ОТЧЕТ О КОМАНДИРОВКЕ В ВОЛГОГРАДС 14 по 22 декабря 2002 года я был в командировке в Волгограде. Приглашающая организация - Волгоградская региональная благотворительная общественная организация Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка - Солнечная сторона", президент Маловичко Ирина Сергеевна (на квартире И.С.Маловичко я и проживал все дни пребывания в Волгограде). В Волгоград я прибыл днем 15 декабря, убыл днем 21 декабря. Основной целью командировки было участие в круглом столе "Голос молодых" (программа прилагается). Полностью достигнуты основные и дополнительные цели: участие в круглом столе, чтение лекций на факультете психологии и социальной работы Волгоградского государственного педагогического университета - 18 академических часов, по шесть часов в день; встречи, прежде всего в различных детских или с детьми связанных организациях. И.С.Маловичко предоставила мне по электронной почте статистику встреч, чем сильно облегчила работу над отчетом. В этой статистике не упоминается только посещение мною 15 декабря офиса клуба ЮНЕСКО "Достоинство ребенка". Там я встретился и немного побеседовал с детским психиатром Ксенией Борисовной Магницкой, руководителем детского психоневрологического центра и волгоградского общества имени Л.С.Выготского. Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка" работает с детьми с отклонениями в развитии, а потому в теснейшем контакте с К.С.Магницкой и возглавляемыми ею организациями. В офисе клуба мы встретились еще с несколькими людьми - девушками-инвалидами и специалистами. В ходе свободной беседы затрагивались различные темы, в том числе обсуждалась программа круглого стола и моя предполагаемая в нем роль. Теперь обращаюсь к предоставленной И.С.Маловичко статистике встреч, которую привожу полностью. 16-20 декабря 2002 г. Организатор - Волгоградский Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка". Партнеры, помогавшие в организации встреч - 25 общественных и государственных структур, включая органы власти и СМИ. Мероприятия и люди, которые в них участвовали: "1. Круглый стол "Голос молодых" (18 декабря 2002). Дискуссия молодых людей с инвалидностью о реализации своих прав на достойную жизнь. В Детско-Юношеском Центре для детей-инвалидов Ворошиловского района Волгограда. Молодые люди с инвалидностью - более 40 чел. (включая молодежь из Интерната для престарелых и инвалидов Советского района Волгограда (6 чел.) и молодежь из Калачевского техникума для инвалидов - (4 чел.), взрослые сотрудники общественных организаций - 25 чел., сотрудники Центра - 10 чел., представители органов власти (комитетов администрации города и области) - 6 чел., СМИ - 5 представителей (включая 1 корреспондента программы "Вести" телеканала "Россия")." В моем общении с аудиторией на этой и почти всех других встречах помогала профессиональный сурдопереводчик Маргарита Дворецкая и тринадцатилетний мальчик, о котором ниже отдельный разговор. На круглом столе завязался прямой и откровенный разговор с молодыми инвалидами, я рассказал им о своем понимании принципов интеграции и независимой жизни, о своем опыте организации помощи инвалидам, отвечал на вопросы представителей органов власти и журналистов. Еще долго после официального завершения работы круглого стола молодежь не расходилась, спрашивали, рассказывали о себе, приглашали приехать вновь для более длительной совместной работы. Послушав через Маргариту Дворецкую высказывания инвалидов на круглом столе, я пришел к выводу, что во многих случаях эти люди страдают, с одной стороны, пассивностью, а с другой - потребительством. Ждут благодеяний от властей, боясь высунуть нос не то что на улицу, а хотя бы к соседям. Страдают от слепоглуходушия чиновников - и "стесняются" обратиться за помощью просто к добрым людям. В своей речи на круглом столе (мне дали сорок минут) и многочисленных репликах я на этом и сосредоточился. Говорил, что чиновничий вариант "интеграции" на практике