Профилизация обучения - одна из самых обсуждаемых сегодня тем. Отношения к ней бытуют противоположные. В дискуссиях звучат разные аргументы. Практика же показывает, что если дело делается с умом и уважением к детям, коллегам, к местному сообществу, то оно оказывается всегда успешным, как его не называй. И тогда рождаются множественные варианты помощи детям в самых непростых ситуациях сложившейся вокруг них жизни. Некоторое время назад в "Сельской школе со всех сторон" публиковалась статья А.А.Остапенко о вариативности подходов к профильной школе на селе. Сегодня мы цитируем выдержку из его работы, уже связанной с разработкой проектов нормативной документации. Так что и из идей сетевой организации образования уже намечаются административные проекты. Впрочем, вероятно, что их, в случае успешного утверждения наверху, будут вводить в традиционную логику директивного воплощения, где даже над самым дельным документом висит угроза превращения в свою противоположность. Поживем - увидим. | |
Модели профильного обучения в сельской школе
Цели и задачи профильного обучения
Профильное обучение призвано обеспечить:
1) углубленное изучение учащимися отдельных дисциплин программы полного общего образования;
2) подготовку к получению высшего профессионального образования;
3) успешную социализацию учащихся;
4) возможность построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) разработать программы профильного обучения (обеспечивающие углубленное изучение предметов, возможности для поступления в ВУЗ, успешную социализацию и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий);
2) провести согласование этих программ с ВУЗами и родителями учащихся, т.е. профессиональное согласование по условиям входа в ВУЗ и общественное согласование;
3) провести сертификацию образовательных учреждений или групп образовательных учреждений, а также учителей на предмет возможности реализации ими программ профильного обучения;
4) провести предпрофильную подготовку 9-ти классников, позволяющую им сделать обоснованный выбор программы (программ) профильного обучения;
5) провести эксперимент по освоению программ профильного обучения;
6) приступить к широкомасштабной реализации профильного обучения в России.
Типовые ситуации по количеству школ в населенном пункте
Наиболее типичными для нашей страны являются следующие ситуации:
А. В одном населенном пункте (или в близлежащих) находится несколько крупных школ.
В. В одном населенном пункте (или в близлежащих) находится одна крупная и несколько полных или малочисленных школ.
С. В одном населенном пункте (или в близлежащих) имеется одна крупная школа.
D. В одном населенном пункте (или в близлежащих) имеется одна полная или малочисленная школа.
Таким образом, общее количество типичных вариантов сводится к четырем основным. В данной типологии речь идет о школах, осуществляющих обучение по программам полного среднего общего образования.
Основные организационные модели профильного обучения
Имеет смысл выделить четыре основные модели профильного обучения в сельских школах: две межшкольные (сетевые) и две внутришкольные. Они таковы.
a. Межшкольное распределение профилей между несколькими школами, которые можно назвать однопрофильными. При этом возможен вариант наличия непрофильных (универсальных) школ, не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.
b. Межшкольное распределение профилей, при котором школы являются двух- (и более) профильными. Это возможно при малом количестве школ (как правило, две школы). Разновидностью этой модели является подмодель многопрофильной школы, являющейся для села ресурсным центром. Тогда профильные классы в данном населенном пункте имеются только в этой школе.
с. Межклассное распределение профилей внутри одной школы. Тогда такая школа называется многопрофильной. При этом возможен вариант наличия непрофильных (универсальных) классов, не предполагающих углубленного (или расширенного) обучения.
d. Разновозрастное распределение профилей, предполагающее создание разновозрастных (состоящих из учеников 9-11 классов) учебных групп. Данная модель предложена нами ранее в рамках федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ.
Далее попробуем свести в единую схему все варианты ситуаций с вариантами моделей.