Национальная педагогика русского скаутизма
Опубликовано в журнале <Третий Полюс> N1 '93.
"Господи, спаси Россию!"
Молитва скаутов-разведчиков
Несмотря на тяжелую ситуацию, в которой находится и Россия, и все бывшие субъекты Союзного договора 1922 года, все жалостливые крики взрослых и учителей о том, что дети остались без идеалов, что ими никто не занимается, что они кинулись в объятья злонамеренной улицы и т. д., лишены основания. Просто давайте согласимся с тем, что нынешняя российская педагогика, судорожно глотая ветер свободы, подобно горожанам из пьесы Е. Шварца <Дракон> (<Как желаем, так и лаем!>), растерялась и утратила на какой-то период возможность занимать свою социальную нишу в обществе. <Но это может привести к катастрофе!> --- воскликнет какой-нибудь пессимист. Да полноте, милостивый государь! Когда наши дети воспитывались вне рамок семейного очага? В советском обществе нам всем вдалбливали, что школа --- это воспитатель, и слава Богу, что сейчас мы потихоньку осознаем, что перед школой стоят несколько иные задачи, чем воспитательный процесс, и они же не позволяют учителю-предметнику заниматься воспитанием своих подопечных. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что формирование и развитие личности должен на себя взять некий другой социальный институт гражданского общества, институт, которого, увы, почти нет, и имя которому --- социальная педагогика.
Под институтом социальной педагогики подразумевается существование в обществе многообразия инициатив, направленных на удовлетворение потребностей личности подростка: это сеть клубов по интересам, клубов по изучению специальностей, творческих студий и мастерских, и главное, как представляется автору, целого спектра детских и молодежных движений, организаций.
С социальной педагогикой в России очень неважно, не говоря уже о том, что отсутствует сам статус социального педагога. И тем не менее, есть целый ряд признаков, которые позволяют говорить о формировании целой сети отраслей, напрямую связанных с социально-педагогической направленностью. И в этой статье я предлагаю вам рассмотреть опыт и методику движения, существующего в мире 85 лет и известного под названием скаутинга или скаутизма. С точки зрения автора, скаутизм наиболее полно обеспечивает развитие и становление здоровой физически и богатой духовно личности, ведь недаром на Западе бывшие скауты составляют самую здоровую часть общества.
Наверное, начать необходимо с того, что скауты называются скаутами в основном лишь в англоязычных странах, в любой другой стране присутствует национальное название скаутов. Например, во Франции --- эклерер, в Польше --- харцер, в Германии --- пфадфиндер, в Венгрии --- черкес и т.п. На русский язык слово <скаут> переводится буквально как <разведчик>, поэтому Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) именует своих членов и <скаутами>, и <разведчиками>. Из этой небольшой справки вы уже можете почерпнуть один из главных принципов скаутизма --- его глубоко национальный характер для каждой страны. Исходя из наиболее полного определения солидаристов о том, что нация --- органическое объединение людей, одного или нескольких народов, сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных стремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым, и главное, единым устремлением на будущее, можно говорить о скаутизме как методе воспитания патриотизма и гражданственности для каждой страны. Любой скаут --- достойный гражданин и патриот своей Родины, это проявляется и в экстремальной ситуации, и в быту, как-то: он никогда не позволит себе неуважительных действий по отношению к государственной символике, знает и любит историю, культуру своей страны и т.п. Несмотря на то, что существуют общие черты у различных скаутских организаций, самобытность скаутизма определяется влиянием на него местных национальных особенностей в каждой стране мира.
Второй постулат скаутизма --- это Вера, религиозность. Скаутизм без религии --- уже не скаутизм, а нечто иное, ибо выхолащивается суть и смысл его. Как вера без дела мертва, так и духовный облик личности, с точки зрения автора, ее внутренний мир не может существовать без Бога.
Первый закон любой скаутской организации гласит: <Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам>. (Возможны текстовые отклонения, но смысл такой же). Скауты и в Индии, и во Франции, и в США, и в России --- верующие люди, несмотря на разницу в вероисповедании. Вера для скаута --- это его духовное наполнение, к нему никогда не отнесутся слова Ф. М. Достоевского: <Если Бога нет, значит все позволено>. Это не только исповедование постулата о бессмертии души, но и постоянное стремление к корректировке своего жизненного пути в соответствии с догматами своей религии, для христианина это --- Нагорная проповедь, а для православного --- еще и весь идейный багаж, смысл православного вероучения. ОРЮР, как российская организация, допускает существование членов ОРЮР разных конфессий, не допуская лишь безбожников, ибо, как писалось, не может быть скаутом-разведчиком атеист. Не дано ему осознания принципов служения, греха, покаяния.
