Фонарщик —
это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся.
(Мы сохраняем авторское написание слова "андеграунд", убедившись, что оно является одним из словарных и употребляемых в других источниках - ред.)
Из казенной благодати да в андеграунд
Альтернативная музыка? Что это? Чему она является
альтернативой? Это то же самое, что и рок-андеграунд?
Абсолютно точных определений этим явлениям нет, но тем
не менее - факт их существования остаётся неоспоримым.
Говорят, что рок-музыка - это фольклор двадцатого века.
С этим можно поспорить, но некоторые признаки стихийного
народного искусства здесь налицо - это и упрощенность
музыкальных форм, доступность их для массового
слушателя, это и возможность творческого процесса в
достаточно широких слоях непрофессионалов или
полупрофессионалов, это и передача рок-произведений, что
называется "из уст в уста".
Не буду пересказывать историю мирового рок-н-ролла и
рок-движения от Чака Берри до Курта Кобейна, благо эта
тема в критической литературе освещена достаточно
широко. Попытаемся оглянуть окрест просторы нашего
Отечества и ближайшего к нам Дальневосточного региона.
Итак, сам термин "АНДЕГРАУНД" - в переводе с английского
"подполье", "подземный этаж". Термин "альтернативная
музыка" относится к любой рок-музыке некоммерческого
толка, несущей достаточную долю экспериментирования с
формой и звучанием. Зачастую он применялся для названия
более нового музыкального направления относительно
существующих до него модных и коммерчески успешных
стилей. "Андеграунд" же всегда был социален по своей
сути и звучал контртезой существующему социальному
укладу, формам искусства, одобренным свыше. Такое
творчество не вписывается в существующие каноны либо по
содержанию текстов, либо по форме и своему
эмоциональному содержанию.
В СССР под термин "андеграунд" до определенного момента
подпадала практически вся рок-музыка, кроме
рок-экспериментов официально признанных профессиональных
композиторов, или модернизированных ВИА , вроде "Землян"
(хотя грань между ВИА 70-х и рок-музыкой 80-х тоже
достаточно размыта). Два центра рок-андеграунда 70-х -
Московский и Ленинградский выпестовали множество команд
первой отечественной рок-волны, приобретших всесоюзную
славу. Правда, самые концептуальные и некоммерческие из
этих ребят, например "Мухоморы" (Москва),
"Автоматические удовлетворители" (Ленинград) до сих пор
известны лишь особо интересующимся.
На Дальнем Востоке в конце 70-х начале 80-х то здесь то
там появлялись люди, играющие рок в полуподпольных
условиях, но выхода на большую аудиторию у них
практически не было. В середине восьмидесятых волна
тотального увлечения молодежи рок-музыкой докатилась и
до нас. В городах стали возникать неформальные и
полу-формальные рок-клубы.
Остановимся подробнее на этой первой волне музыкального
андеграунда. Магаданский рок-клуб дал миру такие
команды, как "Восточный синдром" (растворились в
Санкт-Петербурге, став лауреатами фестивалей и членами
Ленинградского рок-клуба), "Миссия-антициклон", "Доктор
Тик" (растворились во Владивостоке). О "Докторе Тике"
хотелось бы сказать подробнее. Андеграунд не только
музыка, андергаунд - стиль жизни. Эти апологеты
хиппи-рока решившие сократить до минимума зависимость от
тоталитарного государства, жили своим хутором-комунной с
начала 80-х, выращивали под Магаданом картошку. Были,
конечно и издержки такого "островного" житья-бытья - у
Эда, лидер-гитариста группы сын до 12 лет не имел
возможности ходить в школу:После снятия с Владивостока
статуса закрытого города в 1987 году группа "Доктор Тик"
перебралась туда. Благовещенский рок-клуб появился в
середине 80-х, для меня он известен тем, что при нем
устраивались неоднократно рок-фестивали, да ещё на слуху
команда патриархов благовещенского рока - группа "Кол".
Благовещенский рок-андеграунд изобиловал акустическими
проектами, что не требовало дорогостоящей техники.
Косвенное отношение к рок-клубу имели и очень интересные
андеграундные исполнительницы "второй волны": Н.
