Сергей Смирнов (Кострома).
Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса. Глава II. Эмпирическое исследование использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса
§ 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
В ходе исследования эффективности воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса возникает необходимость отслеживания динамики развития ценностных ориентаций кадет и курсантов (выпускников кадетского корпуса), выяснения степени принятия ими социальных ролей, уровня значимости предлагаемых характеристик от периода пребывания в воинской среде.
Для выявления эффективности предложенной нами модели и методики использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса нами было проведено исследование на базе Костромского Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетского корпуса по известной методике «Кто я?». В основу исследования мы посчитали возможным положить предположение, что динамика социальных ролей кадет заключается в том, как изменяется представление воспитанника о себе, как носителе определённой совокупности ролей, за период обучения в кадетском корпусе. Мы предполагали, что основными сферами, в которых должны быть выражены социальные роли воспитанников кадетского корпуса, являются семейные отношения, отношения в воинской среде, межличностные отношения, отношения в учебной деятельности, отношения, связанные с досугом. Методика была проведена с учащимися 10-х (диагностика осени 1999 года) и 11-х (замер весны 2001 года) кадетских классов, количеством 53 и 43 человека соответственно. Возраст испытуемых 13-14 и 16-17 лет. Испытуемым было предложено 10 раз ответить на вопрос «Кто я?».
По результатам исследования были установлены следующие группы социальных ролей:
1). Военные роли (например: кадет, командир, будущий офицер и т.д.)
2). Семейные роли (сын, внук, брат и т.д.)
3). Коммуникативные роли (товарищ, друг, помощник и т.д.)
4). Досуговые роли (спортсмен, художник, футболист, рыболов и т.д.)
5). Ученические роли (ученик, отличник, троечник и т.д.)
6). Гражданские роли (патриот, гражданин, костромич и т.д.)
7). Экзистенциальные роли (умный, хороший, любимый и т.д.)
8). Общечеловеческие роли (человек, личность и т.д.)
9). Субкультурные роли («приколист», «пацан», «репер» и т.д.)
10). Половые роли (мужчина, парень и т.д.)
11). Нравственные роли (сильный, смелый и т.д.)
Полученные данные обрабатывались следующим образом: каждая из перечисленных воспитанниками ролей была отнесена к сформированным 11 группам. Далее путём сложения мы получили количественные данные по каждой из групп, которые в процентном соотношении приведены в таблице:
Таблица № 11.
№ п/п | Сфера отношений (группа социальных ролей) | 10 класс (в %) | 11класс (в %) |
1 | Военная | 15,6 | 20,5 |
2 | Семейная | 33,2 | 13,3 |
3 | Коммуникативная | 11 | 13 |
4 | Досуговая | 10 | 9,4 |
5 | Ученическая | 7,7 | 10,8 |
6 | Гражданская | 2,3 | 6,9 |
7 | Экзистенциальная | 4,4 | 6,1 |
8 | Общечеловеческая | 3 | 8,6 |
9 | Субкультурная | 5,8 | 4,4 |
10 | Половая | 1,2 | 2 |
11 | Нравственная | 5,8 | 5 |
Итого | 100% | 100% |
Анализируя результаты исследования, мы пришли к ряду выводов.
Результатами исследования подтверждены роли: семейные, военные, ученические, коммуникативные, досуговые. Кроме этого, выявлены также такие роли, как общечеловеческие, гражданские, субкультурные, половые, нравственные, экзистенциальные.
В выборке 10-х классов (факты приведены в численном выражении) преобладают семейные роли (33,2%), так как адаптация к условиям проживания в кадетском корпусе, на наш взгляд, усиливает значимость семьи. На втором месте стоит группа военных ролей (15,6%), что связано со значимостью кадетского корпуса. Большое значение коммуникативных (11%) и досуговых ролей (10%) объясняется возрастными особенностями. Ученические роли (7,7%) в процентном соотношении уступают также исходя из возрастной тенденции. Нравственные (5,8%), субкультурные (5,8%) и экзистенциальные (4,4%) роли занимают положение ниже среднего, а на последнем месте стоят половые (1,2%) и гражданские (2,3%) роли.