Большая часть членов ОРЮР --- это православные, так как православие --- национальная религия России, ставшая таковой в силу исторических причин. Но мы, как было сказано, допускаем свободу вероисповедания, при этом, если к нам приходит человек, абсолютно ничего не знающий о вере, мы наставляем его на путь к православному храму. Национальное и религиозное воспитание в ОРЮР осуществляется путем бесед, рассказов, самостоятельной работы, обязательного совместного творчества и молитв. Молитва --- обращение к Богу --- становится в ОРЮР для человека привычным и, самое главное, важным делом его бытия. Во многом скаутизм определяется тем языком, который главенствует, таким языком для нас является русский, поэтому можно говорить о феномене русского скаутизма. До революции 1917 года в России существовали и национальные отряды евреев, мусульман, где главенствовали свои языки, но в нынешней России подобная практика пока, к сожалению, отсутствует.
Толчком для возникновения скаутизма послужил обобщенный
опыт английского генерала сэра Роберта Баден-Пауэлла, писателей
Киплинга и Сетон-Томпсона. В начале XX века в педагогике
возникла насущная необходимость появления такого
детского универсального движения, которое сочетало бы в себе
патриотизм, религиозно-нравственную основу и игру,
военно-приключенческую романтику. РБП, как зовут его скауты всего
мира, изучив всю имевшуюся литературу, подкрепив ее влиянием
природы и индейщины со страниц Киплинга, Томпсона и Купера, а
также своими собственными приключениями в период англо-бурской
войны 1899--1902 гг., написал книгу <Разведка для мальчиков>
( Скаутизм чрезвычайно привился; в 1913 году в Великобритании
скаутов было больше 100000 (мальчиков и девочек), а РБП в
1927 году за свою работу получил титул лорда. Для своего
времени скаутизм имел и еще одно важнейшее свойство: он
сглаживал социально-классовые противоречия, находя в обществе
солидаристические ценности, то есть то, что было одинаково
дорого и крестьянину, и пролетарию, и лавочнику: Вера, Родина,
нация. Вот почему для России скаутизм играл особую роль, так
как любой элемент солидарности, привносимый в жизнь российского
общества 1905--1914 гг., способствовал усмирению центробежных
сил. 30 апреля 1909 г. штабс-капитан Русской армии О. И.
Пантюхов создал 1-ый отряд разведчиков, и этот день теперь
считается Днем Рождения российского скаутизма. Бурный рост
скаутизма в России приходится на 1914--1917 гг. --- Первую
мировую войну, когда открылось большое поле для приложения
сил молодежи России. Скауты дежурили на станциях и в
госпиталях, помогали раненым, устраивали благотворительные
концерты, работали в деревнях, помогая семьям тех, чьи родные
были на фронте. В 1915 г. в Киеве доктор А. К. Анохин создал
1-ый отряд разведчиц (girl-guides). К 1917 г. в России скаутов
было более 50000; прошли 1-ый и 2-ой Всероссийские съезды по
скаутизму. Октябрьский переворот большинство русских
скаутмастеров и скаутов восприняли отрицательно. В их
представлении большевизм нес смертельную угрозу России как
нации, ее традиционным ценностям: религии, культуре,
нарождающимся свободе и самоуправлению. Активное неприятие
большевизма привело взрослых скаутмастеров в ряды
Добровольческой и Сибирской армий, а детей на территорию
России, занятую белыми. Кто-то из детей сумел попасть
добровольцем в белые строевые части, введя командиров в
заблуждение относительно своего возраста, остальные в тылу
помогали фронту, чем могли, а кто-то в прямом смысле был
разведчиком на территории, занятой Красной Армией, используя
свои скаутские навыки. Естественно, это вызвало соответствующую
реакцию у советских органов внутренних дел: скауты всячески
преследовались. В 1920 году, после взятия Крыма войсками Южного
Фронта под командованием М. В. Фрунзе, в угаре красного террора
были расстреляны ЧК Старший Скаут Крыма И. Смолянинов,
скаутмастер Э. Цитович и др. Измученный, но не сломленный
русский скаутизм приняла эмиграция. Так было положено начало
работе скаутов России в зарубежье.
