Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Владимир Круглов

Инкубатор для золотых цыплят
или путешествие в школу за колючей проволокой

Всякий разумный человече, не обделённый творческим талантом, норовит что-нибудь оставить после себя на земле. Художники рисуют, писатели пишут, политики избираются на третий срок... Те же, кого Бог творчески обидел — воспитывают детей…

Большинство родителей есть люди здравомыслящие, которые понимают, что для того чтобы дать своему ребенку образование и воспитать его в должной мере требуются специальные знания и умения. Поэтому они ведут своих чад в школы.

Если родительский кошелёк тонок — можно определить отпрыска в дворовую муниципальную школу. Если потолще — в школу уровнем повыше, гимназия, лицей. А вот для тех, кто по уровню своей служебной иерархии стоит о-о-очень высоко есть специальные школы. В одной из таких мне выпало «счастье» побывать.

Было это в одном богатом нефтью регионе страны. Я, методист городского дворца детей, пребывал в этом регионе в участником слёта педагогических отрядов.

На второй день к нам подошёл областной чиновник и предложил нашей делегации провести в одной из специальных школ коллективно-творческое дело на развитие способностей. Прозрачно намекнул, что в этой школе учится Главный ребёнок региона, остальные дети недалеко от него ушли. В этом деле мы не новички, но опыта работы с таким контингентом детей у нас не было, поэтому мы с интересом и холодком в груди ждали следующего дня.

Областной чиновник строго держал в секрете место, в котором нам предстоит обрушить на детишек своё обаяние. То говорил: 30 километров от города, то 70…

При обсуждении нюансов мой коллега Саша упомянул, что все участники наших дел застрахованы в страховом обществе «Гарантия». На это чиновник усмехнулся из под бровей и сказал, что если с кем-нибудь из этих детей что-нибудь случится — никого из нас просто не найдут. Мы искренне обрадовались…

Непосредственно перед игрой выяснилось, что перед нами у ребят будет мастер-класс по обращению с дикими ядовитыми животными и насекомыми. Родители, дескать, попросили. Часто, мол, приходится бывать ребяткам в разных уголках мира в прямом общении с живой природой — кобры там разные, скорпионы. Тарантулы. Надо знать: как их там гладить — по шерстке или против.

В своей многогранной творческо-педагогической деятельности мне конкурировать с кобрами ещё не доводилось.

Итак, в назначенный день и час мы погрузились в заказанный микроавтобус, тут наконец, стало известно куда мы все-таки едем, до последнего момента я думал что нам завяжут глаза.

Мы приехали, нас встретила охрана в воротах высокого забора с колючей проволокой. Подозреваю, что она была под током, но проверять мы не стали. На КПП у нас забрали паспорта, и мы поняли, что если что-то, действительно, живыми мы отсюда не уйдём. Начальник службы безопасности предупредил, что фотографировать нельзя, пристрелят сразу. Да и то — зачем шокировать широкую общественность глубиной и разнообразием мира. Оставалось только запоминать увиденное.

Пейзаж напоминал скорее территорию роскошного отеля, нежели школы. Идеально подстриженные газончики среди которых торчали островки разровненного грабельками песка, в котором возвышались разные лазалки, качели и горки. Дорожки, ограниченные по краям каменной крошкой, торчащие из травы фонтанчики для полива воды.

В корпусах, где ребята живут и учатся, нам побывать не довелось, кроме одного — административного. Там располагалось кафе со скучающей продавщицей, конференц-зал с кожаными креслами, за стеклянной дверью с плотными занавесками угадывался бассейн. Нам в пользование чтобы переодеться и сложить вещи была выделена абсолютно пустая комната. Ламинат на полу, огромная площадь и большие светлые окна за жалюзи — подозреваю, что это была раздевалка бассейна, потому что в углу стояли шкафчики для одежды.

Мы прошлись по территории, прикидывая расположение тех или иных этапов нашей игры. Территория вдохновляла. Беседки, открытое футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, многочисленные лазалки были расположены достаточно свободно, не мешая друг другу. Разгуляться было где. За корпусами и дальними площадками угадывался забор все с той же колючей проволокой по верху. Слегка удивило отсутствие вышек с пулемётами.

Основная часть нашего дела должна была пройти на большой поляне перед красивым зданием из дерева, стекла и плитки. Оно производило впечатление концертного зала, но потом я понял, что это — теннисный корт. Нам предстояло развлекать около 80 детей в разного возраста.. Нас предупредили, чтоб мы не удивлялись большому количеству взрослых, т.к. многие ребята — с телохранителями. Мы послушно не удивлялись.