Захарова и О. Госькова. Южно-Сахалинск открыл для панков
России неподражаемую группу "Йеху", а город
Комсомольск-на-Амуре прославился (в масштабах Дальнего
Востока) командой "Не ваше дело!". Хабаровск
знаменателен своими "металлистами". И очень много лет в
этом городе существует группа "Трек". Наш Биробиджан
может гордиться тем, что здесь родился и учился Анатолий
Погодаев, лидер группы "Бунт Зёрен" (Владивосток -
Москва), "Зерна" (Москва). Это один из самых энергичных
и результативных дальневосточных рок-музыкантов. Его
коллективом выпущено в Москве несколько альбомов,
последний из которых молодежный журнал "Cool" в 2000
году назвал ретро-открытием, не уступающим таким
известным группам, как "Сплин": Не уезжая из родного
города, с 1992 года в Биробиджане работает группа
"Пятница на солнце". Владивостокский рок-клуб возник в
1985 году. Поскольку автор этих строк долго жил и
работал во Владивостоке, то на примере Владивостокского
рок-клуба будет проще показать эволюцию андеграунда с
1985 года до нашего времени. Андеграунд - обычно
промежуточное состояние группы или исполнителя. "Первое
поколение" групп рок-клуба Владивостока было
воодушевлено неоромантикой Ленинградских музыкантов.
Группы, составлявшие тогда костяк рок-клуба, писали свои
альбомы на студии "Декада". Среди них был и самый
"лёгкий" по тогдашним рок-стандартам, но умеющий завести
толпу "Муммитроль", ставший потом широко известным и
отнюдь не "андергаундным" "Мумий Троллем". Остальные, на
мой взгляд не менее талантливые ребята, такой славы не
приобрели. "Туманный Стон" по следам "Мумий Тролля"
записал альбом в Лондоне, но после этого так и остался
во Владивостоке. После почти что десятилетнего молчания
выпустила сигнальным тиражом свой компакт и легендарная
"Третья стража". А помнится, на концертах этой группы в
году эдак восемьдесят девятом, весь зал, затаив дыхание,
внимал загадочным словам их песен, в паузы врывались
восторженные голоса поклонниц, а в самые трогательные
моменты этого действа народ в зале зажигал огоньки -
свечи, спички - у кого что:Очень популярен был
сочинитель жестких блюзов Александр Дёмин, в это время
он познакомился с М. Науменко и записал альбом с
ленинградской группой "Зоопарк". Вот такие были времена.
Иных уж нет, а те - далече:
Вторая волна андеграунда - это начало девяностых, пик
популярности группы "Гражданская оборона" (Омск). Во
Владивостоке тогда "сияет" панк-рокер всесоюзного
масштаба Ник Рок-н-Ролл со своей группой "Коба". Сейчас
Ник живёт в Тюмени, нынешней "столице" российского
андеграунда, является почетным директором рок-центра. А
в то время на этой волне возникают группы "Мамин угол",
"Клади", "Город Зет" и др.
Третья волна - культ Курта Кобейна и странные группы
подражателей с названиями наподобие "Припадок Гумберта":
Если не придерживаться хронологии возникновения групп и
к "четвертой волне" отнести существующие на настоящее
время, то рок-сцена Владивостока поделена следующим
образом: с одной стороны, это движение "Пацифик",
объединяющие концертирующие альтернативные группы,
рассчитывающие все же на коммерческий успех, например,
"Тендем", "Карамазоф Байк", "Иван Панфиlove",
"Мексиканские Пчёлки-Убийцы"; с другой стороны -
"глубокий андеграунд". Здесь знамя непримиримого
андеграунда на протяжении многих лет держит
"Острожещина" с отчаянными текстами и уклоном в русское
язычество. Можно отметить так же полуакустические группы
"Арт-этаж", "Азбука Морзе", сюрреалистический проект А.
Дерябина "Пагода", рок-одиночку Горыныча. Зачастую для
андеграунда нашего времени характерно акустическое
звучание, поскольку в условиях рынка у некоммерческих
музыкантов нет денег на аппаратуру, и к какому-либо
клубу, как при "советах", прибиться тоже нельзя. Говоря
о эволюции групп, можно предположить, что часть из них
рано или поздно коммерциализируется, а часть - канет в
лету, как и многие до них. Но если смотреть на это дело,
как на процесс, то печалиться на стоит - в творческом
котле андеграунда что-то варится, что-то из этого
получится: Вообще у рок-музыканта лишь два пути - либо
пытаться стать кумиром толпы и в сущности, быть
экстравагантным эстрадником, либо, в процессе роста
прикоснуться к "большой" музыке - фольклору, джазу,
классике. В любом из путей андеграундная позиция
способствует большей независимости творчества от диктата
сиюминутной конъюнктуры. И поддержка андеграундного
творчества как и любого экспериментального искусства,
необходима. Только вот постоянно жить "в подполье"
тяжело.
