Александр Макаров, Одесса. Дедушка идет в школу. Повесть
Глава 8. Удивить — значит победить.
Константин Иванович теперь целые дни проводил в мастерской. Для каждого урока приходилось выдумывать что-то новое. Учителя труда других школ советовали ему не морочить себе голову, а либо теорию читать, либо делать на уроках крупные изделия. Оно конечно проще за год совместными усилиями сделать несколько табуреток и лопат для снега. Вроде все при деле. Но разве вдохновишь детей кривыми табуретками. И где вы в Одессе видели столько снега чтобы его расчищать лопатами? Тогда для чего же нужны эти лопаты?
Вопрос с планами и проверками решился сам собой. Директор школы Григорий Михайлович вызвал его к себе и сказал:
— Пиши в планах, что хочешь. Комиссии я возьму на себя. Твоя задача чтобы детям нравились уроки. Научи их чему-нибудь полезному. Этим и занимайся.
Константин Иванович несколько удивился тому, что директор начал называть его «на ты», но возражать не стал. Он твердо решил, что будет в основном заниматься с детьми практической работой.
Практика всему голова. Константин Иванович вспомнил времена своей юности. Он тогда поступал в мореходку. Плохо давалась математика. Пришлось заниматься с репетитором. Это был известный в всей Одессе человек. Репетитор высокий седой старик когда-то преподавал в институте. Он славился тем, что из тех ребят, кто с ним занимались, поступали все. Брался заниматься он далеко не со всеми. Но Костя ему понравился своим упорством. Он взялся готовить мальчишку. Они днем и ночью решали уравнения и задачи. Ни какого изучения теорем и формул.
— Надо будет формула — сам ее выведешь, — говорил он Косте.
За полгода они прорешали все самые сложные уравнения из задачника Сканави. Экзамены по математике Костя тогда сдал на отлично — уравнение он решил пятью способами.
Оказывается и математика лучше усваивается при практическом применении, а труды уж тем более.
Практическая работа нравилось и ему и детям, но где взять столько объектов для труда? А инструменты и материалы? Он для пробы несколько раз просил детей приносить с собой хотя бы самое элементарное: ножницы, цветную бумагу, клей, картон. Но, не смотря на то, что все записали об этом в дневник — результат был плачевный. Полный комплект был только у половины ребят — по этому уроки шли плохо. Большинство ребят плохо делилось принесенным из дома. Дисциплина была слабая, многие дети слонялись без дела. А наводить дисциплину с помощью плохих оценок старому моряку не хотелось. Магазин учебно-наглядных пособий, в котором по идее должны были быть инструменты, не работал. Закупки по безналичному расчету оказались сопряжены с массой бюрократических процедур и ограничений. По этому Константин Иванович за свои деньги прикупил кое-что из инструментов. Но это проблему не решало. Нужны были материалы в большом количестве и желательно даром. Да еше чтобы из них можно было сделать что-нибудь путное.
Константин Иванович для себя твердо решил, что за два урока труда дети должны сделать что-то не только красивое и интересное, но еще с начала и до конца. Когда близок результат, дети полны энтузиазма и стараются вовсю.
Выход с материалами нашелся. Константин Иванович начал использовать природные материалы.
Дети на уроках сделали забавную модель мельницы. Потом смешную пушку и другие интересные самоделки. Для изготовления прекрасно подошли разные трубчатые травы. Они были такими легкими, что служили прекрасными украшениями для елки. Многие из иллюстраций Константин Иванович нашел в книге Федотова Г. Я. «Сухие травы: основы художественного ремесла» — выпущенной в 1999 году. Были и другие книги этого же автора. Все прекрасно выполненные с понятными инструкциями и чудесными рисунками. Глянув на эти рисунки, руки сами тянулись к инструменту. Будь то изделия из металла, бондарное дело или глиняная игрушка. Но все-таки больше всего полюбились старому моряку изделия из сухих трав.
В книге о травах он прочел такие поэтические строчки:
«Травы издревле одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непогоды. Многие из них были введены в культуру, давая пищу, одежду, строительные и поделочные материалы. Даже хлеб насущный — в буквальном смысле слова великий дар травянистых растений из семейства злаковых. Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие оказывали травы на народное искусство. Вышивки, кружева, плетения, набойные ткани, роспись по дереву, металлу и керамике испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только дорогих сердцу народно го художника луговых и лесных трав, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотных растений. Так в знаменитой хохломской травке внимательный глаз без труда угадает растрепанные и закрученные ветром упругие листья осоки»
Для того чтобы привести сухие травы Константину Ивановичу пришлось съездить на дачу. В автобусе на него смотрели с недоумением. Человек с дачи везет охапку сухих сорняков.
Когда не удавалось приготовить все материалы для новых самоделок, Константин Иванович шел с детьми на экскурсию. Экскурсии они проводили в ближайшем парке или на море «для сбора природного материала». Собирали ракушки, семена акации, каштаны. Потом Константин Иванович вечерами сидел в мастерской и придумывал чем же еще удивить ребят.
В мастерской он повесил плакат:
Ничто прекрасное бесследно не теряется. Не надо бояться бросать семена красоты по дорогам. Они останутся там лежать неделями, может быть, годами, но они не истлеют, подобно алмазам, и, в конце концов, кто-нибудь заметит их блеск, подберет их и уйдет счастливый.
Морис Метерлинк
— Удивить — значит победить, — часто повторял про себя Константин Иванович. Побеждать он собирался не ребят, а обстоятельства, мешающие ему работать.
Иногда ему это удавалось, а иногда нет. Так прошла почти вся первая четверть. Допоздна в окошках мастерской горел свет.