мира перед вами. Как часто, еще совсем маленьких, мы вас бросаем, - не отвечая на многочисленные "почему?", не помогая воплотить в жизнь ваши часто непонятные и неблизкие нам самим мечты. И крошечные ростки гибнут или вырастают не розы, а шиповник, а то и чертополох.
В заключение мы смотрели красивую американскую сказку про Маугли. Фильм яркий, красочный. О том, как выросший в лесу, в диких условиях, но по-настоящему мужественный и добрый юноша полюбил девушку из общества. И это чистое, по-детски наивное, но искреннее чувство привело Маугли к людям, а может быть, вернуло его самому себе.
Этот фильм собрал самую большую аудиторию. Видно не хватает детям сказки доброй и красивой. Есть ли в их жизни мечта? Разве не зависит то, что мы делаем, от того, о чем мечтаем, к чему стремимся?!
Работая в школе психологом, я пробую разные формы работы с ребятами и педагогами. Идея видеоклуба, подсказанная фондом "Вдохновение", чью видеотеку я и использовала, подбирая фильмы, оказалась удачной. И вполне достойной продолжения и развития.
Как ребятам воплотить то хорошее состояние, вдохновение, которое пробуждается во время просмотра? Как помочь им реализовать доброе зерно в реальной жизни, найти свое место?
И хорошо, если это будет не только во время летнего лагеря. Сколько существует интернатов, школ, специализирующихся на объединении людей по принципу их ущербности или "элитности".
А почему бы не объединиться тем, кто хочет просто делать добрые дела, ищущим красоту и свет, творящим любовь в себе и вокруг?
Хотя, конечно, вопросов намного больше, чем ответов.