Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ
Я - свой? Для кого?Я - свой? Для кого?

Слишком сильного сломает, тихого затрет, двуличного порой подкупит, бедному всегда отрежет дорогу. Кто? Да никто - жизнь!

Януш Корчак




Мария МИРКЕС

г. Красноярск

Социальное партнерство - реплики и комментарии

С одной стороны, уже очевидно, что государству не вынести ноши социальной ответственности, с другой стороны - как-то странно оно "происходит". Да и трудно отличить истинное социальное партнерство от рынка социальных услуг или просто "купи-продай по поводу детей-сирот и бабушек-старушек" (цитата из реплики одного из участников загадочного процесса формирования социальных партнеров).

Представленная Вашему вниманию статья - собрание реплик на обозначенную тему и некоторые комментарии автора. В качестве основного материала выбрано взаимодействие различных субъектов с детскими домами (пока не будем называть этих субъектов ни партнерами, ни как-либо еще, поскольку само называние - вопрос сложный!).

Такое сужение темы связано с личной историей автора - наше негосударственное образовательное учреждение уже три года сопровождает Детский дом. Мы обеспечиваем образовательную программу для сотрудников, помогаем в разработке концепции развития, у нас есть и совместные проекты.

Кто мы для Детского дома - шефы? научное руководство? партнеры? - хороший вопрос!

Детский дом за последние два года оброс знакомыми и друзьями - кто они? Какова их роль в развитии учреждения в целом и самих воспитанников? Зачем им Детский дом?

Для понимания сути происходящего вокруг "нашего" Детского дома и детских домов вообще мы и затеяли небольшое исследование, встретившись с различными действующими лицами и попробовав понять их видение происходящего. Действующие лица очень разные и даже города разные - не важно. Похоже, закономерности выделить можно.

Теме социального сиротства будет посвящена работа конференции (точнее - одной из ее секций), а сейчас - некоторые материалы.

Итак, СОЦИАЛЬНОЕ ПАР-НЕРСТВО - реплики и комментарии

Одна из формулировок сути дела следующая: "У государства нет денег на содержание сирот, инвалидов и пенсионеров, поэтому оно заставляет платить кого-то другого". Пусть это будет

 

Реплика первая

Автор реплики - представитель малого бизнеса. Назовем его: "предприниматель Николай Николаевич" (г. Красноярск), поскольку он очень не хотел бы быть узнан. Почему - думаю, понятно.

Николай Николаевич регулярно получает обращения из районной администрации с просьбой "оказать спонсорскую помощь Детскому дому".

М.М.: И Вы оказываете спонсорскую помощь?

Н.Н.: Я такие бумаги сразу выбрасываю. Потому что государство ведет себя так по отношению к нам, что самим бы выжить. У них денег нет, и районная власть пытается заставить меня платить за то, за что сама должна платить. А я и так плачу налоги, я свои обязательства перед государством выполняю, так почему оно на меня перекладывает свои обязанности?! Пусть оно хотя бы ведет себя по-человечески, а то обдирает как липку, законы меняет каждый день и еще требует заплатить дополнительные деньги. А мне бы выжить! Я же не уверен в завтрашнем дне! Какая спонсорская помощь?!

Еще и непонятно, куда на самом деле уйдут деньги. Иногда приходят люди и письма не только от администрации, а от самих учреждений или непонятно откуда. Но мы-то знаем, чем дело кончится, и где будут деньги. Всякое бывает.

М.М.: Так Вы не помогаете Детскому дому?

Н.Н.: Почему, конечно, помогаю. У меня же у самого внуки, так что я понимаю: Мой сосед-предприниматель каждую неделю отправляет машину продуктов в детский дом (у него там родственники работают), так мы с мужиками все обязательно участвуем - кто мешок муки, кто сахар, кто конфеты. Кто чем торгует, тот то и дает. И я точно знаю, что машина идет в Детский дом, и уверен, что все попадет по назначению!

М.М.: А Детский дом знает, что именно Вы ему помогаете?

Н.Н.: Нет, конечно, там и списков никаких нет - машина проезжает мимо складов, и все добавляют от себя. Договорились так с мужиками, так и делаем.

М.М.: А: как же статьи в газетах с фотографиями, а благодарственные письма?..

Н.Н.: - (пожатие плечами)

Вот так.