В РСФСР скаутские отряды были распущены по решению РКСМ в 1919
г. Однако какое-то время они существовали под маской
<юк-скаутов>, или <юных коммунистов-скаутов>: была изменена
лишь форма, но осталось нетронутым содержание работы с
детьми. Н. К. Крупская требовала использовать некоторые
элементы скаутизма для работы по созданию детской
коммунистической организации, для воспитания <будущих
граждан коммунистического общества>, с ней были согласны
некоторые другие советские лидеры --- все это привело к
рождению 19 мая 1922 года пионерской организации.
Общеизвестную Всесоюзную Пионерскую Организацию имени В. И.
Ленина создавали бывшие скаутмастера, например, скм. Игорь
Жуков. Отчаявшись спасти скаутизм, они пошли на создание
новой детской организации, чтобы спасти хоть что-то. Людей,
подобных Жукову, талантливому педагогу, можно понять: они и
не представляли, каким монстром формализма, равнодушия и
бюрократии станет их детище. Но все равно, пионеров в
1923/24 гг. насчитывалось около 4000 человек, в то время как
разведчиков было 50--60 тысяч. Какая-то часть скаутмастеров
установила нелегальные связи с О. И. Пантюховым, который был
избран в 1919 году пожизненно Старшим Русским Скаутом и
эмигрировал с армией Врангеля. Результатом деятельности
этой группы стало создание подпольной детской организации
<Братья Костра>. Дети всех времен и народов обожают
конспирироваться от кого угодно, а тем более скауты. В те
годы они распевали следующую песенку:
Подобные игры с Советской властью окончились печально. В
1926 году ОГПУ арестовало свыше 1000 скаутмастеров и
старших разведчиков, большинство из них попали в Соловецкие
Лагеря Особого Назначения. Со скаутизмом в СССР было
покончено, в архиве Старшего Русского Скаута последние
сведения о работе подпольных скаутских групп датируются
1927 годом.
В зарубежье О. И. Пантюховым была создана общая вертикальная
организация, которой до 1917 г. не существовало: Национальная
Организация Русских Скаутов --- НОРС. В 1925 г. она была принята в
официальный Бойскаутский комитет в Лондоне как представительство
русских скаутов (в изгнании). Работа НОРС охватила тысячи детей
русских эмигрантов, правда, в 20-х годах ей пришлось пережить
несколько расколов. В 1926 г. из нее выделилась ставшая крайне
правой Национальная Организация Русских Разведчиков --- НОРР во
главе со скм. Богдановичем, она порвала со скаутизмом вообще и после
1945 г. фактически прекратила свое существование. В 1928 г. из НОРС
ушла группа скаутмастера Федорова, создавшего в 1934 г. организацию
взрослой молодежи --- Национальную Организацию Витязей (НОВ), она
в очень небольшом, но спаянном составе существует и сейчас.
В 30-е годы многие скм. НОРС стали членами
Национально-Трудового Союза Нового Поколения --- НТС,
существующего и по сей день. Несмотря на то, что сейчас в
ОРЮР и НОРС членов НТС всего лишь 5--6 человек, это дает
повод распространять про ОРЮР-НОРС легенды о том, что это
молодежные организации НТС. ОРЮР-НОРС не занимается
политикой, и не связана ни с какими политическими
группировками, всякая пропаганда в ОРЮР-НОРС запрещена. Во
время войны 1939--1945 года русские скауты и витязи
преследовались как советским НКВД, так и немецким Гестапо,
некоторые члены организации погибли в советских и немецких
концлагерях. Однако НОРС продолжал подпольную работу в
оккупированной Гитлером Европе, и к 1945 г. располагал
мощными кадрами готовых руководителей. В 1943 г. членом
НТСНП и скм. НОРС Ростиславом Полчаниновым в оккупированном
немцами Пскове был создан подпольный скаутский отряд,
который вел разведческую работу до 1944 г. Кстати этот
отряд скрывался и от Гестапо-СД, и от советского подполья; в
1944 г. по доносу советских подпольщиков Полчанинов <за
антинемецкую деятельность> все-таки был арестован Гестапо.
В 1945 г. на съезде руководителей из Европы была создана ОРЮР.
Раскол в НОРС и выделение из нее ОРЮР были вызваны внутренними
противоречиями, которые были изжиты лишь в 1979 г. Огромную роль в
работе ОРЮР сыграл ее Ст. Скм. Б. Б. Мартино --- талантливейший
педагог, историк. ОРЮР охватила своей работой все места рассеяния
русской послевоенной эмиграции. Ее отделения есть в Австралии,
Южной и Северной Америке, Европе, а теперь и в России.
