На путях к новой школе"
N 3, 2003 год
Привязка к местности
- Светлана КАТАРГИНА, Мария МИРКЕС (Красноярск) Сиротство: попытка увидеть монстра целиком
Во втором номере нашего журнала за 2003 год мы анонсировали научно-практическую конференцию "Современные подходы к решению проблем детей, утративших родительскую опеку", которая прошла в апреле в г. Железногорске. Приводим один из аналитических докладов, который дает новый поворот в дискуссии на тему - реально ли решить проблему сиротства в России?
Школа для подростка
- Сергей КУРГАНОВ (Харьков) Начало истории
Как должна строиться подростковая Школа диалога культур? Представляем очередную статью нашего постоянного автора Сергея Курганова.
Это описание программы введение в историю, предваренное кратким обоснованием и подробные стенограммы нескольких первых уроков-диалогов по введению в историю мировой культуры.
- Алексей КУШНИР (Москва) Здравый смысл и природа педагогической системности
В уникальной методике обучения иностранному языку Алексей Кушнир переносит основной акцент обучения с технических навыков на реальную информацию, на содержательную сторону обучения. Тем самым разрешается, на первый взгляд, не решаемая задача: сформировать навык без специального обучения навыку.
Надстройка
- Халь КОК (Копенгаген) Что такое демократия?
Предлагаем вашему вниманию страницы небольшой книги, написанной в 1945 году и относительно недавно переведенной на русский язык. Автор ее датчанин, участник сопротивления, историк церкви и знаменитый деятель движения народных школ. По его мнению, демократия создается не политикой, а педагогикой. Не победами над идейным врагом, а терпеливым участием и умением слышать и понимать другого.
- Виктор ГРОМОВОЙ (Кировоград) Прекратить бояться власть
Директор гимназии им. Т.Г.Шевченко из Кировограда делится своими впечатлениями от доклада Экс-Президента Ирландии, Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон на III съезде Всемирной конфедерации директоров школ в Бостоне: "Со времени ее выступления прошло три года, но все еще вдохновляют к работе ее слова про "великую миссию" директоров школ создать в "нашем глобальном селе" всемирную сеть гражданского образования."
Образование: символы, мифы, имена
- Симон СОЛОВЕЙЧИК (Москва) "Чтобы изменить школу потребуется 75 лет..."
13 июля 1989 года во Всероссийском лагере "Орленок" состоялась встреча ребят-комсомольцев с известным педагогом-публицистом Симоном Львовичем Соловейчиком. Краткая стенограмма того вечера дает возможность снова пережить незабываемые минуты общения на пределе откровенности.
Агентство педагогических приключений
- Михаил ИВАНОВ (Санкт-Петербург) Если бы его не было.
М.Г.Иванов - директор лицея при Физико-Техническом Институте имени А.Иоффе, один из основателей и руководителей клуба "Шаги". 40-летию клуба посвящается эта публикация.
- Александр ГЕРБИН и др.(Санкт-Петербург) Иметь идеалы
Из пьесы "Случайный процесс", написанной к 20-летию клуба "Шаги", (1984 г.)
- Мария РУЗИНА (Санкт-Петербург) Простые открытия
О геологе Михаиле Федоровиче Карчевском и о созданном им уникальном лагере "Непоседа" в Санкт-Петербурге наслышаны многие. Здесь под руководством ученых подростки занимаются исследованиями в различных областях наук. Мария Рузина - руководитель секции психологии - рассказывает о том, какие открытия этим летом сделали ее воспитанники.
Паноптикум подростковых странностей
- Ли КЭРРОЛЛ, Джен ТОУБЕР (США) Знакомьтесь: феномен Индиго
Последнее время все чаще и чаще можно услышать от опытных педагогов - дети стали какие-то не те, не то, что были раньше...
Американские психологи Ли Кэрролл и Джен Троубер много лет изучали проблемы детей "нового поколения". Их книга "Дети Индиго", выдержки из которой мы вам предлагаем, содержит довольно необычное, но имеющее право на существование, объяснение этого феномена.
Я - свой? Для кого?
- Александр СУВОРОВ (Москва-Туапсе) Мой опыт на его Тропе
Александр Васильевич Суворов, при том что природа в раннем детстве лишила его зрения и слуха, являясь профессором Университета Российской академии образования, ведет активнейшую научную, творческую и педагогическую деятельность. В публикуемых заметках Суворов рассказывает о своем опыте изучения системы социоприродной терапии талантливого педагога Юрия Устинова.
- Виолетта ХРЯЩЕВА (Ростов-на-Дону) Они приходят проверить нас на человечность
Сейчас появилось много разных методик по реабилитации и социальной адаптации инвалидов по психическим заболеваниям. Вопрос только в том, кто и в каких формах сможет этот опыт претворить в жизнь в условиях нашей достаточно тяжелой жизни. Приглашаем познакомиться с опытом работы подросткового клуба для детей-инвалидов, который недавно появился в Ростове.
Интернетура
- Михаил КОРДОНСКИЙ (Одесса) Интернет и дети-инвалиды (обзор сайтов)
Ссылки, которые приводит Михал Кордонский в этом обзоре, помогут сориентироваться тем, кто ищет единомышленников для решения проблем детей-инвалидов.