Я ни в коем случае не утверждаю, что такие письма писать не надо, и что деньги спонсорской помощи уходят не туда. Речь не об этом. Хочется показать, как это выглядит "с той стороны", и что получается в результате. Видимо, дело не в самой спонсорской помощи и письмах по ее поводу, а в том, как это все обставляется. Дело как всегда в том, как именно мы делаем дело.

 

Реплика вторая

Управляющий Железногорским отделением Восточно-Сибирского Банка Сбербанка России Эдуард Геннадьевич Митюков: "Мой банк является партнером государства, а поскольку воспитание подрастающего поколения - дело государственное, то, значит, наше. Моё. Наш коллектив отделения является партнером Детского дома в нашем городе, мы им помогаем".

М.М.: В чем специфика Вашей помощи, почему Вы называете такие отношения "партнерством", ведь многие помогают сиротам. И все они партнеры?

Э.Г.: Я понимаю наше взаимодействие как возрождение традиции шефства. Но настоящего шефства, когда не деньги на вещи и не сами вещи (хотя мы с этого начинали, и это тоже важно), но главное - совместное участие коллектива Детского дома и коллектива банка в воспитании детей. Не столько материальная сторона дела, сколько духовный мир детей. Мы вместе воспитываем подрастающее поколение нашего города.

Формы взаимодействия могут быть различными. Дети наших сотрудников вместе с детьми Детского дома выступают в спортивных соревнованиях - одной командой! Вместе ездят в летние Школы развития. Да и со взрослыми мы часто вместе на площадке и в других делах. Мы понимаем: важно, чтобы дети Детского дома видели обычных детей и обычных взрослых, чтобы проходили совместные мероприятия, когда не важно, кто ты и откуда, а важно, как ты играешь в волейбол или решаешь задачи.

В моем коллективе обычные люди, которые живут и работают, у них свои дети, семьи. Надо показывать именно таких людей детям, потерявшим родительскую опеку и образ нормального взрослого человека.

Мы оплачиваем образовательные программы для детей и взрослых Детского дома, поскольку образование влияет на становление человека, на то, кем он потом будет - алкоголиком или работягой. И поскольку мы видим результаты реализации образовательных программ - как на детях, так и на сотрудниках.

Кстати, основным источником средств являются личные деньги работников Сбербанка.

М.М.: Как Вы определяете, на что давать деньги, а на что не давать? И вообще: как Вы это решаете? Тем более, раз деньги свои.

Э.Г.: Я всякий раз очень дотошно разбираюсь, на что именно пойдут деньги, и это первое. Я специально трачу время (его у меня мало, поверьте) на то, чтобы понять, какие именно результаты будут получены. Кроме того, я обязательно проконтролирую и отслежу результаты - то получилось или не то.

Считаю, что надо давать деньги на воспитание. Для меня важно, чтобы формировалась самостоятельная личность, которая потом сможет успешно жить и работать в нашем городе. На здоровый образ жизни - чтобы дети приобщались к спорту, к туризму.

Надо помогать работникам Детского дома в их акциях и проектах. Например, в результате нашей совместной акции "Дети на лето в семью" шестеро детей уже не вернутся в Детский дом (их усыновили), а еще двадцать получили опыт жизни в настоящей семье. Вот это стоит того! Сейчас разворачивается следующая, более глобальная акция, и мы, конечно, помогаем. Хотя не "помогаем" в обычном смысле - мы вместе проводим акцию. У нас проходят и совместные семинары, на которых мы обсуждаем проекты - цели, задачи, идеологию: Так что именно "партнеры".

М.М.: Хорошо быть таким "добреньким", Вы большой банк, можете себе позволить:

Э.Г.: Да не "добренький" я! Просто Железногорск - город небольшой, и если количество детей-сирот будет расти (они ведь остаются в городе, почти не уезжают!), то кто же будет работать, зарабатывать и хранить деньги в моем банке?

Можно считать наши действия долгосрочными финансовыми вложениями. Я намерен работать в моем городе долго. И мне как руководителю отделения банка нужно, чтобы было меньше безработных и алкоголиков, а больше людей, зарабатывающих деньги и отвечающих за свою жизнь, за свой город. Ведь социальное сиротство - всего лишь последствия, поэтому мы направляем наши совместные с Детским домом акции скорее на причины социального сиротства.

М.М.: Что бы Вы ответили тем предпринимателям или даже просто жителям города, которые говорят: "Нам бы самим выжить, какие там детские дома?!".