В 1989 г. руководителями ОРЮР был создан сектор <Лицом к
России>, поставивший своей целью возвращение скаутизма из
эмиграции в Россию. Во главе его стоял скм. Г. Лукьянов,
проделавший колоссальную работу для возвращения организации
на Родину. В 1990 году в город Черноголовку под Москвой
ОРЮР совершил первое паломничество, а в мае 1991 г. в
Санкт-Петербурге прошли первые курсы начальников единиц
(КНЕ). Состоялся первый массовый прием в ОРЮР из числа
российских скаутов. В том же мае была создана 1-ая
петербургская дружина ОРЮР <Санкт-Петербург>, ее начальником
стал штаб-инструктор Петр Тищенко. Впоследствии была
организована 2-ая петербургская дружина скаутов-разведчиков
<КРЫМЪ>. 1991--1992 гг. --- это период массового роста
ОРЮР в России. Наши единицы есть в Москве, Черноголовке,
Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде и других
городах. Летом 1992 г. прошли КНЕ-2 и КНЕ-3 в Гатчине и
Анапе. За лето 1992 г. ОРЮР провел в России 15 лагерей.
Численность самого большого из трех отделов в России,
Центрально-российского, превысила 800 человек (ребят и
взрослых). 14--15 ноября 1992 года в Санкт-Петербурге
прошел первый поместный съезд руководителей
Центрально-российского отдела ОРЮР, избравший начальником отдела
штаб-инструктора Игоря Айдыняна.
Теперь о самой ОРЮР. Членом ОРЮР может быть каждый, кто
считает законы и Устав ОРЮР для себя обязательными, и кто
является верующим человеком. Главная задача ОРЮР --- воспитание
в национально-религиозном духе и формирование личности будущего
гражданина Российского государства. Возраст для вступающих не
ограничен, но ко взрослым, вступающим в ОРЮР, предъявляются
серьезные духовно-нравственные требования, ибо взрослый должен
отдавать себе отчет, что он добровольно, в служении Богу, России
и ее детям, связывает свою жизнь с ОРЮР. Для членов ОРЮР это
колоссальный по важности шаг, может быть поэтому мы оцениваем
его почти также, как и принятие Святых таинств. В ОРЮР есть и
т.н. <разведческая лестница> --- система разрядов взрослых и
ребят:
Младшая ветвь, волчата и белочки (7--11 лет):
одноглазка, двуглазка, таежный волчонок/белочка.
Средняя ветвь (12-17 лет): разведчик 3-го, 2-го, 1-го разряда,
опытный разведчик, разведчик Родины.
Старшая ветвь (от 18 лет): витязи и дружинницы.
Руководительская ветвь (те взрослые, кто сознательно посвящает себя
работе в ОРЮР): штаб-инструктор, инструктор, скаутинструктор и
скаутмастер. В чин руководителей производит Старший Скм.
ОРЮР, избираемый один раз в три года на съезде руководителей ОРЮР.
Для перехода по ступенькам роста и волчата, и разведчики проходят
всякие хитрые испытания, скаутские премудрости, получая право носить
соответствующие знаки отличия на форме и галстуках.
Кроме того, работает целая система курсов, готовящих кадры
для ОРЮР: курсы для вожаков, курсы начальников единиц и
курсы для руководителей. Как правило, на них учатся не только
члены ОРЮР, но и все, кто работает с детьми, используя нашу методику.
Для вступления в ОРЮР и дачи Торжественного обещания
всем кандидатам необходимо сдать экзамены на третий разряд. Они
включают в себя определенные знания, усложняющиеся от разряда
к разряду, по следующим разделам: <Религия> (основы вероучения,
4 главные молитвы, главные праздники), <Родиноведение>
(краткие сведения по истории древней Руси), <Разведчество>
(история, форма ОРЮР, законы и т.п.), <Практика> (умение
разжечь костер, поставить палатку, и т.д.). Это не так просто,
как кажется, и для ребят, и для взрослых. Торжественное обещание
члена ОРЮР звучит так: <Честным словом обещаю исполнять свой долг
перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков>.
Кроме разрядов, разведчики изучают специальности, за которые разведчик
тоже получает особую нашивку на форму.
