Серия «Психология для детского сада»
Юрий Фрадкин (Jef), С.Петербург
Повод и причина (8)
Аня поставила чашку на край стола, а Витя пробегал мимо и её толкнул. Чашка упала и разбилась. Что тут повод, а что причина?
Причина — Аня поставила чашку неправильно. А то, что Витя толкнул — повод. Не толкнул бы Витя — толкнула бы Вика или Валя.
Значит, наказывать надо Аню.
А если бы чашка была в центре стола? Ну тогда виноват повод и причина совпадают.
В горах висит много снега.... И стоит его чуть-чуть задеть — пойдёт лавина.
Можно даже просто громко в ладоши хлопнуть — лавина двинется в путь.
Разве хлопок в ладоши — это причина лавины? Нет, это только повод.
Причина — то, что снег на склоне горы еле-еле держится.
Катя не хочет есть суп. Говорит — потому, что в нём плавает укроп. Это причина? Нет, это повод. А причина — бабушка пирожки испекла. Катя не хочет есть суп, Катя хочет пирожки.
Видишь — повод и причина не всегда совпадают? Они могут быть разные, а могут быть и одинаковые. Повод — всегда виден. А причину часто нужно искать.
А зачем нам нужна причина? А чтобы понимать, что происходит. И чтобы мама наказала за то, что нужно. И того, кого нужно. То есть за причину, а не за повод.