В выборке 11 классов (факты также приведены в численном выражении) доминирует группа военных ролей (20,5%). Мы предполагаем, что это объясняется социально-профессиональным самоопределением воспитанников. По-прежнему значимы семейные роли (13,3%), но, так как в этот возрастной период начинается отход от семьи, среди наиболее предпочитаемых находятся коммуникативные роли (13%). Среднее положение занимают досуговые (9,4%), ученические (10,8%) и общечеловеческие (8,6%) роли. Предположительно это объясняется возрастными особенностями, когда для старшего подростка важно его становление как личности. Нижнюю строчку занимает половая роль (2%). Падает значимость субкультурных ролей (4,4%), потому что, на наш взгляд, пребывание в кадетском корпусе формирует свою субкультуру. Средние позиции занимают гражданские (6,9%) и нравственные (5%) роли.
Анализируя результаты исследования, мы пришли к выводу, что, если принять динамику социальных ролей, которая следует из результатов диагностики, можно говорить об усилении у воспитанников военно-патриотического компонента эмоциональной сферы и о возрастании значимости учебной деятельности за период обучения в кадетском корпусе. На наш взгляд, это обусловлено влиянием окружающей среды, в которой для подростков складывается новая социальная ситуация развития, где они реально взаимодействуют с областью военных норм и правил поведения, осознанно определяют свою принадлежность к сообществу с его моделью взаимоотношений, символами и ритуалами.
Таблица № 12.
Итоги ранжирования основных событий кадетами второго года обучения
Определить свое место среди других | Почувствовать свою сопричастность к происходящему | Понять причины своих успехов и неудач | Активно участвовать в общении и взаимодействии | Почувствовать свой успех в деятельности | Больше узнать о своих сильных и слабых сторонах | Получить признание окружающих | Получить удовольствие | Овладеть новыми знаниями и умениями | Определить традиционность | ИТОГО | |
Военно-полевой выход | 165/6 | 156/8 | 154/9 | 169/4 | 168/5 | 172/3 | 164/7 | 154/10 | 175/2 | 177/1 | 1654/3 |
Клятва кадет | 172/2 | 172/3 | 162/7 | 168/4 | 163/6 | 166/5 | 159/9 | 162/8 | 156/10 | 180/1 | 1660/2 |
День памяти 15 февраля | 157/3 | 155/7 | 156/6 | 158/2 | 157/5 | 155/8 | 153/9 | 151/10 | 157/4 | 171/1 | 1570/5 |
День открытия КК 6 мая | 160/6 | 161/5 | 158/7 | 176/2 | 163/4 | 157/9 | 176/3 | 156/10 | 158/8 | 180/1 | 1645/4 |
9 мая | 155/4 | 147/8 | 153/6 | 160/2 | 157/3 | 154/5 | 148/8 | 146/10 | 151/7 | 161/1 | 1532/7 |
Выпуск из корпуса | 176/5 | 184/2 | 168/77 | 177/4 | 176/6 | 168/8 | 156/10 | 180/3 | 161/9 | 190/1 | 1736/1 |
День училища | 165/2 | 156/3 | 148/7 | 153/5 | 145/9 | 137/10 | 156/4 | 153/6 | 147/8 | 176/1 | 1536/6 |
Итого | 1150/3 | 1131/4 | 1099/10 | 1161/2 | 1129/5 | 1109/7 | 1112/6 | 1102/9 | 1105/8 | 1235/1 | 11333 |
Учащиеся второго года обучения- 39 чел.
Первая цифра означает количественные показатели по итогам ранжирования. Вторая цифра, расположенная через черту — порядковый номер в рейтинге.
Таблица № 13.