Специальностей десятки; мои ребята изучают фехтование,
барабанный бой, сигнализацию, приобретают навыки, необходимые в походных
условиях. За особое умение, старание, опыт члену ОРЮР может
быть присвоено <лесное имя> другими <зверями>, то есть теми,
кто такое имя носит. И человека в ОРЮР зовут не по имени, а по
<лесному прозвищу>, например, Медведь, Горный Ручей, Ловкая
Пума и т.п., насколько хватит фантазии. Церемония дачи лесного
имени --- тайная. Могу лишь сказать, что мое <лесное имя> ---
Львенок. В общем-то это --- чистая индейщина, доставшаяся
скаутизму от Фенимора Купера. Главное разведческое дело --- это
лагерь, который проводится летом, а по возможности ---
несколько раз в течение года, например, как в моем отряде ---
каждые каникулы. Основную часть работы в городе несет
на себе звеньевая система --- краеугольный камень скаутизма.
Звенья-микрогруппы во главе с лидером-вожаком проводят сборы,
на которых изучают разряды, играют, занимаются совместным творчеством
и благотворительностью, например, работой
в детском доме, распространением гуманитарной помощи и т.п. Скаутизм
воспитывает в личности самостоятельность, поэтому руководители
лишь контролируют, но не тащат на себе весь отряд.
Неотъемлемая часть разведчества --- это игра. Игр у нас десятки, и
самых разных. От больших ролевых типа <Робин Гуда> или
<Штурма Перекопа>, до маленьких, на наблюдательность, ловкость,
смекалку.
И наконец все, что мы вкладываем в человека в детстве,
у него и остается, недаром английская пословица говорит:
<Скаут однажды --- скаут на всю жизнь>. И, конечно, еще скаутизм --- это
наша дружба, общение, поддержка друг друга в трудный
час, наше братство: в ОРЮР все являются друг другу братьями и
сестрами. И всегда нам сопутствует наш клич: <Всегда готовы! За
Россию!>
Конечно, и у нас есть проблемы. И финансовая, и
материальная, и проблема свободного времени. Одна из острейших
проблем --- отношения со Всемирной Организацией Скаутского
Движения (ВОСД). В России ВОСД представляет Федерация Скаутов
России (ФСР), а в Петербурге --- Ассоциация Скаутов Петербурга
(АСП), являющаяся субъектом ФСР. В 1945 г. все национальные
скаутские организации в изгнании были исключены из
Международного Бойскаутского Бюро, по чисто политическим
причинам. В то время США и Англия были союзниками Сталина и
начали широкое наступление на русскую эмиграцию, везде, где было
можно. В первую очередь это проявилось в массовых насильственных
репатриациях в СССР, когда сотни тысяч людей были выданы на
расправу МГБ СССР. Исключение составила лишь лига Армянских
Скаутов, так как армянская диаспора за рубежом дала МББ
солидную взятку. С тех пор НОРС-ОРЮР не имели контактов с
ВОСДом, всячески обвинялись им, но продолжали работу,
невзирая на клевету. Грустно признать, что наши (все-таки)
братья из АСП и ФСР и сейчас в России продолжают в том же духе.
Есть между ОРЮР и ФСР разногласия и идеологического
характера. ФСР строит <новый российский скаутизм>, их не
интересует ни прошлое, ни настоящее, а только будущее. Для
ФСР скаутизм возник и начался с 1992 года, а мы считаем себя
прямыми наследниками 1-ого скаутского отряда О. И. Пантюхова,
созданного в 1909 г., нас интересует религия, история России,
ее корни и традиции, как и корни и традиции русского
скаутизма. И все же мы никогда не забываем, что: <Разведчик
--- друг всем и брат всякому другому разведчику>.
Но главная проблема --- руководители, строевики. Детей-то
сейчас мы можем набрать сколько угодно, к нам очень многие
хотят, другое дело, что взрослых витязей и руководителей,
которые работали бы с ними, увы, очень мало.
И все-таки это не мешает нам работать.
Ибо каждый из нас нашел свой путь служения России, каждый
раз, расходясь со сборов, мы тихонько шепчем себе:
<Счастливой разведки! Ищите новые пути>.
Постскриптум: Если кого-то заинтересует изложенное выше,
или он захочет что-то оспорить, с автором можно связаться через
редакцию или писать по адресу:
Нас десять --- вы слышите, десять,
А старшему --- нет двадцати.
Конечно, конечно, нас можно повесить,
Но прежде нас нужно найти.
192241 Санкт-Петербург
ул. Пражская 33, кв. 195
Александрову Кириллу.