Какие же они, современные подростки?
(по материалам исследования современных московских старшеклассников, проведенного Центром социально-психологической адаптации подростков "Генезис")
Традиционные для сегодняшней школы ценности √ творчество, познание, активная деятельная жизнь √ отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия.
Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" √ это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни √ постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день.
Атмосфера в семье "усреднённого" московского подростка иногда напоминает сказки братьев Гримм, в которых родители часто отводили детей в лес, потому что их нечем было кормить, как впрочем, потом радостно встречали их, когда они возвращались обратно, случайно выжив. Данные методики ADOR
"Подростки о родителях" показывают, что в семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Поразительны данные о том, что каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично - враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки переживают его как отношение "не до тебя". В наше время взрослым не хватает ни материальных, ни физических сил на то, чтобы быть родителями собственным детям.
На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе √ материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первые места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой высокий рейтинг? Мы просили их представить, что будет с ними в будущем, и современные социальные реалии определили их отношение к своему здоровью в будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его потерять, но почти уверены, что так и будет.
Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.
Вместе с этим в жизни подростков существуют и нормальные подростковые ценности √ любовь (особенно у восьмиклассников), интересная работа (9-11 классы), друзья, уверенность в себе. Большинство из них не чувствуют себя одинокими, а высокая тревожность отмечена только у девятиклассников.
В описанном выше социальном контексте понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа. Другой тип ситуаций, в которых преимущественно выбирается неконструктивный стиль поведения, как ни странно √ это ситуации, когда другому нужна поддержка или когда сам нуждаешься в поддержке. Эти последние данные говорят, на наш взгляд, не о закрытости и недоверчивости подростков (ибо они √ и психологи это отлично знают √ открыты и доверчивы). Они скорее эксплицируют мнение, бытующее в нашем обществе и транслируемое напрямую от старшего поколения к младшему. Нельзя проявлять твёрдость в отстаивании своих прав, лучше уступить. Нельзя показывать другому, что тебе плохо √ "это не удобно". "Стыдно" чувствовать боль. Приличный человек не чувствует гнева или ненависти и уж во всяком случае их не проявляет. И так далее... В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций √ с неправильными реакциями √ показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным. Конечно, это не означает, что подростки в большинстве своём пассивные жертвы, просто они как на контрольной работе пишут то, что им кажется одобряемым, то есть одобряемое взрослыми поведение, по их мнению √ пассивно-зависимое, это тем более впечатляет, поскольку все ситуации теста касаются общения со сверстниками, а не со взрослыми.
Итак, социальные условия, в которых живут современные подростки, действительно значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей. Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше √ на счастливую и обеспеченную семейную жизнь, от души не любят "активной жизни", не понимают смысл слов "творчество" и "познание", наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.
В конце нужно добавить, что счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, дружба, уверенность в себе и любовь, √ это то самое другое, "о чём не говорят, чему не учат в школе". Темы, которые занимают высшие ряды рейтинга ценностей подростка, до сих пор не являются темами психологической работы с подростками.
Публикуется по материалам книги "Подросток на перекрестке эпох. Москва, - "Генезис", 1997"