На путях к новой школе"
N 5, 2003 год
Привязка к местности
- Татьяна КАЛИНИНА
Пересекая границу сознания. Искусство диалога с Искусством
Наш постоянный автор - Татьяна Калинина - размышляет на вопросом: Как так получается, что искусство как форма познания мира и познания себя, несущее информацию, предельно значимую для человека, оказывается вне понимания подростков?
Надстройка
- Ричард СОКОЛОВ (Москва) Концепция освоения культуры
Когда самореализация и социализация сочетаются в нужных пропорциях, необходимость в традиционных "воспитательных мерах" просто отпадает, - считает один из старейших лидеров коммунарства Ричард Соколов. В статье автор показывает каким образом можно достичь этой гармонии.
- Юлия МАСЛОВА (Ростовская обл.) Школа, одна из многих
Зерновая школа N40 Зерноградского района, Ростовской области заслуженно славится эстетическим воспитанием. Своими впечатлениями от пребывания в этой школе делится наш корреспондент Юлия Маслова.
- Екатерина ПРОТАСОВА Детские музеи в Америке и Европе
"Вне школьных стен и без всякого принуждения, без выставления оценок осуществляется проверка законов физики, рисования, способов создания формы." - О безграничных возможностях, которые открываются перед детьми в детских музеях за рубежом рассказывает Екатерина Протасова.
- Сергей СКОРИКОВ (Ростовская обл.) Музей живой истории
Живая история, интерактивный музей, музейная педагогика, реконструкция личности прошлого - совершенно новые направления в науке и в музейной практике. Музей Живой Истории "Танаис" - одно из тех мест, где эти направления взяли свое начало. Наша публикация - о сегодняшнем дне "Танаиса".
Школа для подростка
- Валентина БЕЛИК (Краснодарский край) Формулы дружбы и человечная математика
"Я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе, где у многих началась подростковая пора".Учитель математики из Всероссийского Центра "Орленок" делится своим опытом работы с шестиклассниками.
- Р. Пирсиг (США) О творчестве и его качестве
Можно ли учить, не производя насилие ни над собой, ни над своими учениками? Предлагаемые фрагменты книги "Zen and Art of Motorcycle Maintenance"посвящены описанию и анализу личного опыта ее автора - опыта преподавания без оценок. Все начинается с оценок, продолжается их отменой, и заканчивается тем, что оценки не только остаются, но становятся Оценками - продуктом личностного творческого усилия.
- Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ (С.-Петербург) Не успеть или многознание впрок
Выступая против стандартов и программ в обучении автор заявляет: "Я против того, чтобы учителя выполняли функции автоматов быстрого питания, действующих в образовании по далеко не "здоровьесберегающим технологиям"".
Паноптикум подростковых странностей
- Дейв ГРОССМАН, Мария БИЛЬ (США) Их можно научить убивать
Автор книги "Остановите обучение детей убийству" Дейв Гроссман военный психолог и офицер отвечает на вопросы корреспондента газеты "Цайт"
- Валерий СОФИЛОВ Опасное безопасное замещение
Чего не хватает подросткам, начинающим употреблять наркотики? - Ответив на этот вопрос, возможно найти путь к профилактике опаснейшей угрозы.
Образование: символы, мифы, имена
- Ричард СОКОЛОВ (Москва) Судьба коммунарства
В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения Игоря Петровича Иванова - основателя коммунарского движения. Предлагаем вам вспомнить основные вехи истории коммунарства и поразмышлять о его перспективах.
- Александр СИДОРКИН (США) Эволюционная теория коллективного воспитания
Воспитательный коллектив есть ни что иное, как трансформированная, прирученная подростковая группа, где подростки контролируют друг друга, - но не как в "дикой" группировке, а в соответствии с образовательными и воспитательными задачами, поставленными взрослыми - считает доцент Государственного Университета Боулинг Грин (США).
- Дмитрий ГАВРИЛОВ Традиционные народные игры и обряды в воспитании детей
Русская традиция за века своего существования сумела выработать немало различных способов и приёмов передачи мировоззренческих знаний и социокультурных навыков от старших членов общества к младшим. Некоторые из них описываются в статье.
Агентство педагогических приключений
- Александр ТРАПЕР (С.-Петербург) Праздники во дворе своими руками
В практике Санкт-Петербургской Детской региональной общественной организации "Форпост культуры" есть опыт проведения различных дворовых мероприятий: "Игры Снежного Барсика", "День Маркизовой лужи", "Игры Желтого Листика". О слагаемых праздника рассказывает руководитель Форпоста Александр Трапер.
Я - свой? Для кого?
- Александр СУВОРОВ (Москва - Туапсе, Краснодарского края) Профилактика социальных взрывов
В публикуемом отрывке из рецензии на социально-педагогическую программу Юрия Устинова "Школа спасателей" обозначена серьезная проблема: "Одной из существенных причин многих детских бед, является отсутствие их контактов с педагогически ориентированными самоорганизующимися и самоуправляемыми группами сверстников."
- Елена БОЛТАЕВА И снова побеждает красота
"В школьном лагере был видеоклуб, точнее попытка его создать. Хотелось познакомить ребят с добрыми, конструктивными, в отличие от большинства ужастиков и боевиков, фильмами." - вспоминает психолог из Таганрога Елена Болтаева.