Итоги ранжирования основных событий кадетами первого года обучения
Определить свое место среди других | Почувствовать свою сопричастность к происходящему | Понять причины своих успехов и неудач | Активно участвовать в общении и взаимодействии | Почувствовать свой успех в деятельности | Больше узнать о своих сильных и слабых сторонах | Получить признание окружающих | Получить удовольствие | Овладеть новыми знаниями и умениями | Определить традиционность | ИТОГО | |
Военно-полевой выход | 160/1 | 157/2 | 137/8 | 148/6 | 141/7 | 149/5 | 132/10 | 133/9 | 152/4 | 156/3 | 1465/3 |
Клятва кадет | 165/3 | 171/2 | 147/9 | 159/4 | 149/8 | 146/10 | 153/6 | 157/5 | 153/7 | 175/1 | 1575/2 |
День памяти 15 февраля | 136/7 | 144/4 | 147/2 | 133/9 | 137/6 | 147/3 | 133/10 | 141/5 | 136/8 | 152/1 | 1406/7 |
День открытия КК 6 мая | 162/3 | 160/4 | 159/5 | 152/7 | 169/1 | 156/6 | 147/9 | 149/8 | 146/10 | 165/2 | 1565/4 |
9 мая | 158/3 | 161/2 | 147/10 | 149/6 | 149/7 | 153/5 | 148/9 | 149/8 | 154/4 | 168/1 | 1536/5 |
Выпуск из корпуса | 162/3 | 158/6 | 152/9 | 161/4 | 152/10 | 163/2 | 155/8 | 160/5 | 157/7 | 170/1 | 1590/1 |
День училища | 156/2 | 152/5 | 143/9 | 153/3 | 151/6 | 144/10 | 147/8 | 153/4 | 151/7 | 167/1 | 1517/6 |
Итого | 1099/3 | 1103/2 | 1032/9 | 1055/5 | 1048/7 | 1058/ 4 | 1015/ 10 | 1042/8 | 1049/6 | 1153/1 | 10654 |
Учащиеся первого года обучения — 37чел.
Первая цифра означает количественные показатели по итогам ранжирования. Вторая цифра, расположенная через черту — порядковый номер в рейтинге.
Таблица № 14.
Итоги ранжирования основных событий жизнедеятельности кадетского корпуса выпускниками (курсантами 1 курса)
Определить свое место среди других | Почувствовать свою сопричастность к происходящему | Понять причины своих успехов и неудач | Активно участвовать в общении и взаимодействии | Почувствовать свой успех в деятельности | Больше узнать о своих сильных и слабых сторонах | Получить признание окружающих | Получить удовольствие | Овладеть новыми знаниями и умениями | Определить традиционность | ИТОГО | |
Военно-полевой выход | 86/22 | 73/7 | 65/8 | 78/3 | 75/5 | 78/4 | 50/10 | 56/9 | 100/1 | 75/6 | 736/ 5 |
Клятва кадет | 68/10 | 90/1 | 71/ 9 | 79/5 | 80/3 | 72/8 | 79/6 | 80/4 | 73/7 | 90/2 | 782/2 |
День памяти 15 февраля | 70/4 | 78/2 | 67/6 | 77/3 | 66/9 | 61/10 | 69/5 | 67/7 | 67/8 | 90/1 | 712/7 |
День открытия КК 6 мая | 86/6 | 94/1 | 83/7 | 90/4 | 87/5 | 74/10 | 82/ 8 | 92/3 | 77/ 9 | 94/2 | 859/1 |
9 мая | 70/7 | 77/23 | 65/10 | 73/5 | 71/6 | 69/8 | 75/4 | 77/3 | 69/9 | 86/1 | 732/6 |
Выпуск из корпуса | 79/4 | 83/1 | 75/8 | 79/5 | 78/6 | 74/9 | 77/7 | 80/3 | 68/10 | 83/2 | 776/ 3 |
День училища | 75/7 | 79/3 | 67/10 | 77/5 | 77/6 | 71/8 | 81/2 | 78/4 | 70/9 | 91/1 | 766/4 |
Итого | 534 /4 | 574/ 2 | 493/10 | 553/ 3 | 534/5 | 499/9 | 513/8 | 530/6 | 524/7 | 609/1 | 536/3 |
Выпускники кадетского корпуса — 19 человек.
Первая цифра означает количественные показатели по итогам ранжирования. Вторая цифра, расположенная через черту — порядковый номер в рейтинге.