Здравствуйте! Вас беспокоят из г.Ровно! Мы молодая (относительно), перспективная команда под названием EXTASY! Играем в стиле laquo;индастриалraquo;! Очень непротив поиграть на хорошем сходняке! Мыло: club911@ua.fm
Биробиджан . Биробиджан! Не думала , что встречу здесь людей из моего города! Люди из Биробиджана вы не знаете где можно достать Умку?я Дягелеву пол-года искала
Slide!!! Так-так-так! Кто скрывается под пвевдонимом Slide, отзовись!!! Да, это я, и в декабре я буду во Владивостоке... Занимаюсь много чем, вот, к примеру, этим летом впервые в жизни посетил наши столицы, а осенью проводил фестиваль поэзии. В настоящее время живу в Биробиджане. А ты кто? Наташе Кириченко- Захарова сейчас во Владивостоке живет, сохранились ли какие записи - не знаю, по возможности дам координаты Захаровой. Спасибо за проявленный интерес, жду сообщений.
Привет! Виталий, с радостью обнаружила тебя на просторах Инета. Интересно, как складывается твоя жизнь. Чем сейчас занимаешься? Это ты? Горячим грогом убийца грусти избавит мир от лишней мудрости...
Уважаемый автор! Когда-то у меня была случайно приблудившаяся кассета с песнями Н.Гаськовой и А.Захаровой. Кассеты больше нет, а вы -- первый, у кого я нашла хоть какое-то о них упоминание. Если можно, поделитесь хоть какой-нибудь информацией о них. Особенно хочется знать, где берутся записи... В любом случае благодарна Вам Вашу статью.
Добрый день!!! Ваш сайт интересен. А я вот тоже продвигаю в массы и-нэта альтернатиивную культуру. Был бы рад с вами поддерживать связь, и сотрудничать. С уважением Датч.
Здрасьте! :) уважаемые Крот и Виталий, а где вообще возможно достать записи групп и исполнителей, которые упоминались в этой статье? Просить вас поделиться компашками и кассетами стану лишь в том случае, если это вас не затруднит. Дело в том, что во Владивосток я ПОКА не имею возможности ездить, но в скором времени думаю туда переселиться и надеюсь с вами познакомитсья. С уважением, Данилыч. МИР!
Привет,слушай, если не жалко пришли кассету либо диск. Страшно хочется послушать реального андеграунда.Чего-нибудь совершенно хипповского, а то роккопопс и другие жалкие потуги музыки-товара уже невозможно терпеть.Да, если можешь сообщи координаты ныне действующей хипповской коммуны.Сгонять бы туда старым добрым стопом. Ну, а дальше посмотрим, может и приживусь среди хиппов, а не сгнию на этой дикой капиталистической планете. Ну, бывай.
ВИТАЛИЙ, ПРИВЕТ! Что-то не могу до тебя дописаться: адрес не проходит :-( Сохранился ли у тебя выход в Интернет? Если есть возможность - сообщи, пожалуйста, свой электронный адрес. Страшно хочу написать тебе о последних событиях, и вообще, но - ыть! - никак не получается.
Уважаемый Алексей! Спасибо за внесённые коррективы. Вы, как человек, внимательно следящий в последние годы за происходящим на Владивостокской рок-сцене, во многом правы, и извеняюсь за артефакт неточностей,предвнесенный временной дистанцированностью и моим субъективизмом. По поводу Декады - да, у Лео были более избранные, которые на студии могли писаться, и более отдаленные, которые всё равно, помимо воли или участия Лео были всегда где-то рядом. Пойми меня правильно - Декада не была центром, она была внутри центра, или на поджаренном благосклонным приморским солнцем боку рок-сообщества. Планы Лео - это планы Лео, и они в то время не особенномешали остальным рок-идеям, а скорее, наоборот, рок-клуб использовал его. как делового толкача, взваливая на его плечи ту суету, которая претила свободному творсескому духу. С усажением, Виталий. Жду письма.