означает максимальную изоляцию от общества, потерю всех достижений в области реабилитации инвалидов, - причем потерю такую катастрофическую, что мы окажемся в этой области отброшены, как минимум, на три столетия, ко временам Петра I. Речь идет, под предлогом "интеграции" (фальшивым), а также под предлогом нехватки бюджетных средств (организованной чиновниками), об уничтожении всей инфраструктуры для инвалидов, создававшейся не только при Советской Власти, но и, по крайней мере, со времен Екатерины II. А мы и рады стараться, "интегрироваться" по этакому сценарию! Нет, инвалидам надо объединяться со здоровыми - просто хорошими, добрыми, отзывчивыми людьми. Каждый инвалид должен сам создавать себе антиэкстремальную коалицию с такими людьми. Надо уметь обращаться за помощью к незнакомым людям, а не сидеть по углам и брюзжать на слепоглухонемодушие чиновников (толку-то...). Заодно и опека родственников, часто деспотическая, унизительная, поубавится - за счет дружеской поддержки, организованной инвалидом самому себе со стороны друзей и даже незнакомых людей, в большинстве случаев готовых оказать мелкие, необременительные услуги. Наиболее перспективным мне сейчас представляется создание автономных организаций, где на равных членствуют и инвалиды, и здоровые. Руководить ими могут здоровые - у них возможностей больше, лишь бы инвалиды этим здоровым доверяли. В качестве примера такой организации я рассказал о некоммерческой благотворительной автономной организации "Ушер-Форум", членом совета учредителей которой являюсь с момента ее основания. "2. Курс лекций "Совместная педагогика" (16, 17, 19 декабря 2002). В Волгоградском государственном педагогическом университете (факультет психологии и социальной работы, кафедра общей психологии). Студентов - более 60 человек, преподавателей - более 20 чел." Курс был сокращенный, конечно. Книга "Совместная педагогика" предполагает 36 академических часов, на самом деле можно читать, развивая отдельные важнейшие темы, и гораздо дольше. Мне же надо было вжаться в 18 часов. Стратегический план поэтому был:
Это то, что выполнено. Я хотел еще поговорить о проблеме таланта, но не успел, коснулся этой темы очень бегло. К тому же просили оставить время на вопросы. Я оставил для этого последние два академических часа - последнюю пару. Вопросы меня, честно говоря, несколько РАЗОЧАРОВАЛИ... Было ясно, что аудитория пока не "переварила" услышанное. Как комментировала реакцию публики моя сурдопереводчица, Маргарита, когда мы прощались: "Люди были либо скованы, либо ошарашены". Однако мне передавали, что на занятиях с другими преподавателями, шедших между моими, студенты выдавали очень бурную обратную реакцию. В момент, когда я сам готов был отвечать на любые вопросы, аудитория была, очевидно, во-первых, усталой, во-вторых, все же несколько скованной, в-третьих, и не без ошарашенности (я очень резко отзывался о бездарной педагогической рутине, при которой ребята - в роли кроликов, а учителя - в роли удавов). В общем, там еще переваривают, и "последействие" в данный момент в самом разгаре, И.С.Маловичко обещала сообщить о нем попозже, как оно схлынет, и я приложу это "последействие" к отчету вдогонку. А пока - продолжение статистики: "3. Семинар "Интеграция в образовании: проблемы и перспективы" (19 декабря 2002). в Методическом Центре образования Комитета образования администрации Волгограда. Руководители, педагоги, психологи учреждений (детских садов и школ), внедряющих интеграционные модели образования детей-инвалидов - 30 чел." Единственное мероприятие, на котором отсутствовал Илья Владимирович Дорошенко - мальчик тринадцати лет, сын глухих родителей, свободно владеющий средствами общения глухих. Его в университете назвали моим "пресс-секретарем". О нем - отдельно. Лекции я открыл демонстрацией фильма "Прикосновение". На встрече в методическом центре он тоже демонстрировался. Очень помогает настроить аудиторию на проблематику, да и дает