Для обработки полученных данных мы использовали рейтинг — каждому признаку был присвоен ранг в соответствии с набранным количеством выборов. После этого мы присвоили каждому исследуемому свойству баллы в соответствии с рангом в обратном соотношении: первые ранги — максимальное количество баллов.
Ранг | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во баллов | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Рассуждая таким образом, мы получили данные по каждому признаку:
Признак А: определить свое место среди других: 8 баллов/8 баллов (кадеты 2 года обучения / кадеты 1 года обучения).
Б: почувствовать свою сопричастность к происходящему: 7 баллов/ 9 баллов.
В: понять причины своих успехов и неудач: 1 балл/2 балла.
Г: активно участвовать в общении и взаимодействии: 9 баллов/6 баллов.
Д: почувствовать свой успех в деятельности: 6 баллов/ 4 балла.
Е: больше узнать о своих сильных и слабых сторонах: 4 балла/ 7 баллов.
Ж: получить признание окружающих: 5 баллов/ 1 балл.
З: получить удовольствие: 2 балла/ 3 балла.
И: овладеть новыми знаниями и умениями: 3 балла/ 5 баллов.
К: определить традиционность: 10 баллов/ 10 баллов.
Анализ ранжирования кадетами основных событий и мероприятий дает право утверждать, что наиболее значимыми в течение года были следующие дела: выпуск из кадетского корпуса, клятва кадет, военно-полевой выход.
Среди значимых ситуаций наибольший рейтинг получили такие индивидуальные результаты, как:1. Следование традициям (кадеты 1 и 2 года обучения). 2. Активное участие в общении и взаимодействии (кадеты 2 года обучения), чувство своей сопричастности к происходящему (кадеты 1 года обучения). 3. Определение своего места среди других (кадеты 1 и 2 года обучения).
На наш взгляд, высокий уровень традиционности отмеченных событий, необходимость чувствовать свою сопричастность к происходящему могут говорить о степени значимости деятельности, в которую включены воспитанники. Желание активно участвовать в общении и взаимодействии, иметь возможность определить свое место среди других соответствуют потребностям старшего подросткового возраста. Все наиболее значимые из перечисленных событий проводятся при широком использовании всего набора символов и атрибутов кадетского корпуса (знамя, строй, парадная форма одежды и др.). Можно сделать предположение о степени их эмоционального воздействия на чувства кадет.
Обрабатывая данные опроса курсантов 1 курса, мы получили данные по каждому признаку:
Признак А : определить свое место среди других: 7 баллов.
Б: почувствовать свою сопричастность к происходящему: 9 баллов.
В: понять причины своих успехов и неудач: 1 балл.
Г: активно участвовать в общении и взаимодействии: 8 баллов.
Д: почувствовать свой успех в деятельности: 6 баллов.
Е: больше узнать о своих сильных и слабых сторонах: 2 балла.
Ж: получить признание окружающих: 3 балла.
З: получить удовольствие: 6 баллов.
И: овладеть новыми знаниями и умениями: 4 балла.
К: определить традиционность: 10 баллов.
Анализ ранжирования основных событий и мероприятий курсантами — выпускниками корпуса дает право утверждать, что наиболее значимыми в течение года были следующие дела: День открытия кадетского корпуса, клятва кадет, выпуск из корпуса.
Среди значимых ситуаций наибольший рейтинг получили такие индивидуальные результаты, как: 1. Следование традициям; 2. Чувство своей сопричастности к происходящему; 3. Активное участие в общении и взаимодействии.
