Б. В. Куприянов
Вариативность социального воспитания школьников
Монография представляет собой собрание текстов по теории и методике воспитания школьников, опубликованных автором в различных изданиях последние двенадцать лет. Издание предназначено для классных руководителей, заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов-организаторов, студентов педагогических вузов, широкой научно-педагогической общественности.
- Предисловие >>
- Вариативность институциональных форм социального воспитания школьников >>
- Социокультурные основы вариативности социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей >>
- Вариативность социального воспитания в школе >>
- Сельская школа: варианты социокультурного самоопределения в социальном воспитании >>
- Детские общественные организации: инвариант и вариативность >>
- Авторские лагеря Костромской области — вариант социального воспитания учащейся молодежи >>
- Некоторые методологические проблемы исследования вариативности социального воспитания школьников >>
- В поисках гуманистического варианта социального воспитания >>
- Вариативность методов социального воспитания школьников >>
- Вариативность педагогических условий социального воспитания школьников >>
- Проектная деятельность в воспитании школьников: границы и варианты >>
- Социальное воспитания школьников в загородном лагере >>
- Сферы ответственности вожатого детского загородного лагеря: инвариант и варианты >>
- Игра-эпопея — вариант организации социального воспитания школьников в загородном лагере >>
- Социальное воспитание в школьном классе >>
- Вариативность форм воспитательной работы в школьном классе >>
Предисловие
Что было, то забудется едва ли.
Сорокалетье взяв за середину,
Мы постоим на этом перевале
И молча двинем в новую долину.
Ю. Визбор
Самая простая трактовка слова «монография» выводит на два принципиальных момента: «пишу один» и «пишу про одно». В данном случае и то и другое относительно. Эта работа фиксирует наши размышления за десять-двенадцать лет, мысли, воплотившиеся в эти тексты — плод разговоров с нашими коллегами, учениками, учителями. Трудно также жестко зафиксировать, что книга получилась про одно. В целом все вроде бы верно, все, что здесь представлено — размышления о воспитании. А с другой стороны, воспитание явление масштабное и многоаспектное, поэтому удалось ли нам, среди частностей, не потерять главное? Судить читателю.
Книга получилась как лоскутное одеяло — четыре части, четыре разных темы. Начинается книга наиболее свежими работами — исследованиями социального воспитания школьников. Основываясь на социально-педагогической концепции Анатолия Викторовича Мудрика, мы попытались представить три картинки о социальном воспитании в учреждениях дополнительного образования, школе, детских общественных организациях. Следующая часть посвящена общепедагогическим вопросам, к которым мы обращались в разное время: методы воспитания, педагогические условия, проектирование, гуманистические проблемы воспитания и т.д. Третий и четвертый раздел имеют прикладное назначение здесь излагаются вопросы методики воспитания в детском лагере и общеобразовательной школе.
Главный критерий, которым мы руководствовались при отборе материалов в это издание — опубликованность в различных приличных изданиях. Рассуждали при этом мы так, если статью взяли в журнал, сборник большого тиража, значит что-то в этом тексте, есть. Хотя не следует исключать и того, что причиной публикацией было хорошее отношение к автору. Так как монографию составляют статьи разных лет и в редакции последней версии, колоссальным недостатком является то, что некоторые мотивы, а порой даже фразы повторяются в разных статьях.
Надеюсь, что это издание будет полезно широкому кругу читателей: педагогам-воспитателям общеобразовательных школ, студентам педагогических вузов, исследователям.
Текст предоставлен автором для публикации на сайте «Технология альтруизма»
Выходные данные бумажной версии:
Кострома 2007
УДК 371.485
ББК 74.200.584-5
Куприянов Б.В. Вариативность социального воспитания школьников: Монография. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. — 170 с.
ISBN 978-5-98342-097-7
Корректор В.С. Фастова
ИД № 03618 от 25. 12. 2000.
Подписано в печать 29.11.2002
Формат 60х90/16
Условных печатных листов - 6, Уч.-изд.л. 6,2.
Тираж 100 экз.