КОЖАНЫЕ КУРТКИ БРОШЕННЫЕ
30 октября в Москве молодежные группировки учинили погром на рынке в Царицыно.
Об этом мы беседуем с одесскими... ну, скажем так, неформалами. Некоторые из них внешне очень похожи на скинхедов. Александр и Тарас - лидеры и идеологи групп, Наташа и Сергей - рядовые участники. Имена, естественно, изменены. Ответы, которые были очень близки, я обозначил как "Все", особые мнения попытался привести отдельно.
М.К.: Вы знаете о погроме, который учинили скины в Царицыно?
Все: Да.
Александр: Я не уверен, что это были скины. Хотя без них не обошлось, конечно.
М.К.: Журналисты от всех свидетелей пишут, что были молодые ребята, бритые.
Александр: Побрились перед акцией. А в основном это хулиганы, футбольные болельщики.
Тарас: Но болельщики и скины - это почти одно и то же.
М.К.: А кто-нибудь из вас знаком с кем-то из русских скинхедов?
Тарас: Да, но с московскими мало. А с другими русскими - да. Например, в Ростове.
М.К.: В Одессе есть скинхеды?
Все: Да.
М.К.: Сколько?
Все: Трудно сказать.
(Впечатление такое, что они в голове подсчитывают.)
М.К.: Ну, порядок цифр: десять, сто или тысяча?
Тарас, Сергей: Да, где-то сотня будет.
Наташа: Это если считать активных. Есть еще кто прикидывается.
Александр: Да я не думаю, что и сотня. Сходи на футбол, посмотри: человек 40-50. Но и это не те скины, что надо.
М.К.: Если бы в Одессе организовывалась такая акция, как в Москве в Царицыно, ты бы пошел в ней участвовать?
Все: Да!
Александр: При некоторых обстоятельствах - да.
М.К.: Несмотря на опасность?
Все: Да!
М.К.: А в чем эта опасность, и какова степень риска?
Наташа: Во время акции, во-первых, можно получить по голове, а во-вторых, могут свинтить менты.
М.К.: Именно в таком порядке? Менты менее опасны?
Сергей: Если раньше подъедут, то опаснее. А если опоздают, то, считай, что их и нет.
М.К.: То есть опасности, что потом найдут, нет?
Все: Нет.
Наташа: Мне кажется, тех, кого скины бьют, менты и сами не любят. Ну и искать не умеют. Да и зачем?
Александр: Скинхеды - изначально выходцы из бедных слоев общества. Теперь эта ситуация меняется к худшему, но все же...
Сергей: Я думаю, главное, что трудно найти. Но, может, кто-то и симпатизирует.
Тарас: Ситуация в Одессе и в Москве принципиально разная. В России скинхеды - выкормыши спецслужб. Той их части, что поддерживает РНЕ, нацболов и похожих. Фактически это часть государственной политики. Московские менты просто получают негласные указания "не находить". А в Одессе азеры и чечены платят ментам, и здесь вообще-то есть установка "давить". Но ее почти невозможно выполнить.
М.К.: А в Москве разве чечены не платят ментам?
Тарас: Они платят выше: чиновникам мэрии, депутатам Госдумы. Но из-за слабости власти те не управляют этими. А в Одессе скины просто никому не нужны с обеих сторон. Наши националистические организации недееспособны.
Александр: Да, УНА-УНСО не имеют за собой ничего, кроме пары старперов.
Тарас: А сейчас и они разбились на фракции и воюют друг против друга.
М.К.: Итак, если бы в Одессе такое началось, вы бы пошли. Давайте выясним куда и почему?
Сергей: Туда, где скапливаются люди, которых я ненавижу.
М.К.: На рынки?
Сергей: Я бы, прежде всего, пошел в Палермо.
(Палермо - неофициальное название района в Одессе, одного из крупнейших на Украине мест производства, расфасовки наркотиков, оптовой и розничной торговли ими.)
Наташа: Еще есть такие общежития.
М.К.: Почему московские скины "полюбили" именно Царицынский рынок?
Сергей: Не знаю. Да и неважно, с кого начинать.
М.К.: Тогда почему же в Одессе никто не начал?
Все: Нет единства. Нет лидера. Нет идеологии.
Тарас: Хотя и у нас аналогичные случаи были, просто не в таких масштабах.
М.К.: А у московских есть идеология?
Тарас: Бойцы - это низшая каста. У бокала нет вокала. Но на том уровне, что им надо, они знают. Про русскую национальную революцию и тому подобное.
Сергей: В Одессе не все скины отвечают нужным требованиям.
М.К.: Каким?