Сравнивая результаты диагностики кадет и курсантов, можно выявить некоторые сходства и различия в определении предпочитаемых ключевых мероприятий цикла. Все респонденты останавливают свой выбор на клятве кадет и выпуске из корпуса, возможно, потому, что оба эти дела несут ярко выраженную эмоциональную окрашенность, воздействующую на сферу чувств. Кроме этого, в ходе проведения названных дел каждый воспитанник чувствует свою сопричастность происходящему, ощущает долю своего участия и ответственности. Кадеты в числе предпочитаемых мероприятий называют военно-полевой выход, что можно объяснить новизной данного дела, в то время как курсанты (выпускники кадетского корпуса) уже неоднократно принимали участие в лагерных сборах. В ходе военно-полевого выхода происходит освоение новых практических знаний, умений, навыков, закладываются первые впечатления о военной службе, основы коллективных взаимоотношений. В отличие от кадет, курсанты (выпускники кадетского корпуса) отмечают значимость такого ключевого дела, как день открытия корпуса. Это событие произошло в момент их пребывания в стенах корпуса; непосредственное участие в мероприятиях, приуроченных к нему, оставило сильные впечатления, которые способствуют осознанию важности произошедшего в том плане, что честь участвовать в подобных событиях выпадает не каждому поколению воспитанников. Необходимо отметить и тот факт, что проведение диагностики совпало с днями традиционного празднования Дня открытия корпуса, курсанты (выпускники кадетского корпуса) принимали участие во встрече поколений, и впечатления от последних событий еще ярко сохранились в их памяти.
Третьим блоком диагностики было ранжирование принципов-правил и составление каждым учащимся своего видения списка заповедей кадет. Большое значение при интерпретации результатов придавалось порядку расположения респондентами предложенных правил.
Таблица № 15.
Ранжирование правил жизни кадет
9 кл. | % | 11кл. | % | 1 курс | % | итог | |
1 смысловая группа | |||||||
Быть верным России и относиться уважительно к ее прошлому. | 31 | 91 | 34 | 81 | 16 | 84 | 1-2-3 |
Уважать религии. | 10 | 29 | 8 | 19 | 4 | 21 | |
Уважать русские старые обычаи. | 12 | 35 | 12 | 29 | 2 | 11 | |
Помнить, чье имя носим (России, имя корпуса и т.д.). | 13 | 38 | 20 | 48 | 13 | 68 | 6 |
Сохранять русский воинский строй и выправку. | 9 | 26 | 18 | 43 | 11 | 58 | 8-9 |
Подчиняться доброй волей. | 3 | 9 | 2 | 5 | 1 | 5 | |
2 смысловая группа | |||||||
Любить корпус. | 16 | 47 | 24 | 57 | 16 | 84 | 1-2-3 |
Не грязнить гнездо и будущие воспоминания о своем детстве, отрочестве и юности. | 7 | 21 | 7 | 18 | 4 | 21 | |
Оберегать дом корпуса и все в нем. | 9 | 26 | 21 | 50 | 12 | 63 | 7 |
Соблюдать в корпусе гостеприимство. | 9 | 26 | 9 | 21 | 7 | 37 | |
Не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса. | 17 | 50 | 16 | 38 | 7 | 37 | |
Соблюдать форменность кадетской одежды. | 7 | 21 | 14 | 33 | 6 | 32 | |
3 смысловая группа | |||||||
Быть бодрым. | 5 | 15 | 11 | 26 | 3 | 16 | |
Смотреть людям в глаза. | 8 | 24 | 8 | 19 | 9 | 47 | |
Быть честным во всем. | 19 | 56 | 19 | 45 | 5 | 26 | |
Закалять свою волю. | 13 | 38 | 22 | 52 | 8 | 42 | |
Быть везде и всегда «с поднятым забралом». | 5 | 15 | 9 | 21 | 2 | 11 | |
«Терпеть безропотно лишенья». | 6 | 18 | 4 | 10 | 8 | 42 | |
Помнить, что честен в великом лишь честный в малом. | 3 | 9 | 2 | 5 | 0 | 0 | |
Не обманывать. | 15 | 44 | 19 | 45 | 7 | 37 | |
Не лгать. | 15 | 44 | 13 | 31 | 5 | 26 | |
Не хвастаться. | 10 | 29 | 13 | 31 | 3 | 16 | |
Не хамить. | 15 | 44 | 10 | 24 | 6 | 32 | |
Не быть грубым. | 18 | 53 | 10 | 24 | 2 | 11 | |
Быть приличным. | 6 | 18 | 9 | 21 | 0 | 0 | |
Не опускаться. | 12 | 35 | 19 | 45 | 8 | 42 | |
Быть чистоплотным. | 1 | 3 | 6 | 14 | 1 | 5 | |
