| |
Сетевое образовательное сотрудничество
| |||
Проект "Сетевое образовательное сообщество"("Virtual Learning Community" - VLC)
объединяет преподавателей и сотрудников еврейских учебных заведений и образовательных программна территории бывшего СССР
Подписка на участие в проекте открыта на сайте Педагогического клуба НЕШ | |||
|
Все мы - разные, проблемы - общие
В настоящее время в систему еврейского образования на территории бывшего СССР входят более 75 дневных еврейских общеобразовательных школ, около 200 воскресных школ и множество различных образовательных программ (кружков, клубов) для всех возрастных групп, действующих при различных еврейских культурных и религиозных центрах.
Организационные признаки еврейских учебных заведений и программ, то есть структуры, способствовавшие их открытию и осуществляющие поддержку, - различны.
Различаются дневные школы и по составу предметов так называемого "еврейского цикла" (или "этнокультурного компонента") - в одних изучаются только три предмета (иврит, история еврейского народа, традиция), в учебный план других включены еще и еврейская литература, классический иврит, география Израиля, идиш, еврейские танцы и др.
Учебные программы воскресных школ и всевозможных образовательных программ также различаются между собой: от полуторачасовой встречи раз в неделю до полного учебного дня, включающего изучение иврита, еврейской истории, танца и музыки.
С другой стороны, анализ деятельности различных еврейских учебных заведений показывает, что их сотрудникам и руководителям приходится сталкиваться практически с одним кругом проблем:
- Отсутствие стратегии еврейского образования для диаспоры;
- Отсутствие адаптированных учебных программ для стран бывшего СССР;
- Отсутствие современных адаптированных учебных пособий;
- Удаленность учебных заведений от крупных образовательных центров;
- Внутренняя замкнутость учебных заведений отдельных регионов;
- Различная идеологическая направленность еврейских школ;
- Трудности повышения квалификации преподавателей еврейских школ;
- Трудности лицензирования еврейских учебных заведений.
Наиболее эффективными условиями решения этих проблем, с нашей точки зрения, являются отработка новых моделей содержания еврейского образования, новых организационно-правовых форм еврейских образовательных институтов, новых моделей управления образованием, а также внедрение сетевого характера взаимодействия еврейских образовательных институтов.
Виртуальная община
С ноября 2001 года на базе Педагогического клуба "Новая еврейская школа" совместно с Фондом развития еврейских общин в России и на Украине (Нью-Йорк) и Еврейским агентством (Иерусалим) при поддержке Федерации еврейских общин Нью-Йорка мы начали внедрять ряд технологий сетевого взаимодействия с целью создания Сетевого образовательного сообщества сотрудников еврейских учебных заведений бывшего СССР и других стран диаспоры. Проект получил название Virtual Learning Community.
Деятельность проекта началась с открытия нескольких тематических листов рассылки учебно-методических и дискуссионных материалов. В то же время при поддержке отдела образования Еврейского агентства (Иерусалим) была опробована технология организации виртуальных семинаров и конференций.
В ходе развития проекта начало складываться общее информационное пространство Виртуальной общины, позволяющее ее участникам:
- предоставлять информацию о своей индивидуальной деятельности другим участникам сети;
- получать информацию о деятельности других участников сети;
- создавать собственные каналы информации;
- становиться частью других информационных каналов.
Некоторые участники виртуальной общины прошли обучение на нескольких семинарах по повышению квалификации преподавателей еврейских школ.
Полученный в результате первых месяцев работы проекта опыт организации совместного виртуального общения позволил организовать работу Объединенной экспериментальной группы по преподаванию Книги Рут (апрель - июнь 2002). Результатом деятельности группы стал сборник учебно-методических материалов по Свитку Рут и празднику Шавуот "С полей Моава", который будет издан летом 2003 года.
В настоящее время проект VLC объединяет более 250 преподавателей и сотрудников еврейских и нееврейских учебных заведений и образовательных программ из стран бывшего СССР и других стран Диаспоры.
Проекты в сети
В 2002-2003 учебном году в рамках развития деятельности Виртуальной общины был организован ряд мини-проектов, в частности:
- составление сборника текстов и упражнений по преподаванию Книги Ионы;
- обсуждение учебников по истории еврейского народа;
- обсуждение программы по истории еврейского народа (составленной, кстати, также с применением технологии сетевого сотрудничества);
- обмен художественными и методическими материалами по темам, связанным с еврейскими праздниками.
Участники каждой группы имеют возможность:
- познакомиться с различного рода материалами, готовыми к использованию на уроках т.н. еврейского цикла;
- обмениваться опытом преподавания с коллегами-участниками проекта;
- представлять собственные учебно-методические материалы;
- получать консультации у специалистов по истории еврейского народа, традиции, иврита, литературы и других предметов;
- стать участником редакционной группы готовящихся к выпуску изданий;
- опубликовать свои материалы в итоговых сборниках мини-проектов и/или в педагогическом альманахе "Новая еврейская школа".
Результаты деятельности проекта и различные дискуссионные и инфомрационные материалы публикуются на сайте проекта . На сайте активно работают форумы, на которых можно обсудить работу проекта и/или предложить новую тему для обсуждения или просто для знакомства.
Некоторые результаты
Результатом первых лет работы проекта можно считать создание условий для сетевого взаимодействия образовательных учреждений, входящих в систему еврейского образования в бывшем СССР, среди которых:
- возможность проявления собственной инициативы участников проекта;
- обеспечение коллективной поддержки и оценки инициативы;
- возможность участия в поддержке и оценке других инициатив;
- возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности проекта (сообщества);
- возможность представлять совместную деятельность;
- возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.
Подводя итоги этого этапа нашей работы, можно выделить основные задачи дальнейшего развития сетевого взаимодействия участников проекта VLC:
- разработка системы ресурсного (финансового) обеспечения сетевого взаимодействия и развития инновационного центра повышения квалификации сотрудников еврейского образования;
- отработка схемы сетевой экспертизы, в том числе, результатов апробации новых программ и учебников для дневных еврейских школ;
- апробация системы управления сетевым взаимодействием.
И в заключение приглашаем вас, коллеги, присоединиться к формирующемуся Сетевому образовательному сообществу.