Анна Тур.
Неформальная педагогика как социокультурное явление.
Глава 2. Коллективистское воспитание в России первой половины ХХ века
2.1. Скауты и «коммунары»: сходство и различие
В XX веке коллектив учащихся был осознан как самостоятельный педагогический фактор — не менее важный, чем личность учителя. Коллективизм стал основой как школьной педагогики, целью которой оставалась передача знаний, так и воспитательной педагогики в клубной, кружковой работе. Первыми неформальными педагогами в России, сосредоточившимися на внешкольной работе, стали единомышленники С. Т. Шацкого — а так же лидеры движения скаутов.
Говоря о педагогах, идеи которых легли в основу «коммунарства», нельзя не упомянуть скаутов, хотя И. П. Иванов в 1950-1960 годах не мог открыто называть их предшественниками.
Родоначальником европейской неформальной педагогики многие не без оснований считают генерала британской армии Роберта Баден-Пауэлла, автора скаутизма. Попытки создания детских и молодежных организаций предпринимались и до него. Во всех европейских образовательных системах созрело понимание необходимости чего-то третьего, кроме семьи и школы — внешкольного, дополнительного воспитания. Но только Баден-Пауэллу впервые удалось реализовать это на практике. Он первый отделил воспитание от обучения и сделал его приложением своих основных усилий. Его идеи оказались наиболее подходящими и мгновенно распространились по всей Европе, включая и Российскую империю. В 1910 году Баден-Пауэлл прибыл в Россию на аудиенцию с Николаем II, и конечно, для знакомством с русскими «Юными разведчиками». С них потом скопировали пионеров, даже шейный треугольный платок, повязанный морским «прямым» узлом остался. Только цвет платка поменяли1.
Главное отличие «коммунаров» от скаутов в том, что скаутизм не предполагал построения принципиально нового человека, не мечтал о новом мире, не противопоставлял себя окружающему2, а пытался адаптировать воспитанников к существующим обстоятельствам. Так же, для коммунаров был бы неприемлем постулат скаутов об их долге перед Богом3, который был заменен на долг перед Партией и Комсомолом.
Общим этих двух, да и для многих других неформальных педагогических движений, является упор на военную тематику. Военный стиль использовали и Макаренко, и Шацкий, и Иванов. Военная романтика во все годы привлекает детей, а военные атрибуты в названиях детских организаций придают им оттенок героизма и тайны. Стоит только назвать группу детей «отрядом», как даже прополка картофеля из обыденной обязанности превращается в «настоящее дело». Отсюда же проистекает стремление к дисциплине и служение идеалам. Деятельность на природе, система групп, традиции, обучение через дело, поддержка взрослых — скауты являются первым удачным опытом создания неформальной педагогической организации, и все последующие помимо своего желания заимствуют их опыт.
Скаутизм был популярен в России начала XX века (1909 год), на него опирался российский педагог-коллективист С. Т. Шацкий. И. Н. Жуков, один из идеологов и организаторов «скаутского движения», в книге «Русский скаутизм» писал, что «у нас в России ... организация юных разведчиков не есть организация военная ... а организация рыцарская. Привить юношам рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность Родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям — вот задачи, которые объединяют» скаутов. Там же он пишет, что «пионерами, зачинателями скаутского движения в России были почти одновременно, но совершенно независимо один от другого — в Царском Селе полковник Пантюхов, а в Москве — штаб-ротмистр Захарченко. Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию... Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе. В следующем году в Петрограде при одной из гимназий, возникает «легион юных разведчиков», организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная Пантюховым и Петровым, которая «реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при «Обществе содействия мальчикам-разведчикам» — «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И. Ф. Востром, как председатель общества, и О.И. Пантюхов, как его вице-председатель»4.
В Москве начальником отряда скаутов стал редактор журнала «Вокруг света» В. А. Попов. В декабре 1915 года в Петрограде состоялся «Первый Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом». В 1917 году в 143 городах России насчитывалось от 20 до 50 тысяч скаутов и герлскаутов. Объединения скаутов создавались в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве и др. местах, главным образом, при учебных заведениях. Издавалась литература по вопросам скаутизма.
По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а ... «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира...»5.
После революции 1917 г. И. Н. Жуков с группой «скаут-мастеров» принял участие в создании пионерской организации и вошел в ее Центральное бюро, был организатором первого пионерского отряда Бауманского района Москвы и имел титул «старший пионер Российской федерации». Жуков пытался строить пионерию на методике «длительной игры», но 3-5-й съезды РКСМ (1930-1922) выразили отрицательное отношение к скаутским организациям, и они прекратили свое существование. Отвергли и «длительную игру». В Советской России не принято было говорить о заимствованиях, скаутов преследовали и разгоняли, как носителей враждебной идеологии.
Выводы
Неформальная педагогика, представленная в России начала ХХ века движением скаутов, разработала метод воспитания посредством коллектива, применив на практике то, что народники провозглашали в теории. Коллектив из абстрактной идеи, из представлений о духе народной общины, стал чем-то конкретным, осязаемым: педагогическим коллективом. Наряду с личностью педагога, был открыт новый фактор, влияющий на воспитание — способный стать ведущим. До скаутов педагогический коллектив не рассматривался как субъект педагогической деятельности.
В русском скаутизме есть черты преемственности, объединяющие его с российской педагогикой XIX века. Так, отчётливое представление скаутов о внешкольной педагогике соответствует разделению школьного образования и внешкольного воспитания Н.А. Корфа. Государственный патриотизм, как транслируемая в процессе воспитания ценность, изменил акцент ориентации на народную культуру К. Д. Ушинского. Религиозный компонент скаутизма продолжал тенденцию, заложенную педагогикой С. А. Рачинского.
Определение скаута как «пионера культуры» объединяет подход И. Н. Жукова с культурно-просветительской идеологией народничества (особенно с идеологией «культурников»: последователей П. Л. Лаврова). Скаут как «маленький друг всего мира» соответствует народническим идеям «служения общему благу». Тем самым, педагогика И. Н. Жукова, основателя пионерской организации, продолжает традицию русских народников, не являясь простым повторением английского скаутизма. Под влиянием национальной традиции развивалась и педагогика С. Т. Шацкого.
1. Кордонский М. Б. «Наши», как социально-педагогический проект. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ///https://altruism.ru/sengine.cgi/13/21. Дата обращения: 2.09.11.
2. Кожаринов М. Ю., Тишин С. История молодежного движения в России в динамике его развития. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/23/1 Дата обращения: 2.09.11.
3. Скаутское движение. Википедия. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скауты Дата обращения: 2.09.11.
4. Кудряшов Ю. В. — Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). — Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 г.
5. Скаутская методика и её наследники. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://setilab.ru/modules/community/view.article.php/c1/22. Дата обращения: 2.09.11.