Э.Г.: Я бы сказал следующее: если Вы хотите жить в своем городе ДОЛГО, то необходимо что-то делать для того, чтобы город изменился к лучшему, чтобы жить в "хорошем" городе. Для того, чтобы было больше нормальных работающих людей и меньше социально-опасных и иждивенцев. Поэтому просто придется обратить внимание на проблему социального сиротства, если Вы, конечно, хотите жить и работать в своем городе долго.

Я хочу помочь детям-сиротам, пока они не стали: ну, стандартную статистику по выпускникам детских домов Вы знаете:

 

Комментарии

Реплик на самом деле гораздо больше, чем две. И вопросы постепенно накапливаются:

  • Чем отличается социальное партнерство от прочих форм взаимодействия?
  • Как оно возникает? В чем энергетика его возникновения? Как и зачем кто-то берет на себя ответственность за сирот, пенсионеров, инвалидов?
  • Каковы наиболее адекватные формы действования?
  • Как устроено пространство партнерства? По каким правилам в нем принимаются решения и определяется кто главный? На каком языке говорят партнеры - бизнесмены, администрации, детские дома? В каких кабинетах собираются?
  • Почему социальное партнерство часто вырождается в "ты мне - я тебе" или "ты - им, а не то я - тебя", а сироты и инвалиды становятся при этом только поводом, темой, материалом?
  • Почему в одних случаях люди и организации - партнеры детских домов - открыто называют себя, в других - нет? Может быть, мы как-то не умеем рассказывать о социальном партнерстве?
  • Как отличить чисто рекламную акцию от настоящего партнерства?
  • Кстати, а само название "социальный партнер" - точно отражает смысл дела?
  • -

Всем этим и многим другим вопросам будет посвящена конференция, а пока в качестве повода для "подумать и поговорить" хотелось бы сформулировать некоторые наблюдения. Именно наблюдения, а не законченные выводы. Относящиеся к любым : тем, кого можно назвать партнером детского дома, вне зависимости от того, банк это или частное лицо, или представитель малого бизнеса. И пусть пока непонятен критерий, позволяющий точно отличать партнера от всех остальных, но пока хотя бы интуитивно, уж как получается. Итак:

Первое. Оказывается, дело не в количестве денег, а в жизни здесь, в этом месте. Это когда свое настоящее и будущее связывается с этим городом, с этими людьми. Когда есть длительные планы жить и работать именно здесь, со своими соседями. Когда есть (будут) внуки, и им нужно что-то оставить - деревню, город, страну.

Тогда человек начинает обращать внимание на "ничьих детей", которые быстро превращаются в преступников, если долго остаются ничьими. Ведь тогда тебе жить потом вместе с ними, а это страшно.

По большому счету появление социальных партнеров означает появление людей и команд, берущих на себя ответственность за место, в котором живут и работают - за этот город, за эту страну. Это люди "длинной воли".

Бывает, что руководитель небольшой швейной мастерской (предприниматель) берется сопровождать двух старшеклассниц из детского дома. Девчонки с 14 лет включаются в команду мастерской, они заканчивают школу и училище уже зная, кем и с кем они будут работать. У воспитанниц впервые появляется будущее. А еще - команда. И даже немного - семья. В том смысле, что появляются взрослые люди, заинтересованные в успехах и продвижении этих девчонок и надолго связывающие с ними свою жизнь.

Но ведь такой проект возможен только в случае, если мастерская в том или ином виде просуществует как минимум лет семь. И директор (молодая женщина) фактически берет на себя ответственность за то, что так будет.

Второе. Важно личное участие и знание того, что на самом деле происходит. Социально партнерство - это когда без посредников. А если даже с посредниками, то все равно - это когда не ленится понять, на что именно идут деньги или другая помощь, каковы последствия и результаты. Это когда партнер вникает в содержание происходящего, а не откупается от проблем. Потому что для партнера это действительно важно, потому что (см. предыдущий пункт) у партнера есть планы на эту жизнь.

Третье. В случае партнерского взаимодействия существенным ресурсом становятся не только деньги и вещи, но и многое другое: совместность (это когда вместе что-то делаем), образ успешного взрослого, ответственность за будущее одного конкретного ребенка из детского дома и за город, в котором живем.



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  
© 2002—2006.

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100