КТД: вчера, сегодня, завтра
Заместителем директора по воспитательной работе работаю 30 лет. Первые годы были годами зарождения и рассвета КТД (коллективной творческой деятельности). Ежегодно в школе проходило от девяти до двенадцати КТД, они шквалом обрушивались на всех. Педагоги вместе с учащимися только успевали перейти от анализа вчерашнего дела, перейти к этапу планирования следующего, который частично совпадал с последействием предыдущего КТД.
Планы и объявления пестрили аббревиатурой: ТУ, КВД, ДКК и ДКШ. Совместные творческие учёбы родителей и учащихся в рамках Клуба Выходного Дня сменялись планёрками дежурных командиров классов и школы. Операции и десанты были всегда добровольными и носили таинственные названия, например, "ПШКВИП", что означало: ПРИВЕДЁМ ШКОЛУ В ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК, и проводились тайные операции накануне праздников, особенно, накануне Дня учителя и Международного женского дня. Каждые каникулы - долгожданная ША (школа актива), где специально никто никого не учил и не учит, а на Огоньках и творческих сборах рождаются новые идеи. Учебный год плавно переходил в трудовую четверть. В ЛТО ребята постоянно трудились и занимались озеленением города, и каждое лето и осень видели результаты своего труда. Система КТД нравилась не только детям и учителям, администрация считала и до сих пор считает: итоговое дело КТД неповторимым контролем.
Шли годы, и многие КТД видоизменялись: боевой, творческий коллектив школьной агитбригады из учащихся и учителей, который мог дать по 4-5 концертов в день на строительных площадках города, перерос в сводный хор старших классов и учителей, ТУ - творческие учёбы - слёты родителей и учащихся стали традиционными семейными праздниками "7 Я", "Мир дому твоему" популярны у нас не только в начальной школе, но и в средних и старших классах. Традиционными стали весенние творческие отчёты классов и коллективов дополнительного образования перед родителями. "Вертикаль", одно из завоеваний тех лет, живо и сейчас - добрые дела старших для и вместе с малышами: дни дублёра (уроки ведут старшеклассники), отряд ЮИД- 8б класс- пропаганда ПДД в младших классах, музыкальный класс 8в ведёт занятия "филармонии школьника" для малышей, осуществляя музыкальное просвещение учащихся 1-5х классов, интеллектуальные и другие игровые программы, единые тематические классные часы постоянно ведут только старшеклассники. Традиционные праздники искусств (театра, музыки) и книги (10 лет), весенняя эстафета памяти первого директора В. Ф. Филиппова (4 года), недели творчества и гражданских прав (5 лет). Традиции - это не что иное, как однажды придуманное КТД, которое понравилось ребятам и прочно завоевало себе место в школьной жизни. Коллективная деятельность на благо и радость другим является для нас основополагающей. Это постоянные встречи, Огоньки и концерты для ветеранов ВОВ, педагогического труда и инвалидов, когда практически нет равнодушных при подготовке. Это традиционный сентябрьский общешкольный поход с конкурсами отрядных песен, бутербродов, а теперь ещё и обязательной экологической акцией- уборкой того места, куда приехали, так как после лета большинство островов для отдыха представляют собой печальное зрелище.
Школьная комплексно - целевая воспитательная программа "Ученик, человек, личность, гражданин"- это тоже результат работы коллективных методических практикумов. Все воспитательные программы и подпрограммы создаются в результате коллективной творческой деятельности и при непосредственном участии старшеклассников. Именно по их предложению в этом году начал свою работу факультатив "Мы - друзья родителей". Это и мудрые спектакли с последующим обсуждением Театра кукол и своего школьного дидактического театра и встречи с врачами- специалистами и медицинским психологом, откровенные разговоры со своим родителями.
Постоянно развивается система дополнительного образования для создания условий развития творческой личности.
Школа сегодня √ это традиции, которыми гордится и силен коллектив.
Считаю, что будущее - за школой, где тебя понимают, помогут найти цель в жизни и научат, как ее достичь. Школа должна быть единым образовательным пространством, где дополнительное образование является логическим продолжением основного.
Школа "Вторая" - белый фрегат,
Гостеприимство встречает ребят,
Гордо традиции в сердце храня,
Ты понимаешь и любишь меня.
Понять и оказать педагогическую поддержку в развитии личности, создать условия для развития каждого как ребенка, так и взрослого, работающего в школе, - вот наша цель.