История "ДОЗОРА"
Москва, декабрь 1996.
"Дозор" возник в 1973 году, в сентябре-ноябре, как отряд школьного актива, в основном из старшеклассников. Основной задачей отряда было освоение и пропаганда коллективных норм жизни и методов коллективного воспитания ("коммунарство" по И.П.Иванову). В 1974 году мы всем тогдашним составом выеэжали в Петрозаводск, где опыт коммунарских сборов позволял полнее познакомиться с этой системой. Отряд в 1974-75 годах работая преимущественно на свою собственную школу, стараясь создать в ней систему коллективного самоуправления. Успехи были, но одновременно усиливалась педагогическая и административная оппозиция. В основном в эти и последующие - семидесятые - годы "Дозор" действовал под флагом ВЛКСМ. Помощи от комсомола и тем более партийных органов, конечно, не было и следа, но теоретически ВЛКСМ давал "крышу". Постепенно круг ребят в отряде расширялся за счет народа из других школ района, сначала 178 и 914, где преподавала А.К.Лишина, потом "знакомые приводили знакомых". В 1976 из "родной школы" нас выдавили "в лице меня" с помощью РОО (там к этому времени сменился заведующий, который нас защищал в начале). Однако школа 38 еще год-два козыряла в отчетах именем "Дозора", которого реально не было - он переместился в Дом Пионеров (ДП), вопреки попыткам директора школы и РК КПСС этому воспрепятствовать. 1976/77 учебный год прошел под знаком работы в ДП Гагаринского района в форме сборов для школ района, работы с вожатыми и старшеклассниками школ. Цель все та же - пропаганда коллективных норм жизни ребят и методов строительства коллектива. Весной 1977 года на наш ДП и на нас собственно пошел войной райисполком и только подняв скандал на уровне Министерства Просвещения РСФСР, удалось отбиться и нам и директору ДП. Все это имеет смысл рассказывать только потому, что эта история дает представление о взаимоотношениях "советской власти" и "советской школы" с ребячьими коллективами, работавшими сколько-нибудь последовательно в русле провозглашаемых КПСС и Сов.властью лозунгов коллективизма. Давили их тоже последовательно и прямо пропорционально эффективности их работы.
Далее - работа в интернате 72, со школьниками разных школ Москвы, со студентами психфака МГУ, МОПИ им. Крупской. Сначала - в прежнем ключе. Потом все больше стало очевидно, что надо искать свою форму работы помимо коммунарских сборов. В эти годы от "Дозора" отпочковались или под его влиянием возникли несколько групп молодежи сходного профиля. Среди них - "Трубач" в Кирове, "Клинок" в Коломенском пединституте, группа студентов МГУ, МОПИ, МГПИ. В эти годы я уже стал психологом, постепенно набирая опыт осмысливания того, чего делаем. Стало понятно, что цель нашей работы - формирование того, что называлось сначала "коллективистической", а позже - точнее - "гуманистической" направленностью личности - т.е. системы мотивов, определяющих подсознание, сознание и поведение человека в течение всей его жизни. Это не насилие над личностью, а лишь предоставление тому, кто этого хочет, возможности жить в атмосфере создаваемой самим человечности.
В начале 80х мы, наконец, бросили якорь в Краснопресненском Доме Пионеров, позднее "ДЮЦ - Пресня", и на четырнадцать лет (до сих пор) он стал базой "Дозора", отчасти студенческого, отчасти школьного отряда. В эти годы мы стали отрядом не только "педагогическим", но еще и "военно-поисковым", взяв идейную эстафету, наверное, все-таки у Ю.Р.Барановского, одного из первых педагогов-поисковиков России.
Военный поиск привлек нас смыслом бескорыстной заботы о живых и неживых, но близких нам (психологически близких, поскольку война 1941-45 была в глазах народа войной коллективизма-гумманизма с эгоизмом, личным и государственным). Предательство сталинской банды - за кадром_ не оно определяло настроение масс, хотя объективно было причиной гибели миллионов. В этом, кстати, разница гитлеоизма и сталинизма - первый делал ставку на низменные чувства и мотивы, второй - на высшие. Что подлее - бог весть, но разница - существенная. хотя и та и другая "ставка" была лишь рычагом для массового использования людей в качестве дров для высочайших каминов. В сущности, то же и сейчас происходит, хоть и с вариациями.
Но задача интеллигенции, педагогов по призванию во всяком случае - это воспитание человека-гуманиста, хотя бы для того, чтобы увеличить шансы выживания человечества на земле. Но и - гуманист (психологически - "человечный" человек) сильнее личностно, выживает там, где эгоист ломается. Больше шансов на счастье.
Сейчас "Дозор" очередной раз в кризисе - в основном, кадровом. У нас (я имею в виду меня и А.К.) мало сил и времени, возможностей набирать новичков и работать с ними (а об отряде необходимо думать 25 часов в сутки - тогда все будет хорошо). Но - теплимся и пока что теплиться будем, как и педагогический и военно-поисковый отряд (или клуб - кому как нравится). Еще и психолого-педагогический к тому же. Написано две книги (О.В.Лишин, А.К.Лишина. Это нужно живым. М., Педагогика, 1989, вторая скоро выйдет), найдено и захоронено около 2 тысяч пропавших без вести. Кому-то помогли жить по-человечески. В общем, делаем, что можем.