Сергей: Здоровье телесное и духовное. Физическое и моральное воспитание. Скинхед должен быть умный, самостоятельный, должен любить свою страну.
М.К.: Украину?
Сергей: Я сейчас на Украине, но готов биться вместе с русскими скинами, и с немецкими, и с английскими. Главное - белая раса, арийцы.
Тарас: Кстати, движение скинхедов возникло в Англии.
Сергей: Скинхед не должен употреблять наркоту, алкоголь, табак. Он должен ПОНИМАТЬ, за что бьется, а не просто рубить.
Александр: Вот это "не все отвечают требованиям" и означает, что фактически трезвого скина редко встретишь. Но делают вид, что нельзя. Это то же лицемерие, что и у властей.
М.К.: Скины употребляют наркотиков больше, чем средняя молодежь того же возраста?
Тарас: Смотря какой наркоты. Эфедрина - точно больше.
Александр: И травки... Наверное, больше, чем студенты, но меньше, чем металлисты.
М.К.: Существует ли особая скин-культура?
Все: Да, конечно. Ян Стюарт - английский рок-певец - считается основателем движения. В России есть рок-группы, например "Коловрат", "Див", "Вандал".
М.К.: А в Одессе есть скин-музыка?
Все: Нет.
М.К.: А кроме музыки - образ жизни?
Все: Прическа, военные ботинки, белые шнурки, приспущенные подтяжки и "бомбер" - дутая куртка такая.
Александр: Первоначально скинхеды - это националистически убежденные выходцы из низов, или хотя бы снизу "среднего класса". Это теперь у нас они постепенно становятся "мажорами": чистые, "без дырочек". Но вышли они так же, как и панки, из молодежных бунтов, иногда даже жили коммунами. Там, на Западе. А здесь они неорганизованны. Хулиганы. Выйти на улицу и побить кого-то.
М.К.: Если судить по прессе, так они направленно бьют кого надо.
Александр: Ну, да... Такую статью, как "позор нации", можно инкриминировать любому. Богато одет - позор, побить. Бедно - тоже позор... Но скины всегда бьют из идеологических соображений.
Сергей: Нет. Да. Мы - чистильщики. Я готов рисковать, биться, чтобы очистить наш город от ниггеров, узкоглазых, арабов, евреев... в том числе.
М.К.: Кстати, мы с вами знаем, что среди одесских скинов есть армянин...
Тарас: Не просто "среди", это самый главный скин.
М.К.: Так это нормально?
Сергей: Нет, это ненормально! Я против этого!
Александр: Так вот в том-то и дело, что среди нас нет единства. Одни считают так, другие - этак. И рассудить некому.
М.К.: А ты сам как?
Александр: Я вообще одобрительно отношусь, если люди пытаются бороться. Если бы азера делали то же со скинами, я, может быть, тоже бы пошел. При некоторых обстоятельствах.
М.К.: Каких же?
Александр: Если я бы пошел, я бы пошел из-за интересов своей организации. Это связано с обстановкой в городе, с нашей политикой внутри города. На чурок нам наплевать, но это может быть реклама.
М.К.: Значит, такой погром может быть некой пиаровской акцией?
Александр: Да. Я вот собирался ехать в Киев с УНА-УНСО. Это во время митингов против Кучмы, хотя и он, и кто против него мне так же безразличны, как ниггеры с чурками. СНПО собирали и везли бойцов в Киев - покидаться камнями. Реклама, поиск союзников среди других неформалов. К тому же тренировка.
М.К.: Значит, единственное, что мешает таким же событиям в Одессе, - отсутствие поддержки властей и националистических организаций?
Тарас: Нет, не только. Другая культура, более низкий уровень. Наркотики, алкоголь.
М.К.: А в Москве?
Тарас: Там скины не употребляют наркотиков и мало - алкоголь. Наоборот, они в первую очередь громят места торговли наркотиками, устраивают антинаркотические рейды, демонстрации против наркотиков, поджигают общежития - центры наркоторговли.
М.К.: И акции 20 апреля и 30 октября - из той же серии?
Тарас: Да. Власти это делают руками молодежи.
Александр: Они обманывают молодежь и используют ее в своих целях.
Тарас: Да они не обманывают! Они умело пользуются тем, что люди видят с детства вокруг, каждый: как азеры и чечены нас обижают и притесняют, как в торговле, так и физически, как наркотой спаивают. ГБ-шники не создают, а направляют, даже так: слегка подправляют в нужном направлении эту огромную стихийную энергию. Она и в Одессе есть, но направлять некому.
М.К.: Значит, в Одессе погромов не будет?
Наташа: У нас все еще впереди...
Ноябрь 2001 г.