Служба "Гайденс" исторически возникла как ответ на необходимость помогать подросткам решать их проблемы, не разрешаемые в рамках традиционного школьного обучения. Служба постепенно переросла в сеть, увязывающую взрослых-профессионалов, готовых вместе оказать помощь подростку. Модераторами сети, способными общий ресурс направить на поддержку ребенка, являются тьюторы, консультанты, классные наставники (эта должность по разному называется в разных странах). В российской ситуации эта роль могла бы быть ближе классным руководителям (классным воспитателям), если бы сложилась вся система поддержки детей. | |
Спасательные круги службы "Гайденс"
В мировой системе образования широко известен термин "school-counselling and guidance" - школьное консультирование и руководство. Первоначально служба "guidance" появилась в Америке и корни ее уходят в начало века. На начальном этапе своего развития система затрагивала, в основном, учащихся старших классов и связана была с профессиональной ориентацией. Примерно в 60-70-х годах ХХ века "Гайденс" как система педагогической поддержки стала бурно развиваться во многих странах и приобретать нормативный регулируемый характер.
В настоящее время комплексная модель системы педагогической помощи и поддержки предусматривает рассмотрение трех сфер деятельности специалиста-консультанта-тьютора.
К личностной (социальной) сфере относится изучение личности ученика и помощь в ее развитии (проблемы самооценки, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями и др.).
К академической (учебной) сфере - овладение учебными навыками и академические достижения учащихся, подбор учебных программ, соответствующих потребностям и индивидуальному стилю обучения ребенка.
К сфере карьеры (экономической) - профориентация, выбор дальнейшего жизненного пути, дальнейшее образование учащихся.
Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не только о помощи детям, имеющим проблемы с развитием или здоровьем. Мы говорим о том, что эта общеобразовательная задача касается всех без исключения учащихся.
Центром всей структуры является учитель-предметник и его ученики. В ближайшем круге находятся те, кого мы называем тьюторами или классными руководителями. Это учитель, который закреплен за одним классом. Он ведет специально предусмотренные расписанием часы личностного и социального развития, профессионального консультирования. Есть курсы, которые называются "Воспитание гражданина". Кроме этого, к тьютору могут обращаться учителя-предметники, родители, чтобы обсудить как проблемы учащихся, так и свои собственные, которые непосредственно связаны с детьми.
Еще тьюторы в большинстве случаев занимаются внеурочной досуговой деятельностью. В некоторых школах в их обязанности входит осуществление мониторинга (наблюдения за развитием учеников и фиксирование результатов своих наблюдений по специальной форме). Помимо нагрузки в рамках системы педагогической поддержки, такой классный руководитель ведет учебный предмет.
В следующем круге - специалисты, которые работают внутри школы. Они входят в школьный коллектив. В большинстве своем это тоже учителя-предметники, но получившие специальную подготовку. Это может быть специализация в компенсирующем обучении, в социализации учащихся, в половом воспитании и т.д.
Но в некоторых случаях оказываются нужны внешние консультанты. Они могут быть из института, который готовит педагогов, или это специалисты по поведенческим и другим проблемам учеников. К внешкольным специалистам можно отнести тех, кто занимается психическим здоровьем учащихся, специалистов по профориентации, агентства и бюро обслуживания, которые готовы помогать семьям в решении проблем, работников местного полицейского отделения, службы по защите прав ребенка, многочисленные социальные службы по поддержке детей с особыми потребностями и т.д.
Важно воспринимать эти круги как взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие работу всего механизма. Это происходит благодаря тому, что тьютор совмещает в себе:
- координатора, помогающего связать в единую систему поддержки ребенка специалистов вне и внутри школы;
- консультанта учащихся, родителей, педагогов (первым он помогает в выявлении своих способностей и возможностей, вторым - в понимании детей);
- исследователя, изучающего развитие личности ребенка;
- преподавателя уроков жизненной ориентации (превентивная деятельность по предотвращению всевозможных отклонений в поведении через фронтальную работу с учениками);
- методиста, помогающего работникам школы овладеть принципами и методикой "гайденс".
Кроме того, тьютор часто прибегает к помощи самих учеников для оказания поддержки сверстникам. Это, как правило, учащиеся, которые имеют в своем опыте перенесенные трудности и проблемы. Они собираются, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий, которые им пришлось переживать. Часто эти ребята оказывают серьезную поддержку сверстникам в повседневной школьной жизни.
Под руководством тьюторов весь школьный коллектив работает как слаженная команда, идет ли речь о таких проблемах ребенка, как злоупотребление наркотиками (алкоголем), неуспеваемость или плохие взаимоотношения со сверстниками.