Технология альтруизма
Оглавление раздела
Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Юрий Фрадкин (Jef), С.Петербург
Ирина Повстенюк, Винница

[источник]   [лицензия]

Принцип граблей (о наказании)

Наступил на грабли — получил по морде. Наступил на детские грабли — получил по... ну в общем куда надо получил.

Вот так и должно работать идеальное наказание. Оно должно вытекать из проступка и быть автоматическим, быстрым и связанным с проступком. Как у животных. Если котёнок или щенок сделал что-то не то, он либо получает сразу — либо вообще не получает.

Например — ребёнок протратил или украл деньги. Анализ такой: ребёнок считает, что родители должны тратить на него деньги, потому некая часть родительских денег — его. То есть ребёнок совершил не кражу, а самоуправство. По принципу граблей наказание должно состоять в том, что на что-то иное, важное для ребёнка, денег должно не хватить.

Цели наказания:

  • Снятие с ребёнка чувства вины и тревоги из-за ожидания наказания. Тут очень хорошо работает имитация шлепков. Ну а если снимать чувство вины не надо — стоит потормозить с наказанием разумное время, но постоянно напоминать, что оно будет.
  • Исправление последствий поступка. В идеале — так, чтобы страдал только ребёнок, но не окружающие (принцип граблей).
  • Предотвращение дальнейших проступков. То есть по принципу — «чтоб запомнил получше»
  • Месть. А вот чем меньше будет этого мотива в наказании — тем лучше.

Применяемые наказания:

  • Смена способа контроля денег на более жёсткую форму — за невыполнение обещаний, не целевое или неразумное расходование денег, порчу вещей.
  • Откладывание выдачи денег на более поздний срок — за не целевое или неразумное расходование денег, порчу вещей.
  • Недоверие, усиление контроля (в общем или по конкретным делам) — за невыполнение обещаний, обманы, потребление психоактивных средств, вызывающее поведение.
  • Конфискация какой-нибудь вещи на определенный срок или до выполнения какого-нибудь условия.
  • Имитация подзатыльников (резкий замах и мягкое касание).
  • Имитация шлепков по попе (резкий замах и мягкое касание).
  • Лишение права выбора распорядка дня.
  • Принуждение к выполнению каких-либо дел.

Способы контроля денег:

  • Бесконтрольно — контролируется только выполнение целей, на которые выделены деньги, конкретные траты не контролируются.
  • Мягкий отчёт — требуется перечисление покупок и потраченных на них денег.
  • Жёсткий отчёт — требуется предъявление чеков.
  • Обговоренно — требуется предварительное согласование списка покупок и цен, после покупке требуется отчёт.
  • Совместно — совместный поход в магазин.

Об одном наказании, которое не совсем наказание

Когда ребёнок ведёт себя плохо и особенно, когда он ведёт себя не только плохо, но и вызывающе, есть смысл скрутить его и с силой прижать к себе. Дать почувствовать полную силу взрослого человека. Рёбра так не сломаешь, да и синяки поставить сложно. :) Но!!! Многие дети при этом затихают. Причём такое впечатление, что они нарываются специально, чтобы их скрутили. То ли дело в том, что это та форма тактильного контакта, которую они готовы принять. То ли им не хватает защищённости и им нужно физически почувствовать, что есть сила, которая защитит их.

Принцип розетки

Эта методика носит называние «принцип розетки». Электроэнергия обеспечивает светом, теплом, но не стоит совать пальцы в розетку. Ибо возможны последствия для самого себя…

Подсказать ребенку образец поведения посредством шлепка? А может, стоит обидеться и перестать с ним на время играть? Значит — учить задумываться, что всякие его агрессивные действия принесут вред прежде всего самому малышу. При этом киндер не ощутил физическое страдание, на него не выплеснули негодование. А просто отвернулись значимые люди. Отвернулись потому, что таким способом защищали свои права и его безопасность.

В результате наступает момент, когда ребенок начинает понимать, что своим поведением он сам лишил себя игр и развлечений с папой, маминых песенок и сказок...

Да, родители его по-прежнему любят, так же внимательны и предупредительны. Но они расстроены и у них больше нет желания играть, улыбаться, гулять... Острое это чувство — одиночество...

И вот тут-то и начинает зарождаться новое личностное образование, когда ребенок начинает бояться не наказания, а обидеть или расстроить любимых людей. Страх огорчить или разочаровать их, сделать больно... И это не «страх наказания», а скорее — «страх любви».

И еще. Чтобы воспитание в семье было максимально эффективным, оба родителя должны придерживаться одинаковых запретов. Если же один родитель в силу своей строгости будет что-то запрещать, а второй, вопреки, разрешать, то малыш никогда четко не усвоит, «что такое хорошо и что такое плохо?», и как следствие — никогда не уяснит, ПОЧЕМУ нельзя???!!!

И это не теория. Данный подход не одним молодым родителям помог наладить отношения с дитем, воспитывать его чувствующим, понимающим и осмысливающим последствия своих действий.

Порой из всех возможных способов обратить на себя внимание дети выбирают самый простой — совершить мерзкий, недостойный поступок, тем самым утвердившись среди сверстников и заявив о себе.

Многие ребята и учатся плохо из-за того, чтобы на них обращали внимание.

Я двоечникам, не испытывающим тяги к учебе всеми испробованными методами, частенько ставлю тройки, дабы не отнимать время, так нужное хорошистам и отличникам. Пытаюсь, чтобы со мной было интересно, и двоечники (о, чудо!) частенько подтягиваются за компанию.

Один мудрец советовал вообще не ругать и не наказывать своих детей, а если в этом есть необходимость, нанять для этих целей другого.

И это работает! Проверено на практике! Только надо очень правильно и грамотно выбрать этого «другого».


Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет в пятилетке?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100