(Мы сохраняем авторское написание слова "андеграунд", убедившись, что оно является одним из словарных и употребляемых в других источниках - ред.)
Самиздат: да или нет?
Термин "самиздат" вошел в лексику человека мыслящего и читающего со времён оттепели шестидесятых. До этого времени в стране, где на любую информацию существовала государственная монополия, вплоть до регистрации частных печатных машинок в соответствующих органах, самовольное распространение авторами своих творений было немыслимым.
В чем историческое значение самиздата и насколько актуально это явление сейчас? Обратимся к опыту прошлого. В шестидесятых годах основная масса самиздата приходилась на Москву и Ленинград. Жанры самиздата того времени - переводы непечатаемых у нас по политическим причинам зарубежных авторов, диссидентская и правозащитная публицистика, стихи и проза опальных или просто неизвестных авторов. В самиздате, переписках, перепечатках, ходили стихи Иосифа Бродского, рассказы Виктора Ерофеева, неизданные тогда произведения братьев Стругацких, Саши Соколова и многих на ту пору молодых и талантливых авторов. Был нажим официальной культуры и была оппозиция. В семидесятых это противостояние усилилось, а в восьмидесятых, с началом перестройки, на территории взбудораженной Родины явление самиздата стало повсеместным. Самодеятельные издатели всех рангов и мастей преследовали различные цели - от саморекламы до политической борьбы. В крупных, средних и даже небольших населенных пунктах к концу восьмидесятых издавались сотни самодельных журналов, книжиц, газет, листков. На переставшей к тому времени быть невидалью копировальной технике эти издания распечатывались небольшими тиражами, от единичных экземпляров до нескольких сотен, которые могли себе позволить столичные издатели, например, С. Гурьев, журнал "Контркультура", г. Москва. На периферии тиражи изданий энтузиастов были более скромными, в литературном самиздате некоторые авторы издавались "в складчину". Так, например во Владивостоке было выпущено три номера литературного альманаха "Голос", 1990-91 гг. Недостатком таких "складочных" самоизданий в отличии от концептуального самиздата, было полное отсутствие редакторского ценза. Зачастую на страницах, собранных по принципу "заплатил - печатайся", соседствовали произведения, очень разные по уровню, что отпугивало потенциального читателя. Вместе с самиздатом появился термин "андеграунд". На звание "андеграунда", противовеса официально разрешенной культуре в конце восьмидесятых годов претендовали самоиздания, освещающие на своих страницах рок-культуру, молодежную неофициальную культуру вообще. Литературный "андеграунд" тяготел либо к эстетике декаданса начала века, либо к постмодерну. Издания находили своего читателя, изголодавшегося по новому, открывающего день за днём историю своей страны заново: С приходом рыночных отношений диспозиция "самиздат - официальная литература " претерпела коренные изменения. Цензуры и госмонополии на издательскую деятельность нет. При наличии денег на издание кто угодно может издавать почти всё, что угодно. Железный занавес рухнул, своей очереди к российскому массовому читателю ожидают произведения выдающихся мастеров мировой литературы XX века, русского зарубежья. Это очень солидный багаж ушедшей эпохи, с ним бы разобраться, не говоря уже о произведениях безвестных современников.
Опыт последнего десятилетия заставляет нас с горечью констатировать: да, наша страна сейчас не самая читающая в мире. Хотя книжных магазинов, лавочек, лавчонок и лотков в крупных городах необъятной нашей страны не убавилось, и даже прибавилось, репертуар продаваемой литературы стал уже, а переиздаваемая в последнее время классика не всегда по карману рядовому покупателю. В трудной борьбе победила "лёгкая" литература. "Бешеные", "меченые", "драные" и "рваные", ворвавшиеся на книжные полки одновременно с захлестнувшей страну криминальной волной, по сей день властители дум и чувств массового читателя. Впрочем, у загруженного проблемами "обычного человека" наших дней, не всегда есть время и настроение для вдумчивого чтения более серьёзной литературы, вот и остаётся жевать "эмоциональную жвачку". Кому - детективы и боевики, кому - женские романы и мелодрамы, кому - фэнтази невысокого пошиба. Кроме проблем экономического плана и засилья низкопробного чтива перед книгоизданием и литературой, как искусством встаёт другая, более глобальная проблема. Меняется стиль жизни цивилизованного человека, в подавляющем большинстве - городского жителя, переизбыток информации и постоянная нехватка времени порождают совершенно иное отношение к восприятию этой информации. Намеченный после появления кино и телевидения крен в культуре цивилизации сейчас всё более ощутим. Массовая культура становится всё более визуально-динамической, в отличии от более статичной, глубокой и описательной литературы прошлого, для нынешнего потребителя искусства важно действие, ощущение себя в едином эмоциональном потоке повествования. Скорость и возможность плыть по течению предложенных автором впечатлений - это привлекает в видеофильмах и комиксах, а в компьютерных играх кроме этого появляется возможность быть участником событий. Ажиотаж вокруг художественной литературы сейчас весьма невысок, что же говорить о самиздате ? И всё же хочется верить, что в наши дни самиздат, не претендуя на коммерческую выгоду проектов или скандальную славу "борца культурного фронта" может сослужить добрую службу начинающим и нетрадиционным авторам. Самиздат, по моему мнению, может стать своего рода рекламной площадкой, теми стартовыми подмостками, с которых интересные произведения неизвестных авторов будут видны потенциальным издателям, критикам, читателям. Конечно, в литературе, где каждый сам себе устанавливает планку, много плевел. Но ведь есть и зёрна. Самиздат даст им возможность взойти.