Другими словами
- Ирек ГАТАУЛЛИН (Ульяновск) А все-таки она вертится
Ирек Гатауллин в Ульяновске личность весьма известная. Уже не один десяток лет серьезный управляющий солидного промышленного предприятия проводит все свое свободное время с ребятами из Ульяновского юношеского клуба самодеятельной песни, ходит с ними в походы, помогает в организации концертов. А еще Ирек пишет для ребят книги - о дружбе, юношеской любви, о светлых и добрых чувствах.
Привязка к местности
Во втором номере нашего журнала за 2003 год мы анонсировали научно-практическую конференцию "Современные подходы к решению проблем детей, утративших родительскую опеку", которая прошла в апреле в г. Железногорске. Приводим один из аналитических докладов, который дает новый поворот в дискуссии на тему - реально ли решить проблему сиротства в России?
Школа для подростка
Как должна строиться подростковая Школа диалога культур? Представляем очередную статью нашего постоянного автора Сергея Курганова. Это описание программы введение в историю, предваренное кратким обоснованием и подробные стенограммы нескольких первых уроков-диалогов по введению в историю мировой культуры.
В уникальной методике обучения иностранному языку Алексей Кушнир переносит основной акцент обучения с технических навыков на реальную информацию, на содержательную сторону обучения. Тем самым разрешается, на первый взгляд, не решаемая задача: сформировать навык без специального обучения навыку.
Надстройка
Предлагаем вашему вниманию страницы небольшой книги, написанной в 1945 году и относительно недавно переведенной на русский язык. Автор ее датчанин, участник сопротивления, историк церкви и знаменитый деятель движения народных школ. По его мнению, демократия создается не политикой, а педагогикой. Не победами над идейным врагом, а терпеливым участием и умением слышать и понимать другого.
Директор гимназии им. Т.Г.Шевченко из Кировограда делится своими впечатлениями от доклада Экс-Президента Ирландии, Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон на III съезде Всемирной конфедерации директоров школ в Бостоне: "Со времени ее выступления прошло три года, но все еще вдохновляют к работе ее слова про "великую миссию" директоров школ создать в "нашем глобальном селе" всемирную сеть гражданского образования."
Образование: символы, мифы, имена
13 июля 1989 года во Всероссийском лагере "Орленок" состоялась встреча ребят-комсомольцев с известным педагогом-публицистом Симоном Львовичем Соловейчиком. Краткая стенограмма того вечера дает возможность снова пережить незабываемые минуты общения на пределе откровенности. Агентство педагогических приключений
М.Г.Иванов - директор лицея при Физико-Техническом Институте имени А.Иоффе, один из основателей и руководителей клуба "Шаги". 40-летию клуба посвящается эта публикация.
Из пьесы "Случайный процесс", написанной к 20-летию клуба "Шаги", (1984 г.)
О геологе Михаиле Федоровиче Карчевском и о созданном им уникальном лагере "Непоседа" в Санкт-Петербурге наслышаны многие. Здесь под руководством ученых подростки занимаются исследованиями в различных областях наук. Мария Рузина - руководитель секции психологии - рассказывает о том, какие открытия этим летом сделали ее воспитанники.
Паноптикум подростковых странностей
Последнее время все чаще и чаще можно услышать от опытных педагогов - дети стали какие-то не те, не то, что были раньше...
Американские психологи Ли Кэрролл и Джен Троубер много лет изучали проблемы детей "нового поколения". Их книга "Дети Индиго", выдержки из которой мы вам предлагаем, содержит довольно необычное, но имеющее право на существование, объяснение этого феномена.
Я - свой? Для кого?
Александр Васильевич Суворов, при том что природа в раннем детстве лишила его зрения и слуха, являясь профессором Университета Российской академии образования, ведет активнейшую научную, творческую и педагогическую деятельность. В публикуемых заметках Суворов рассказывает о своем опыте изучения системы социоприродной терапии талантливого педагога Юрия Устинова.
Сейчас появилось много разных методик по реабилитации и социальной адаптации инвалидов по психическим заболеваниям. Вопрос только в том, кто и в каких формах сможет этот опыт претворить в жизнь в условиях нашей достаточно тяжелой жизни. Приглашаем познакомиться с опытом работы подросткового клуба для детей-инвалидов, который недавно появился в Ростове.
Интернетура
Ссылки, которые приводит Михал Кордонский в этом обзоре, помогут сориентироваться тем, кто ищет единомышленников для решения проблем детей-инвалидов.
Другими словами
Ирек Гатауллин в Ульяновске личность весьма известная. Уже не один десяток лет серьезный управляющий солидного промышленного предприятия проводит все свое свободное время с ребятами из Ульяновского юношеского клуба самодеятельной песни, ходит с ними в походы, помогает в организации концертов. А еще Ирек пишет для ребят книги - о дружбе, юношеской любви, о светлых и добрых чувствах.
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 4 2003 г
|
Дизайн-макет: Татьяна Скроденис.
Рисунки: Юлия Лушникова (СПб), Юлия Маслова (Таганрог).
Фото: Юрий Домрачев (Ульяновск), Игорь Хомутов (М), Дмирий Яновский (СПб); из архивов: фонда "Вдохновение" (Таганрог), Виолетты Хрящевой (Р-Д).
Использованы творческие работы воспитанников клуба "Новые возможности" (Р-Д).
Иллюстрации: Александр Четверкин (И. Гатауллин "Семь плюс семь", Ульяновск,1997).
Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"
Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585