Коллективная творческая деятельность в классе
В каждом школьнике видеть человека, личность, индивидуальность - вот задача, которую я ставлю перед собой, в очередной раз став классным руководителем пятиклассников. Как сделать так, чтобы каждый занял в коллективе место, наиболее благоприятное для его развития?
Коммунарская система, знакомство с которой у меня состоялось в 1977 году, располагает, побуждает младшего подростка к выражению своего "Я". А притягательность строится на авторитете организации. Такое у коммунаров Северодвинска есть, 30 лет существует штаб старшеклассников, объединяющий коммунаров, тринадцатый год по коммунарской методике живет коллектив единомышленников школы ╧24. Авторитет же зависит от конкретных дел и организации органов самоуправления. Продолжая фор-мировать классный коллектив, начинаю с привлечения к работе с детьми старшеклассников, родителей, выпускников, прошедших коммунарские сборы. Так рождается отряд, который живет по законам коммунаров г. Северодвинска.
Высший орган отряда - общий сбор, руководит - совет отряда. Для подготовки конкретных дел создается временные советы дела. Индивидуальность каждого коллектива, по мнению А.С. Макаренко, создается его традициями. Традиции, которые сложились в школе, передаются старшеклассниками - комиссарами, а в ходе работы с каждым новым выпуском рождаются новые. Виды дея-тельности в отряде распределяются, исходя из плана работы школы (участие в общешкольных делах), затем совместно с родителями составляется план работ по следующим направлениям: учеба, труд, досуг. Опыт работы с двумя выпусками показывает, что такая деятельность способствует развитию индивидуальности каждого. Выпускники, оценивая коллективную деятельность, говорят: помогает дружить и интереснее жить в классе, общаться с окружающими людьми, самостоятельно проводить дела в классе, школе.