Держаться скромно. | 4 | 12 | 5 | 12 | 1 | 5 | |
Не сквернословить. | 6 | 18 | 4 | 10 | 2 | 11 | |
Соблюдать трезвость. | 12 | 35 | 3 | 7 | 1 | 5 | |
Знать свои недостатки. | 10 | 29 | 13 | 31 | 2 | 11 | |
Не оправдываться ни тем, что «все по-волчьи воют», ни тем, что «один в поле не воин». | 6 | 18 | 4 | 10 | 4 | 21 | |
Быть, а не казаться. | 3 | 9 | 13 | 31 | 6 | 32 | |
Быть благодарным. («Благодарность — первый взнос в уплату долга или «шестое чувство человека»). | 13 | 38 | 19 | 45 | 9 | 47 | |
4 смысловая группа | |||||||
Помогать товарищам. | 27 | 79 | 35 | 83 | 16 | 84 | 1-2-3 |
Не завидовать. | 12 | 35 | 18 | 43 | 7 | 37 | |
Поддерживать выдающихся. | 1 | 3 | 0 | 0 | 1 | 5 | |
Не нарушать прав собственности. | 5 | 15 | 15 | 36 | 1 | 5 | |
Делиться. | 17 | 50 | 25 | 60 | 10 | 52 | 10 |
Не делать бесчестного даже ни ради товарищества. | 4 | 12 | 6 | 14 | 1 | 5 | |
Не преклонять служебный долг перед долгом товарищества. | 6 | 18 | 4 | 10 | 3 | 16 | |
Не оскорблять. | 18 | 53 | 12 | 29 | 1 | 5 | |
Почитать требующего по долгу службы. | 1 | 3 | 2 | 5 | 5 | 26 | |
Помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество. | 10 | 29 | 12 | 29 | 11 | 58 | 8-9 |
Выдавать через старших: антинационалистов, воров и хулящих корпус. | 4 | 12 | 1 | 2 | 1 | 5 | |
Не доносить и не сплетничать. | 17 | 50 | 28 | 67 | 4 | 21 | |
Поддерживать взаимную уважительность. | 10 | 29 | 9 | 21 | 7 | 37 | |
Поссорившись, думать о мире. | 8 | 24 | 8 | 19 | 5 | 26 | |
Младшим не драться, старшим не расправляться насилием. | 9 | 26 | 7 | 17 | 3 | 16 | |
Уважать молящегося. | 7 | 21 | 8 | 19 | 3 | 16 | |
Не дружить во вред товариществу. | 11 | 32 | 3 | 7 | 2 | 11 | |
Охранять младших кадет как братьев. | 8 | 24 | 20 | 48 | 8 | 42 | |
Если загрязнился, не грязнить чистых. | 4 | 12 | 8 | 19 | 3 | 16 | |
Не подводить товарищей под ответ за твои поступки. | 25 | 74 | 37 | 88 | 10 | 52 | 10 |
5 смысловая группа | |||||||
Не проявлять и не высказывать брезгливости | 2 | 6 | 12 | 29 | 5 | 26 | |
Соблюдать за едой приличия. | 4 | 12 | 3 | 7 | 0 | 0 | |
Не брать пищу для раздачи. | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 | |
Не выдавать грубостью и руганью своей ненаходчивости и ограниченности. | 7 | 21 | 5 | 12 | 5 | 26 | |
Уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, отдых, сон, труд и покой. | 20 | 59 | 37 | 88 | 14 | 74 | 5 |
Не бояться быть вежливым. | 14 | 41 | 9 | 21 | 6 | 32 | |
Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей. | 2 | 6 | 1 | 2 | 2 | 11 | |
Не лишать товарища удобств общежития. | 4 | 12 | 8 | 19 | 2 | 11 | |
6 смысловая группа | |||||||
Долг каждого — любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой жизни | 28 | 82 | 33 | 79 | 15 | 79 | 4 |
Самые большие подвиги добродетели совершать из любви к Отечеству. | 7 | 21 | 12 | 29 | 7 | 37 | |
Робкого пусть сделает храбрым слово «Отчизна». | 6 | 18 | 9 | 21 | 7 | 37 | |
Солдатом надо быть во имя Отчизны или из любви к делу, за которое пойдешь в бой. | 10 | 29 | 11 | 26 | 7 | 37 | |
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. | 7 | 21 | 8 | 19 | 5 | 26 | |
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая интересы своего Отечества. | 11 | 32 | 14 | 33 | 9 | 47 |
В обследовании участвовали кадеты первого года обучения (34 чел.); кадеты второго года обучения (42 чел.); курсанты 1 курса — выпускники кадетского корпуса (19 чел.). В качестве содержательной части использованы «Заповеди кадет Первого русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса». Учащимся была предложена следующая инструкция: прочитайте внимательно все 68 заповедей, на листке проставьте через запятую в строчку порядковые номера тех 20 заповедей, которые лично вы считаете необходимым исполнять в первую очередь, которые, на ваш взгляд, наиболее важны и первостепенны.