возможность аудитории привыкнуть к моей манере речи, говорят, для непривычного уха не совсем обычной. Я высказал свое отношение к интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников и коррекционной педагогике. Специалисты-практики задавали много вопросов, предъявляли претензии к органам управления образованием, вступали в полемику со мной и между собой. Полемика вертелась вокруг того, что лучше - интеграция детей-инвалидов в классы здоровых, спецшколы или надомное обучение? Я настаивал, что всех стричь под одну гребенку не надо, кому-то лучше учиться в одном классе со здоровыми, кому-то - в спецшколе, кому-то - дома, но ВСЕМ НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТОВ - КОРРЕКЦИОННЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ, ГДЕ БЫ И КАК БЫ РЕБЯТА НИ УЧИЛИСЬ. Кроме того, независимо от формы обучения, все ребята должны интегрироваться в смысле как можно более широкого внеучебного, внеклассного общения со здоровыми и с детьми - инвалидами других категорий. Это и есть магистральный путь интеграции в педагогике - совместное ВОСПИТАНИЕ, А НЕ ОБУЧЕНИЕ. Что касается обучения, то, если помечтать, я предпочел бы строго индивидуальное - чтобы в распоряжении каждого ребенка было по учителю, чтобы учитель не разрывался между многими ребятами, а принадлежал бы одному ученику. Так что тут я крайний "изоляционист". Но вне уроков, вне учебы - интеграция как можно шире! Мы рискуем принести в жертву своим "интеграционным" амбициям здоровье и без того больных детей, это - преступление! Не говоря уже о том, что нельзя идти на поводу у чиновников, которым наша глупая "интеграция" - преотличный повод для ПРИХВАТИЗАЦИИ существующей реабилитационной инфраструктуры инвалидов. Им ведь на самом деле наплевать на интеграцию, а нужны помещения, занимаемые сейчас спецучреждениями для инвалидов. Я повторил сказанное на круглом столе, что такая "интеграция" отбросит нас как минимум на триста лет. Под конец участники семинара говорили, что наша встреча помогла им шире посмотреть на проблему интеграции. "4. Встреча с детьми (16 декабря 2002). в Социальном приюте для детей-сирот "Лучик" - 25 детей, 3 педагога. "5. Встреча с детьми (17 декабря 2002). в ОО "Созвездие талантов" - более 30 чел. детей и молодежи, 10 взрослых сотрудников." Эти встречи происходили сразу после лекций. Лекции - с 12.30. до 17.00., а потом - к детям. Своего рода, эмоциональная разрядка. О встрече в "Созвездии талантов" материал для какой-то Волгоградской газеты (прислали для сверки, я уже исправил и отослал назад, но что за газета, не сообщили). Материал для газеты прилагаю. "6. Встреча с детьми-инвалидами (20 декабря 2002). в Школе глухих Советского района г.Волгограда - 40 детей, 20 педагогов. "7. Встреча с детьми (20 декабря 2002) в Средней школе ?51, внедряющей интеграционные модели образования детей-инвалидов - более 30 детей, 15 педагогов." Самая удачная встреча. Об этих ребятах мне И.С.Маловичко писала еще в ноябре, что среди них проводился опрос, как они относятся к ребятам-инвалидам, и высказывания подчас носили шокирующий педагогов характер. У нас в Детском ордене милосердия такие дискуссии проводятся регулярно, можно всякого наслушаться, так что я среагировал на ребячью "бесчеловечность" весьма хладнокровно. Сказал, что это не они. Это не их убеждения, не их мнения, не их мысли. А отчасти они нас, взрослых, попросту дразнят. Но перед собой поставил задачу: ошеломить ребят, высмеять, дискредитировать дискриминационные "мнения", которые они с чьих-то слов высказывали при опросе. Этого удалось достичь в полной мере и даже сверх даже моих ожиданий. (Хотя вообще-то в ребячью доброту за последние двадцать с лишним лет я привык верить, и мои ожидания весьма таки высокие.) Мы потом с Ириной Сергеевной весь вечер были под впечатлением от этой встречи. Началась она с вопроса мне: "Вы счастливый?" Я категорически ответил - "Да!" - и задал встречный вопрос: - А что вы понимаете