Александр Карнишин. Будни директора школы
Первый «выпускник» со справкой
— ...И что нам теперь делать?
— Что делать, что делать, — хмыкнул директор школы. — А зачем вы его брали в девятый класс?
— Ну, как же... Он же сын председателя исполкома...
— Ну, и что? Оценки какие? Поведение какое? Что, решить не могли? Теперь все равно придется принимать решение... Но уже другое... Он экзамены сдаст?
— Нет. Вы знаете, он же совсем не учится. Он привык, знаете... И так с детства. Когда еще маленьким был, в пятом классе, что ли, знаете, что придумал? Прыгнул с решетки раздевалки на плечи уборщицы. Темно было, уже вечер, а он — раз на плечи... Она уволилась.
— А он?
— А что мы можем? Поставили его на педсовет, а он там смеется: я, говорит, в семье самый дурной. Ну, и ведет себя соответственно... Даже сейчас. Здоровенный вырос...
Директор школы и завучи сидели в его маленьком кабинете на первом этаже и обсуждали успеваемость в старших классах.
— Ну, и что вы ко мне пришли? Не учится — гнать надо! Вон, Закон под стеклом лежит, — мотнул он головой.
— ...А может, вы все-таки позвоните? Вы же с ним знакомы по работе... Надо же предупредить...
— Н-да? Ну, и что я ему скажу? Ладно-ладно... Сидите, слушайте...
Директор поднял трубку телефона, вздохнул и набрал прямой номер председателя исполкома.
— Алло?
— Здравствуйте, это директор школы...
— Что, снова по отоплению? — тут же завелся «хозяин района».
— Нет-нет... Тут другое дело... Личное. Я о вашем сыне. По оценкам выходит, он у вас со правкой выйдет...
— Не говорите мне этого! Я не хотел его в школу пихать — жена настояла. Так ей и звоните. Я в это дело лезть не буду. Все. Разговор окончен.
В трубке зазвучали короткие гудки.
— Ну, что? Слышали? В общем, давайте мне еще списки, кто на грани, будем с ними говорить. А с этим больше не работаем — поздно. Бесполезно. Да, и не нужно уже никому это... Сами слышали...
— ...И — что теперь? — осторожно переспросила завуч, курировавшая старшие классы.
— Как, что? По Закону. Сколько у него двоек выходит?
— Пять, — тихо ответила завуч.
— Открываем закон, читаем. Что там положено ученику, не справившемуся с программой и не допущенному до экзаменов?
— Справка..., — еще тише ответила она.
— Вот и готовьте... Справку.
— Но все же... Он же сын...
— Вы не поняли? Готовьте материалы для справки. Что там надо, по закону и по инструкции. Провести беседу? Сейчас проведу. Педсовет собрать и решение принять? Готовьте педсовет. С родителями поговорить? Вон, поговорил уже... Что еще? Выпускаем со справкой. Все. Решено.
На следующее утро в телефонной трубке раздался голос начальника гороно:
— Вы там совсем с ума все посходили? Вы понимаете, что делаете?
— А что случилось?
— Это правда, что вы хотите выпустить со справкой сына председателя исполкома?
— Интересно... А откуда у вас информация? Не сдадите своих агентов?
— Вы еще и смеетесь?
— Какой там смех? Вечером разбираю дело, а утром вы уже в курсе. И не с моих слов... Кого вы там еще слушаете, интересно мне...
— У нас есть информация. Да. Но это — не ваше дело. Скажите, вы правда решили...
— Правда, правда. И не решил, а так написано в законе.
— Вы понимаете все последствия? Вам не станут помогать...
— А кто помогал-то? Хоть бы то, что положено, делали... А помощь мне не нужна. Жаль, жаль, что вы не говорите, откуда у вас информация...
Короткие гудки в трубке опять сообщили, что на том конце сети терпение у начальства кончилось.
За четырнадцать лет работы школы впервые ученик был выпущен со справкой. Никаких санкций, которых ждало с нетерпением гороно, не последовало.