При обработке содержание было разбито на смысловые группы, включающие в себя: основы товарищества, основы патриотических чувств, основы коллективного общежития и взаимоотношений, отношение к корпусу и др. Далее методом подсчета процентного соотношения выделены наиболее значимые для испытуемых качественные характеристики, занимающие первые 10 строк в проведенном ранжировании.
Качественная и количественная обработка полученных данных позволяет говорить о существовании определенной динамики развития ценностных ориентаций кадет и курсантов, предполагать зависимость различных уровней значимости предложенных характеристик от периода пребывания в воинской среде.
Наиболее важными из предложенных установок кадеты и курсанты (выпускники кадетского корпуса) выделяют следующие патриотические ценности:
— быть верным России и относиться уважительно к ее прошлому — 91% /81% /84% (10 кл. / 11 кл./ 1 курс — выпускники)
— долг каждого — любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой жизни — 82% / 79% / 79%.
— помогать товарищам — 79% /83% / 84%.
— уважать чужое горе, печаль, радость и веселье, отдых, сон, труд и покой — 59% / 88% / 74% .
— не подводить товарищей под ответ за твои поступки — 74% / 88% / 52%.
Таким образом, вышеперечисленные характеристики входят в «десятку» предпочитаемых как среди кадет, так и среди курсантов, и их можно отнести к двум основным блокам предложенных установок: формирование основ патриотизма и воспитание чувства товарищества.
Кадетами первого года обучения (10 кл.) среди наиболее предпочитаемых характеристик также выделяются такие, как:
— быть честным во всем — 56%;
— не быть грубым — 53%;
— не оскорблять — 53%;
— не набрасывать тень на кадет своим поведением вне корпуса — 50%;
— не доносить и не сплетничать — 50%;
— делиться — 50%.
Значимость перечисленных установок, возможно, объясняется возрастным фактором и особым вниманием, уделяемым воспитанию в кадетах первого года обучения основ товарищества, правил коллективных взаимоотношений. Именно на первом этапе воспитания в кадетском корпусе у кадет происходит усвоение норм так называемого «кодекса кадетской чести», положения которого созвучны обсуждаемым заповедям.
Воспитанники второго года обучения — 11 класс — останавливают свой выбор на таких характеристиках, как:
— не доносить и не сплетничать — 67%;
— любить корпус — 57%;
— закалять свою волю — 52%;
— оберегать дом корпуса и все в нем — 50%.
Анализируя данные выборки, можно предположить, что особое отношение кадет к той среде, в которой они находятся в течение двух лет обучения, объясняется уже сложившейся системой взаимоотношений, особой значимостью окружения, достаточно весомым вкладом старших воспитанников в оборудование и поддержание «дома корпуса».
Данные опроса курсантов 1 курса — выпускников кадетского корпуса — позволяют в качестве первостепенной заповеди выделить: любить корпус — 84%. Кроме этого отмечаются:
— помнить, чье имя носим (России, имя корпуса и т.д.) — 68%;
— оберегать дом корпуса и все в нем — 63%;
— сохранять русский воинский строй и выправку — 58%;
— помнить: оскорбление товарища оскорбляет товарищество — 58%.