под счастьем? - Когда вокруг хорошие и добрые люди. - Ну и как, считаете ли вы себя хорошими и добрыми? - Да! - я почувствовал в этом категорическом "Да!" вызов. - Согласен с вами. Уж в данный момент, в вашем избранном обществе, я точно счастлив. Еще момент. Вопрос: - С кем вам интереснее - с ограниченными возможностями или нет? - Значит, я - "ограниченные возможности"? - Люди с ограниченными возможностями... (Чуют подвох, молодцы. Все равно буду дразнить.) - Разумеется. Итак, я - человек с ограниченными возможностями? - У всех свои трудности!.. Это уже капитуляция. - А я-то было обрадовался... Когда меня спрашивают, верю ли я в Бога, я отвечаю, что как-то не довелось пообщаться с ним дактильно или хоть посредством письма по ладони. Я думал, что наконец-то в этом классе встречу его и ужо пофилософствую... Ведь не ограничены возможности разве что у него. У всех прочих - ограничены... В ответ - сконфуженный смех, растерянное молчание. Вопрос снят. Играем в шашки с одним мальчиком. Обыгрываю его беспощадно. Прорвавшись в дамки, предлагаю не агонизировать - сдаваться. Мальчик сдается. Но Илюша пытается доиграть. Один мой ход - и безнадежность позиции становится очевидна даже самым упорным оптимистам: у меня снова дамка. - Обычно я в лагерях ребятам поддаюсь, - откровенничаю в порядке комментария. - Но сейчас я решил показать, какие у меня "ограниченные" возможности... Опять - отчасти смех, отчасти - растерянное молчание. И на таком уровне прошла вся встреча. Я заставлял ребят смеяться, рассказывая о своих похождениях в мире зрячеслышащих, а затем формулировал ошарашивающие их весьма серьезные выводы. - Почему вы потеряли зрение и слух? - Врачи так и не смогли понять... Но есть предположение, что некие инопланетяне подстроили мне эту каверзу нарочно. Дабы я лучше выполнил свою миссию. А миссия моя - ставить на место всех, кто воображает, будто его возможности неограниченны... Так что советую быть поосторожнее. Вдруг у кого-то из ребят-инвалидов, учащихся в вашей школе, такая же миссия, как у меня... Гробовое молчание. Есть над чем подумать. Прорывается девочка с длинными, чуть не до пальцев, рукавами, на которые я иронически среагировал в самом начале встречи. Пишет у меня на ладони: - Я говорила, что вы особенные! Я была права! - Конечно, ты была права... Наполовину. А вся правда в том, что мы все - особенные. Тем от роботов и отличаемся... В конце встречи я выразил пожелание, что в школе возникнет что-то вроде отряда или клуба милосердия - как в Набережных Челнах, как в Перми... Чтобы и здесь надомники не кисли по домам без общения, а имели бы относительно здоровых друзей. Честное слово, этой встречей я горжусь. Редко бывает так удачно. "Всего во встречах прияли участие более 350 человек: - более 200 человек детей и молодежи, включая более 80 детей и молодежи с инвалидностью. - более 150 человек взрослых - педагоги, активисты общественных объединений, представители администрации, СМИ. По телеканалу "Россия" в программе "Вести - Волгоград" был дважды (18 и 19 декабря 2002) показан сюжет о Круглом столе "Голос молодых" с эпизодом обращения А.В.Суворова к молодежи. Реальная аудитория программы - 30% населения области - 600 тыс чел. (30% от 2 млн. чел.)" Теперь о мальчике. Мы познакомились в марте 2002 года. Юрий Михайлович Устинов привозил его в гости ко мне на три дня. Тогда Илюше было десять лет. С тех пор, до этой моей командировки в Волгоград, мы не виделись, но крепко помнили друг о друге. Он косвенно познакомил меня и с Ириной Сергеевной Маловичко: на международном фестивале "Детство без границ" в Москве Ирина Сергеевна передала мне от него привет - это и была наша первая с Ириной Сергеевной встреча 1 июня 2002. В сентябре этого года Илюшка был в "Орленке" (под Туапсе). Устинов с ним виделся, и передал привет от меня. Потом написал мне, что Илюшка, передавая ответный привет, "весь расцвел". В общем, когда забрезжила эта командировка, мы оба очень ждали встречи друг с другом. И.