Адаптивная модель Муниципального учреждения дополнительного образования
Деятельность ДДДТ построена на основе целостного учебно-воспитательного процесса, включающего в себя обучение и воспитание детей. В конечной цели он направлен на развитие личности ребенка. И сейчас, работая по "Модели развития муниципального учреждения дополнительного образования детей", мы достигли определенных результатов. Построение образовательного процесса в виде модулей представляет собой модель системы дополнительного образования, в которой каждый элемент (модуль) несет определенную функциональную нагрузку и усиливает действие других элементов системы. Возрастные рамки модулей условны и для каждого творческого коллектива определяются спецификой образовательного процесса. В ДДДТ выделены следующие модули:
1. Дошкольный (общеразвивающий для детей дошкольного возраста и подготовки детей к школе);
2. Начальный (социальное становление, определение индивидуальных склонностей; сотворчество, выбор профиля). Дети занимаются по комплексной программе, целью которой является вводное ознакомление и формирование начальных знаний и умений по основным направлениям деятельности ДДДТ;
3. Основной (занятия учащихся по определенному направлению деятельности);
4. Профессиональный (допрофессиональный) - предусматривает выход учащихся на аттестацию и получение свидетельства по определенному курсу на звание "мастеровой".
Образовательные программы адаптированы к местным условиям. Наиболее развитым творческим направлением ДДДТ является декоративно-прикладное, включающее следующие образовательные курсы: роспись по дереву, резьба по дереву, плетение из бересты, живопись по бересте, аппликация из соломки, бересты, изготовление сюжетных картин с использованием различных природных и бросовых материалов, соленого теста, флористика и др. Большое внимание в этих образовательных курсах уделяется региональному компоненту: Верхнетоемская земля имеет богатые культурно-исторические традиции, поэтому краеведение является ведущим пластом, на котором строится учебно-воспитательный процесс.
Обеспечение неразрывной связи между образовательной и воспитательной деятельностью, их взаимопроникновение и взаимодополнение является одной из главных задач в работе нашего Дома. С одной стороны, воспитательные задачи решаются в процессе обучения на занятиях объединений, с другой стороны, знания, умения, полученные на занятиях, используются учащимися при подготовке различных мероприятий, которые имеют свою социокультурную направленность, несут в себе полезное социально значимое зерно. Воспитательная работа у нас проводится по следующим направлениям:
1. Земля - наш общий дом (экологическое направление);
2. Моя малая Родина (подраздел "Семья" - краеведческое, патриотическое направление);
3. Досуг (включая "Семейную горницу");
4. Научился - очень рад, покажи свой результат (участие в выставках, конкурсах, выступлениях);
5. "Искорки" (первый этап развития детской общественной организации);
6. Милосердие, забота (добрые дела, помощь людям).
Основными формами воспитательной работы являются: коллективные творческие дела, творческие мастерские, тематические вечера, вечера отдыха, краеведческие экспедиции и экскурсии, благотворительные акции и концерты, экологические акции, занятия в "Семейной горнице", аукционы знаний, выставки-передвижки, совместные творческие дела с другими учреждениями и т.д. Большую роль при проведении мероприятий и занятий играет наша экспозиция музейного уголка "Крестьянская изба".
Конечно же, успех в деятельности любого учреждения зависит от степени сформированности коллектива. Коллектива в детской среде педагогического коллектива и коллектива в целом. Достаточно трудно достигнуть уровня развития сообщества, в котором бы каждый из его членов болел за общее дело. Важно вовремя вскрыть причины неудач, найти выход из определенной педагогической ситуации, не дать ребенку почувствовать себя лишним, ненужным, неспособным. Неспособных хватает в школе, а наш принцип: "блистает ребенок", пусть сначала на уровне не очень высоком, но он чувствует свою значимость, у него развивается мотивация к дальнейшему развитию его творческих способностей. Одним из путей решения этих задач является диагностика творческого развития ребенка, а также замечательная методика КТД.
За эти годы в ДДДТ появился свой детский актив √ это представители от всех объединений. С идеей дела выступает педагог-организатор, исходя из поставленных воспитательных задач, принятых педагогическим коллективом в начале учебного года. Объясняет членам Совета дела суть идеи, определяет цели и задачи дела, акцентирует внимание на его общественно-полезной и личностно развивающей значимости для ребят. Члены Совета дела проводят разъяснительную работу в своих объединениях, собирают предложения по организации КТД, то есть определяют роль своего объединения в подготовке задания. По представленным предложениям педагог-организатор разрабатывает окончательный сценарий, Совет дела определяет задания, которые конкретизируют объединения, разрабатывается вторая часть Положения о КТД (этапы подготовки, ответственное подведение итогов), с которым знакомятся и педагоги, так как им необходимо осуществлять направляющую функцию. После проведения КТД обязательно проводится его анализ с участием всего коллектива ДДДТ.
В ДДДТ сложились свои крупные традиционные КТД краеведческого направления: "Покровские посиделки", "Рождественские встречи", "Масленница", "Пасхальные мероприятия", "Моя семья". Также проводятся мероприятия по экологическому направлению с использованием игровых ситуаций: "Борьба с королем Мусора", "День птиц", "Экологическая тропа", "Дары осени", "День фольклора", патриотическое мероприятие "Отечество", совместные творческие мастерские "Дети и родители", классные часы для школьников на базе "Крестьянской избы" , занятия для учащихся ПУ.
Условия для создания детской организации в ДДДТ благоприятные. Разновозрастные группы объединений - это неготовые разновозрастные отряды детей, объединенных общей интересной творческой деятельностью на добровольных началах. Казалось бы, что социально-значимое начало и так есть в работе объединений и ДДДТ в целом, и создание детской организации - лишняя затея, но так ли это?
Во-первых, модульная система обучения понятна педколлективу, но ребенку-первокласснику достаточно трудно осознавать ее этапы, использовать сложную для него терминологию модулей и понятий. Для них легче осознавать себя "искорками", а не группой начального модуля.
Во-вторых, детская организация включает определенные атрибуты, ритуалы, что нравится детям, вызывает у них чувство восторга, ответственности и собственной значимости;
В-третьих, дети включаются в различные игровые ситуации, которые несут в себе социальную значимость; у детей развивается познавательный интерес, чувство коллективизма, стремление нести людям добро.
В-четвертых, ребенок, выполняющий определенное поручение в организации, участвующий в ее делах приобретает навыки работы в активе, у него формируется правильная эмоциональная самооценка своих поступков под влиянием детской организации.
Главный толчок в создании детских организаций - вызвать у детей любопытство, развить интерес к посещению ДДДТ, закрепить этот интерес и на его основе создавать для ребенка благоприятные условия для его творческого развития и социализации.