Можно говорить, что названные ценности играют большую роль, т. к. значимой частью в жизни курсантов из числа кадет являются непрерывная связь с корпусом, участие в традиционных корпусных мероприятиях, строевая подготовка курсантов, поддержание традиций товарищества, заложенных в период пребывания в корпусе.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность полностью подтвердила выдвинутую гипотезу и позволила сделать выводы о том, что критериями воспитанности патриотических чувств являются:
— уровень освоения и усвоения социальных ролей патриота, гражданина своей страны, защитника Отечества;
— степень принятия патриотических ценностей (устойчивость и глубина ассоциативных связей индивидуального и социокультурных контекстов);
— уровень адекватности субъективного восприятия ситуаций, объективно имеющих патриотическое значение.
Выводы по второй главе
В данной главе представлены результаты опытно-экспериментального исследования педагогических условий использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса.
При моделировании процесса воспитания патриотических чувств учащихся кадетских корпусов он представлен как педагогическое стимулирование переживаний субъектом отношений происхождения и похожести «Образа Я» и «Образа родной страны», привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.
В ходе исследования выявлено, что успешность воспитания патриотических чувств учащихся кадетского корпуса при использовании символов зависит от:
— особого свойства содержания и формы символов — возможности образовывать смысловые ассоциативные связи (интеграция общепринятых социально-значимых контекстов в индивидуальное субъективное значение воспитанника), которые называются «валетностью»;
— специфического режима способов предъявления символов — сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что понимается как «амбивалентность».
Применительно к процессу воспитания патриотических чувств посредством символики, валентность определяет то, насколько символы вызвали у воспитанника соответствующие эмоции, переживания, способствовали формированию представлений и образов. Обратной стороной валентности является отторжение учащимися значений и формы символики. Валентность символики обеспечивается непротиворечивостью значения символа ранее усвоенным смыслам; адекватностью ожиданиям; информированием (смысловым воздействием); заражением (эмоциональным воздействием).
Амбивалентность способов предъявления символов и социокультурных смыслов при использовании символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса реализуется следующим образом:
— создание особо субъективно-значимых ситуаций-событий, происходящих с определенной периодичностью и составляющих годовой цикл;
— постоянное присутствие в окружающей кадет социальной среде совокупности символов, что приводит к стихийному влиянию на сознание учащихся;
— существование индивидуальных (принадлежащих кадету) символов (форма одежды с размещенными на ней погонами, нарукавными и нагрудными знаками и т.д.), которые персонифицируются субъектом;
— наличие общественных символов, принадлежащих сообществу — имя, девиз, герб, знамя.
В настоящее время символами Костромского кадетского корпуса являются парадная и повседневная форма одежды, знамя, герб, девиз, нагрудный знак и свидетельство об окончании кадетского корпуса.
Характеризуя опытно-экспериментальную работу, следует отметить, что традиционные мероприятия, проводимые в кадетском корпусе как ключевые дела, дают возможность комплексного использования символики в процессе воспитания кадет. В ходе проведения ключевых дел используются такие символы кадетского корпуса, как знамя, герб, повседневная и парадная форма одежды и т.д.
Среди ритуалов, используемых в практике, можно выделить: ежедневные, периодические, единичные; комплексные, сложные, простые; воинские, церковные. В процессе использования символов-ритуалов кадетского корпуса возникает возможность приобщения к государственной символике, символам Вооруженных Сил РФ.
В ходе исследования выявлена определенная динамика развития ценностных ориентаций кадет и курсантов (выпускников кадетского корпуса); наличие различных уровней значимости предлагаемых характеристик от периода пребывания в воинской среде; динамика социальных ролей воспитанников.
Разработанная и экспериментально проверенная методика использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса включает в себя: использование пяти групп символов; отражение в символике принадлежности к государству, воинской службе, определенному кадетскому корпусу; фиксацию официального статуса в воинском коллективе; реализацию патриотических идей и именного покровительства в значении символов; соблюдение требований к техническому исполнению символов; информационное обеспечение субъективной значимости подготовки и стимулирование переживаний учащихся в ходе проведения ключевых дел — традиционных праздников.
<< Глава II § 2 || (Продолжение работы готовится к публикации)