Игра началась с того, что дети, пресыщенные тарантулами, поначалу совершенно не жаждали вникать в наши игры. Потом, понемногу разошлось. Мы не без трудностей разделили их на команды, кому-то не хватило бейджика… пришлось срочно искать что-то взамен чтобы детская неокрепшая психика не получила травмы. Но это мелочи.

Следующим непростым шагом было придумывание названий и девизов команд. В общем-то дети справились… собрались в кучки и придумали… Потом им предстояло громко и дружно эти названия и девизы выкрикнуть… У нас появились плохие предчувствия… И они нас не обманули…

Первая же команда с ехидными улыбками нестройно прокричала, что она называется… нет, не могу воспроизвести. А девиз у них… Дорожа репутацией газеты, редактор всё равно вычеркнет этот трёхэтажный мат, а более пристойных аналогов в русском языке нет. Более младшие команды придумали менее жёсткие варианты, это было всего лишь лёгкое сквернословие.

Кое-как эту неловкую ситуацию, после которой в воздухе повис приличного размера знак вопроса, удалось сгладить, и мы отправились в путь по этапам. Игра, которую мы проводили была похожа на Форд Байярд: преодоление препятствий, разгадки, логические задачи — типичный тренинг на сплочение.

Кстати говоря, учителя этих будущих хозяев страны радостно бегали, прыгали и смеялись вместе со своими подопечными — практически всегда, в том числе и тогда, когда детишки кричали свои названия и девизы.

Не знаю как мои коллеги, но мне наибольшее удовольствие доставило наблюдение за этими учителями, которые были гораздо более азартны, чем их воспитанники. На каждом конкурсе, видя, что детки вялы и апатичны, кидались их подталкивать — то вырывали у них из рук веревочки подвесного лабиринта, то расталкивали всех на ковре-самолете…

После «Круга ключей» был «Круг подсказок», и ребята мало-помалу втянулись. В финале всё уже шло довольно бодро, но слегка напрягало полное игнорирование детьми каких-либо правил. В частности, когда мы прибегали на очередное испытание, мне приходилось практически грудью закрывать мастера игры от растерзания, ибо каждый из ребяток норовил потрогать мастера за плащ и заглянуть ему под опущенный капюшон, несмотря на крики: «К мастеру игры подходить нельзя!»

Закончилось всё почти хорошо. Ребятишки таки собрали карту из кусочков, принесли сундук с подарками — правда тут подкачала администрация школы — подарки в сундук клали они, и после открывания оного у многих ребят эти дары энтузиазма не вызвали, не говоря уже о том, что кому-то их просто не досталось.

После раздачи призов мы попрощались с детками, которые, по-моему, тут же исключили нас из зоны своего внимания. Во всяком случае, в ответ на моё «до свидания, ребята!» из 13 детей мне ответил один.

Благодарная администрация школы перед этим напоила нас и накормила (ну очень хорошо накормила, читатель эдаких блюд, наверное, никогда и не едал), говорила разные хорошие слова и выражала надежду на дальнейшее сотрудничество…

А я, почему-то, вдруг очень пожалел этих несчастных детей. Они никогда не были в метро и не лазили по стройкам. Они не знали радости от ясного утра в палатке на берегу озера где-нибудь в Карелии или даже в их родном, богатом природой крае. Они не играли в войнушку среди деревьев, не гребли на байдарке, не обжигались печёной картошкой… Им не знакомо счастье общения в здоровом, творческом детском коллективе.

У них неотлучно маячат за спиной охранники, а любую еду предварительно пробуют 10 биохимиков…

Впрочем, у них своё представление о счастье и, и видимо, своим, специфическим счастьем они счастливы будут.

Но все мы, когда усталые, опустошенные сели в автобус и колючая проволока скрылась вдали, молчали думали о том, что Господь к нам милостив, ибо не дал нам наказания в виде богатства безмерного и власти необъятной.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько дней в обычном году?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Ира Mon 18-May-2009 21:11:35  
   Москва  

ты знаешь)только сейчас дочитала до конца всю историю)
и только сегодня читала об этом у ямбурга в декамероне...и рада безмерно, что понимаю и разделяю твои ощущения от этого)))



  aamst Wed 13-May-2009 09:01:30  
     

Даа, обидно что такие вот будут потом страной править.



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100