С.Маловичко отпросила его из школы на все время моего пребывания в Волгограде. "Устроили мы тебе каникулы на неделю", - говорил я Илюше. "Это точно!" - соглашался он. Для меня он, конечно, "устиненок", то есть ребенок Устинова. Учился в устиновской Школе спасателей. От него первого я об этой школе узнал в марте 2000 года. Закон школы он мне на компьютере объяснил очень интересно и точно: если кто кричит, надо бежать на помощь. Потом, на Тропе, я с этим законом познакомился хорошо. Ребята реагировали не то что на крик, а на каждое мое стариковское кряхтение... В Волгограде Илюша и встретил, и проводил меня. На лекциях, к удивлению И.С.Маловичко, не спал, а внимательно слушал, кивая, по словам Ирины Сергеевны, "в самых умных" местах, а не в самых смешных, как полагалось бы "нормальному ребенку". Я гордился... за Устинова: не будь у мальчика опыта общения с этим человеком, не уверен, что он бы смог так слушать мои лекции. Хотя, с другой стороны, я, конечно же, учитывал присутствие Илюши, старался говорить поярче, пообразней, похудожественней, подробней обычного иллюстрировал свои теоретические положения рассказами "из жизни"... В общем, мальчику было не скучно. А студентам - и подавно. Илюша был тем благодарным слушателем, на которого я ориентировался в первую очередь, уверенный, что уж если дойдет до него - дойдет до всех. Так что одним своим присутствием он мне очень помогал. И я от него не скрывал этого. Мальчик даже иногда, к концу недели все чаще, успокаивал меня: "Я тута, я тута..." Да, мне было очень важно, чтобы он был "тута". Помощь Илюши на лекциях этим не ограничивалась. Когда мне понадобилось объяснить аудитории, что такое естественные жесты, он по моей просьбе показал их (вместе с сурдопереводчицей). Пускал по рукам иллюстративный материал... Словом, задействован был по возможности активно, не только в качестве слушателя. Но особенно он спасал ситуацию на встречах с детьми. Фактически, вел их именно он. Когда мы начинали буксовать, он тут же предлагал, что делать с ребятами дальше. Сыграть на губной гармошке. Сыграть в шашки. Сыграть в ладошки - то есть подключиться к ладонным излучениям и дать по ним характеристику излучающей личности. В школе глухих Илюша вообще был незаменим, поскольку свободно общался с ребятами на жестовом языке. Те его облепили, забросали вопросами, а Илюша подсказывал мне, что делать. Без него было бы очень-очень трудно. А в "Созвездии талантов" он был вообще дома - это его клуб. За три дня до моего отъезда Илюша предупредил, что в поезде меня ждет сюрприз. И тут же, не выдержав, "раскололся", дескать, подарит мне зайца, мягкую игрушку... В общем, о "сюрпризе" я знал заранее. С трудом сдержав улыбку, я постарался сделать вид, будто так и надо делать "сюрпризы" - оповещать о них за три дня до события. Если бы не он, Ирина Сергеевна Маловичко не научилась бы говорить дактильно. Но ему так понравилась моя "Дактильная сказка", показанная мною на одной из лекций в университете, что мальчику не терпелось проверить ее действие на Ирине Сергеевне. Действие превзошло все мои ожидания: в тот же вечер она заговорила дактильно! В каждой бы командировке были бы такие катализаторы, как Олег в Самаре и Илюша в Волгограде... В их присутствии мой коэффициент полезного действия, наверное, удваивается, а то и утраивается. 21 декабря Волгоград явно не желал меня отпускать. Произошла автомобильная авария, и на магистрали, ведущей к вокзалу, образовалась пробка. Объехали по берегу Волги, приблизились к вокзалу, уж насколько смогли, и - бегом на поезд. Илюшка, очевидно тоже из-за пробки, припоздал, догнал нас уже в вагоне. Проездные документы, командировочное удостоверение и приглашение ВРБОО КЮ "Достоинство ребенка - Солнечная сторона" в двух экземплярах прилагаются.
ПРИЛОЖЕНИЯ И.С.МАЛОВИЧКО - Ю.М.УСТИНОВУ
|
Комментировать: |
|
Никаких прав — то есть практически. Можно читать — перепечатывать — копировать. | |
|