Интернетура
- Михаил КОРДОНСКИЙ, Татьяна ПОЛЯНОВСКАЯ (Одесса) Дети и музеи
В какой музей мы поведем своих учеников? Интернет нам может помочь ответить на этот вопрос. Во-первых, мы можем использовать его как справочник по реальному миру. Во-вторых, посетить виртуальный музей в сетевом пространстве. А сориентироваться в "сети" помогут ведущие рубрики "Интернетура".
Привязка к местности
Наш постоянный автор - Татьяна Калинина - размышляет на вопросом: Как так получается, что искусство как форма познания мира и познания себя, несущее информацию, предельно значимую для человека, оказывается вне понимания подростков?
Надстройка
Когда самореализация и социализация сочетаются в нужных пропорциях, необходимость в традиционных "воспитательных мерах" просто отпадает, - считает один из старейших лидеров коммунарства Ричард Соколов. В статье автор показывает каким образом можно достичь этой гармонии.
Зерновая школа N40 Зерноградского района, Ростовской области заслуженно славится эстетическим воспитанием. Своими впечатлениями от пребывания в этой школе делится наш корреспондент Юлия Маслова.
"Вне школьных стен и без всякого принуждения, без выставления оценок осуществляется проверка законов физики, рисования, способов создания формы." - О безграничных возможностях, которые открываются перед детьми в детских музеях за рубежом рассказывает Екатерина Протасова.
Живая история, интерактивный музей, музейная педагогика, реконструкция личности прошлого - совершенно новые направления в науке и в музейной практике. Музей Живой Истории "Танаис" - одно из тех мест, где эти направления взяли свое начало. Наша публикация - о сегодняшнем дне "Танаиса".
Школа для подростка
"Я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе, где у многих началась подростковая пора".Учитель математики из Всероссийского Центра "Орленок" делится своим опытом работы с шестиклассниками.
Можно ли учить, не производя насилие ни над собой, ни над своими учениками? Предлагаемые фрагменты книги "Zen and Art of Motorcycle Maintenance"посвящены описанию и анализу личного опыта ее автора - опыта преподавания без оценок. Все начинается с оценок, продолжается их отменой, и заканчивается тем, что оценки не только остаются, но становятся Оценками - продуктом личностного творческого усилия.
Выступая против стандартов и программ в обучении автор заявляет: "Я против того, чтобы учителя выполняли функции автоматов быстрого питания, действующих в образовании по далеко не "здоровьесберегающим технологиям"".
Паноптикум подростковых странностей
Автор книги "Остановите обучение детей убийству" Дейв Гроссман военный психолог и офицер отвечает на вопросы корреспондента газеты "Цайт"
Чего не хватает подросткам, начинающим употреблять наркотики? - Ответив на этот вопрос, возможно найти путь к профилактике опаснейшей угрозы.
Образование: символы, мифы, имена
В этом году исполнилось 80 лет со дня рождения Игоря Петровича Иванова - основателя коммунарского движения. Предлагаем вам вспомнить основные вехи истории коммунарства и поразмышлять о его перспективах.
Воспитательный коллектив есть ни что иное, как трансформированная, прирученная подростковая группа, где подростки контролируют друг друга, - но не как в "дикой" группировке, а в соответствии с образовательными и воспитательными задачами, поставленными взрослыми - считает доцент Государственного Университета Боулинг Грин (США).
Русская традиция за века своего существования сумела выработать немало различных способов и приёмов передачи мировоззренческих знаний и социокультурных навыков от старших членов общества к младшим. Некоторые из них описываются в статье.
Агентство педагогических приключений
В практике Санкт-Петербургской Детской региональной общественной организации "Форпост культуры" есть опыт проведения различных дворовых мероприятий: "Игры Снежного Барсика", "День Маркизовой лужи", "Игры Желтого Листика". О слагаемых праздника рассказывает руководитель Форпоста Александр Трапер.
Я - свой? Для кого?
В публикуемом отрывке из рецензии на социально-педагогическую программу Юрия Устинова "Школа спасателей" обозначена серьезная проблема: "Одной из существенных причин многих детских бед, является отсутствие их контактов с педагогически ориентированными самоорганизующимися и самоуправляемыми группами сверстников."
"В школьном лагере был видеоклуб, точнее попытка его создать. Хотелось познакомить ребят с добрыми, конструктивными, в отличие от большинства ужастиков и боевиков, фильмами." - вспоминает психолог из Таганрога Елена Болтаева.
Интернетура
В какой музей мы поведем своих учеников? Интернет нам может помочь ответить на этот вопрос. Во-первых, мы можем использовать его как справочник по реальному миру. Во-вторых, посетить виртуальный музей в сетевом пространстве. А сориентироваться в "сети" помогут ведущие рубрики "Интернетура".
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 5 2003 г
|
Дизайн-макет: Татьяна Скроденис.
Рисунки: Юлия Лушникова (СПб), Юлия Маслова (Таганрог).
Фото: Юрий Домрачев (Ульяновск), Игорь Хомутов (М), Дмирий Яновский (СПб); из архивов: фонда "Вдохновение" (Таганрог), Виолетты Хрящевой (Р-Д).
Использованы творческие работы воспитанников клуба "Новые возможности" (Р-Д).
Иллюстрации: Александр Четверкин (И. Гатауллин "Семь плюс семь", Ульяновск,1997).
Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"
Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585