Уважаемый Виталий!!! Немного коррекции и маленько уточнений в излагаемое Вами: 1. Насчёт Сквозняка Константин прав-- именно с них в Благе рок и начинается. Они ,практически, современники тогдашнего владивостокского Бунта Зёрен, ну и ,естественно, знакомцы. Кол же выступил предвестником Новой (наверное, второй) волны Благовещенского рока, которую окончательно вызвали к жизни местные панк- деятели PI-19, вытащившие свою аппаратуру на местную Набережную и помимо того, что играли сами, позволившие играть всем, кому не лень, чем и спровоцировали, в дальнейшем,( где-то в 1996 году) появление многих команд. 2. Гаськову зовут Наталья, а Захарову-- Анна (Вы ошиблись в инциалах, уважаемый автор). Каждая из этих девушек, помимо собственного исполнения своих песен, пыталась реализовать проект с большим количеством инструментов, нежели одна гитара. К сожалению, проект Наташи Гаськовой Иволги воплотился лишь на одном из местных акустических фестивалей Тихие Игры ( Наташа-гитара и голос, Дмитрий Логачёв- аккордеон), так и оставшись полумифическим. У Захаровой же Ани состоялась-таки группа Игра В Жмурки ( иногда Игра В ЖмурИки),имевшая в составе помимо Аниной гитары- голоса ещё гитару, флейту, скрипку и виолончель; они умудрились даже записаться на местном радио. В дальнейшем, состав сократился до дуэта (помимо Ани остался Жорик на флейте). 3. Со Сплином группу Зёрна сравнило питерское издание FUZZ (COOL слишком мелок и рецензирует удобоваримый для подростков попс, вряд ли они о Погодаеве вообще что-либо слышали-- не та глубина). 4. Не все группы, составлявшие костяк Владивостокского рок-клуба писались в студии Декада. Более того, Декада возникла уже позже, после фактического прекращения деятельности рок-клуба, как попытка Лео Бурлакова соорудить своё маленькое подобие местного шоу-бизнеса. Декада была попыткой, репетицией, воплощения тех грандиозных коммерческих шоу-бизнес замыслов Лео, которые мы сейчас имеем на просторах нашей необъятной (конкретизировать не стану, полагаю и так всё ясно о ком...). 4.Что-то там о третьей волне и любителях железного Курта. Да не были Припадки Гумберта его продолжателями и подрожателями. И вообще по временному отрезку Карандаш и Ко как раз и являлись-то современниками тех, кого Вы, Виталий, упомянули ,как волну прошлую,( т.е. Мамин Угол, Клади, Город Зет); играли с ними одни концерты и оттягивались на совместных же попойках. 5.И о настоящем времени...Арт-этажа давно уж нет, закончился в году, эдак в 1998-99; Азбука Морзе желала случиться,да роды не состоялись, а потому - это из разряда мистифмкаций(Редкое исполнение Светой своих песен, это только Света; ну никак не Азбука); Горыныч очень даже играл с разными людями, преимущественно эстетской тусовки BSB- клуба ( дык какой же он одиночка?), коммерчески подниматься со своимм песнями думал, да только не с теми людьми связался; вот и закинул своё творчество куда подальше, а сейчас (уже где-то с год)играет этот рок-одиночка, как Вы изволили выразиться, мебелью в фирме мебельной . Вот. Извините, если что не так-- подправьте меня, истина,как известно, в дискуссиях рождается. Спасибо за внимание-- будьте же внимательны и Вы, Виталий. Живите долго, постараюсь в скором времени отписать Вам чего-нибудь. Успехов на журналистском, да и вообще на творческом ристалище.
По поводу КОЛА - не будте пупом местного масштаба, коллега, информация не только от вас... В отношении Сквозняка прошу пардона, а остальное - имхо.А вы, коллега, видимо собираетесь так и остаться мелким интернетовским халиганчиком, суя свой ас куда попало по причине недостаточного умения делать умным противоположную часть таллома :-)
Ну и гонялово вы, многоуважаемый коллллллега нагоняли, В Благовещенске патриархами принято считать гр-у Сквозняк (Боб и Джон), а вовсе не некий КОЛ, о котором вы-то и узнали, сами знаете от кого, Далее, по тексту можно найти множество косяков, причем абсолютно без понтовых, т.е. не пяток, не лучше ли вспомнить глауциновый опыт, и процитировать некоего г-на по фамилии Бог: Бурик! Все в падлу, .... А вот босиком - это ништяк, просекаешь о чем? Не делай такое умное лицо, будь проще и люди к тебе потянуться. Особенно не имеет значение где кто родился, поскольку физиологически все мы из одного органа - на лыжах, ингогда при помощи киииииинжалааааааа. А так, целуй мой ас, и будь готов, тебя все равно все любят, не за этот свистеж.... А за умение пожрать.
Спасибо большое за предоставленные материалы. У меня вопрос - возможно ли копирование некоторых статей с вашего сайта и размещение их на своем? (соблюдение авторских прав гарантирую). у меня рубрика по советскому року и движению хиппи. Ваши статьи могли бы послужить отличным материалом. Жду ответа.
Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.