Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников. Социальное воспитание в школьном классе.
Созидание-гуляние как особый тип форм воспитательной работы классного руководителя
Второй тип форм воспитательной работы с детским коллективом мы назвали статически-динамическим, или «созидание-гуляние». Такое двойное название связано с этнокультурным аналогом форм коллективной (соборной) жизнедеятельности русской общины — совместный труд в помощь соседям: «помочи» и совместное гуляние после «сделанного дела». Вышеназванные явления в результате исторической трансформации дали три класса форм организации деятельности детского объединения: развлечение-демонстрация, совместное созидание, развлечение-коммуникация. Во втором типе, также как в первом сохраняются демонстрация и коммуникация, а вместо ритуала появляется совместное созидание. Созидание роднит с ритуалом то, что в основе обоих способов взаимодействия лежит предметное действие (в первом случае реальное, во втором — символическое). Класс развлечение — демонстрация включает такие формы как: ярмарка, представление в кругу, танцевальная программа; совместное созидание — трудовую акцию, подготовку к представлению, подготовку выставки. Третий класс второго типа (развлечение — коммуникация) содержит в себе продуктивную и ситуационно-ролевую игры, вечер общения в импровизированном кафе.
Схема № 3
Формы воспитательной работы
(тип «созидание-гуляние»)
Класс | Примеры |
Развлечение — демонстрация | Ярмарка, базар, рынок, вечер альтернатив, |
Елка, Костер | |
Дискотека, стар-тинэйджер, бал | |
Развлечение — коммуникация | Капустник, кабачок, заседание клуба, ассамблея, пир, посиделки |
Миг, БРИг, Рейнжерка | |
Инновационная игра, ОДИ | |
Совместное созидание | |
Субботник, атака, десант | |
Подготовка к представлению | |
Подготовка выставки |
Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.