Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников. Социальное воспитание в школьном классе. Созидание-гуляние.
16. Продуктивная (инновационная) игра
— совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т.ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Воспитательными возможностями продуктивных игр являются: развитие таких групп умений, как: анализировать различные проблемы, разрабатывать способы решения этих проблем, кратко формулировать основное содержание проекта, отстаивать собственные разработки в дискуссии и т.п. Продуктивная игра может использоваться при планировании деятельности класса в начале учебного года: выработка интересных идей, усиление креативности детей, выделение новых лидеров, формирование резерва детского самоуправления; детальная разработка плана с учетом специфики детского объединения.
Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:
— наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;
— разделение участников на небольшие (8-12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;
— прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;
— наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.
Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (первое пленарное заседание), работа по группам, общий сбор-финиш (последнее пленарное заседание). На первой встрече осуществляются постановка проблемы и объяснение правил игры, на заключительной — группы демонстрируют созданные информационные продукты, подводятся итоги. Более сложный вариант проведения продуктивной игры включает промежуточные сборы участников, которые призваны подвести итоги промежуточного этапа работы и наметить задачи следующего шага. Поэтому для успешного проведения продуктивной игры требуется одно помещение, способное вместить всех участников совместной деятельности и несколько помещений (по количеству рабочих групп).
Продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».
Близкой к продуктивной игре можно считать позиционные (организационно-деятельностные игры — ОДИ). Задачами, которые решают ОДИ принято считать помощь участникам в организации собственной деятельности (осознание собственной позиции — самоопределение и проектирование собственной деятельности). По структуре организации пространства и времени ОДИ мало отличается от продуктивной игры: пленарные заседания и групповая работа. В организационно-деятельностной игре большая роль принадлежит игротехнической команде — организаторам совместной деятельности. Эту роль могут играть только специально подготовленные взрослые. ОДИ и продуктивная игра могут продолжаться несколько дней. В этом случае каждому дню, как правило, формулируются задача и тема.