Модульная организация образования в сельском районе
В основе нашего эксперимента лежит положение о том, что субъектом гарантий конституционного права граждан на образование выступает не отдельная сельская школа, а система образования района. Такое смещение акцента позволяет развязать чрезвычайно сложную проблему качества обучения в сельской местности и учета индивидуальных особенностей и интересов детей.
Очно-заочная разнопрофильная школа
Основные причины, препятствующие дифференциации учебного процесса в сельской школе известны: недостаток педагогов соответствующей квалификации, слабая материальная база и ограниченность ресурсов. В каждой отдельной школе эти причины становятся непреодолимы. Но изменив подход к решению проблемы, ее оказывается вполне возможно решить в масштабе образовательной системы района.
С этой целью с сентября 2002 года в Ставищенском районе была создана районная очно-заочная разнопрофильная школа. Она выступает как образовательный модуль, обеспечивающий дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин в основной школе.
Открытию школы предшествовал серьезный анализ образовательных запросов учеников сельских школ и их родителей. В результате было создано 47 межшкольных факультативов для учеников 7-9 классов сельских школ по 15 учебным дисциплинам.
Рабочий учебный план очно-заочной школы включил 140 часов еженедельно. Занятия посещают 465 учеников, что составляет примерно 30% детей этого возраста. Руководителями факультативов приглашены лучшие преподаватели района.
Благодаря освоению проектно-модульной системы организации образования, небольшой сельский район получил в свое распоряжение систему общего образования, которую мог себе позволить только достаточно большой город.
Итак, очно-заочная школа представляет собой совокупность межшкольных факультативов и курсов по выбору, организованных на базе тех общеобразовательных школ района, которые имеют достаточную материальную базу, высококвалифицированных специалистов и, как правило, старшую профильную школу.
Для создания межшкольных факультативов и курсов по выбору используются часы вариативной части рабочих учебных планов общеобразовательных школ района по просьбе их педагогических советов.
Объем учебного плана очно-заочной школы, перечень учебных предметов, персональный состав руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору определяется отделом образования и оформляется соответствующим приказом.
Сеть межшкольных факультативов и курсов по выбору создается на основе анализа образовательных запросов учеников и их родителей, предложений педагогов и образовательных учреждений. Ежегодно к 15 сентября обобщенную информацию об этом подает в отдел образования Центр социально-педагогической диагностики и мониторинга.
Учеба в заочной форме (самостоятельное выполнение заданий) занимает меньшую часть времени обучения в ОЗШ. Больше 50% учебного времени дети занимаются в очной форме (занятия в группах и индивидуальные консультации).
Продолжительность групповых занятий - 45 минут. В один день может проводиться до трех занятий. Групповые занятия, как правило, проводятся в выходные дни или во время каникул.
Обучение ведется по авторским программам, проходящим экспертизу в районном методическом кабинете.
Кроме учебных занятий широко практикуется проведение конкурсов, олимпиад, выставок, семинаров, ученических конференций.
Учеников зачисляют в очно-заочную школу на основе устного или письменного заявления родителей. После этого составляют списки групп того или иного межшкольного факультатива.
Перед зачислением учеников проводятся тестирования, собеседования и иная дополнительная работа с целью изучения их мотивации к обучению и возможностей учиться в той или иной группе. На основе полученной информации ребятам рекомендуют образовательные учреждения и факультативы, которые могут наиболее полно удовлетворить их запросы.
Хотя общее руководство очно-заочной школой - прерогатива отдела образования, непосредственное управление осуществляет совет очно-заочной школы, в состав которого входят делегированные педагогическими советами представители образовательных заведений, где действуют межшкольные факультативы и курсы по выбору. Работу совета школы координирует ее глава, которого назначает отдел образования.
Решения совета очно-заочной школы (в пределах его компетенции) обязательны для выполнения всеми участниками образовательного процесса и оформляются приказом отдела образования.
При райметодкабинете создается районное методическое объединение руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору, действующее на основе собственного плана работы.
Финансирование очно-заочной школы осуществляется как за счет бюджетных средств, выделенных на содержание образования района, так и внебюджетных. Для организации работы используется имеющаяся материальная база учебных заведений и иных учреждений по их согласию. По желанию родителей могут создаваться платные межшкольные факультативы и курсы по выбору.